Статистика миграции населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Целью данного курсового проекта является всестороннее статистическое изучение и анализ миграционной активности населения России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность, значение миграционных процессов и показатели, их характеризующие;
- провести статистическое наблюдение за состоянием и движением миграционных потоков населения ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ………………………………………………………………….…8
1.1 Сущность, значение миграционных процессов и необходимость их статистического изучения…………………………………………………….….8
1.2 Задачи и система показателей статистики миграции населения…………13
1.3 Статистическое наблюдение за состоянием и движением миграционных потоков населения…………………………………………………………...…..16
2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ЗА 2006 – 2010 Г.Г………………………………..…23
2.1 Социально-экономическое положение России за 2006 – 2010 г.г………..23
2.2 Статистический анализ объема, структуры и динамики миграции……...28
2.3 Статистическое изучение динамики уровня миграционной активности населения ………………………………………………………………………...35
2.4 Статистический анализ международной трудовой миграции ……………41
3 СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОВНЯ МИГРАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ………………………………………………………...47
3.1 Факторный анализ показателей миграции населения с использованием индексного метода статистики……………………………………………….…47
3.2 Статистическое изучение взаимосвязи между уровнем миграции и среднедушевыми денежными доходами населения на основе корреляционно-регрессионного анализа…………………………………………………………51
3.3 Статистическое прогнозирование миграционной активности населения на основе экстраполяции и модели регрессии ………………………………..…..61
3.4 Основные направления повышения эффективности миграционной политики государства …………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….71
ПРИЛОЖЕНИ А - Показатели миграции населения…………………...…73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Социально – экономическое положение России в 2006-2010 г.г.........................................................77
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Сводные итоги миграции за 2006 – 2010 г.г………..79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г- Вынужденные переселенцы и беженцы……………..80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Наглядное представление миграционной ситуации России в 2009 году…………………………………....81
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - Численность трудовых мигрантов России в 2006-2010г.г……………………………………………....82
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - Расчетная таблица показателей миграции трудовых ресурсов…………………………………………...…83
ПРИЛОЖЕНИЕ И - Миграция. Общие итоги……………………………..84
ПРИЛОЖЕНИЕ К - Возрастно-половой состав прибывших мигрантов...85
ПРИЛОЖЕНИЕ Л - Возрастно-половой состав выбывших………………86

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.переделенная.docx

— 800.95 Кб (Скачать документ)

 

По формуле (3.26) рассчитаем параметры a и b. 

          a = 11,321/11=1,029           

          b = ( - 8,245-2,24-1,797-0,912-0,287+0+0,929+3,376+5,115+6,972+5,53 ) /          /110 =8,441/ 110= 0,077        

Подставляя полученные значения параметров a и b в исходное уравнение, получаем статистическую модель тренда для ряда динамики уровня миграции населения: 

      

ŷt = 1,029+0,077· t  

Определяем точечную оценку прогноза, для  чего подставляем  в уравнение тренда значение t для 2012 года (значение t для 2012 года равно 7) и рассчитываем значение уровня миграции  для 2012 года:

            ŷ12 = 1,029+0,077·7=1,568 ‰

Для определения интервальной оценки прогноза воспользуемся формулой:

                   ,                               (3.27)

 где Õt ( )- дискретная оценка прогноза;

 tα - коэффициент доверия при заданном уровне доверительной вероятности и числе степеней свободы k:

                                                   k = m – n,                                                        (3.28)

           где n – число уровней исходного ряда динамики;

                 m – число параметров в уравнении тренда.

       - остаточное среднеквадратическое отклонение от тренда:

                           .                                        (3.29)

         SÕt(Ỹt) = √ (2,665/9)=0,544

Интервальная оценка прогноза для уровня миграции в 2012 году составит:

 

1,568-1,833*0,544≤Qпрог≤1,568+1,833*0,544

0,571 ≤ Qпрог ≤ 2,565               

 

Таким образом, с вероятностью 90% можно ожидать, что в 2012году прогноз  величины уровня миграции составит не менее 0,571‰ и не более 2,565‰.

 

 

3.4 Основные  направления повышения эффективности  миграционной политики государства

 

Миграционная  политика осуществляется государством, региональными группировками и  другими международными организациями. Миграционная политика является одним из направлений демографической политики, включающей совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционные процессы. Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов. Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан, а эмиграционная политика — выезд граждан за рубеж.

Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями».

Основными направлениями государственной  миграционной политики Российской Федерации  являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий  стимулированных миграционных потоков. Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в  установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья [21].

Для проведения эффективной миграционной политики необходимо:

1)Органы государственной власти  Российской Федерации должны  содействовать скорейшему заключению  и практической реализации межгосударственных  соглашений, регулирующих процессы  переселения граждан, гарантирующих  их права и обязанности органов  государственной власти по содействию  добровольному переселению. 

2)Нарушение  прав и свобод человека и  гражданина является важнейшей  причиной возникновения потоков  перемещенных лиц на территории  России. Органы государственной  власти Российской Федерации  и органы государственной власти  субъектов РФ должны пресекать  попытки таких нарушений, действуя  в рамках законодательства России  и субъектов. 

3)Органы  законодательной власти субъектов  РФ должны разрабатывать и  принимать соответствующие законы  и иные нормативные правовые  акты с учетом разграничения  предметов ведения в этой сфере,  установленной Конституцией Российской  Федерации и имеющихся международных  обязательств России по защите  прав национальных меньшинств.

4)В Российской  Федерации есть регионы, нуждающиеся  в определенных мерах государственной  помощи для поддержания основ  жизнедеятельности проживающего  в них населения. Это относится  к большинству регионов Крайнего  Севера, прежде всего к тем  населенным пунктам, в которых  в результате действий государственных  и негосударственных структур  произошла невосполнимая ликвидация  рабочих мест и сокращение учреждений социальной сферы [20, 365-367].

Органы  государственной власти Российской Федерации должны принимать все  необходимые меры по совершенствованию  законодательства о правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной  рабочей силы. Особое внимание будет  уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.

Реализация  мер по сокращению и предупреждению незаконной внешней миграции требует  активизации работы по определению  правового положения иностранных  граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище в России, и развития системы иммиграционного контроля.

Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации  необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения  и использования иностранной  рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение  приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования  иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования  иностранных работников, условий  трудовых контрактов и норм трудового  законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства [9, С.234].

Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного  обмена, в том числе и в области  трудовой миграции, с приграничными  государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты  РФ вправе регулировать социально-экономические  миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.

В отдельных  субъектах приняты законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие  преференции выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов Федерации и из-за ее пределов. «Преференции или ограничения для отдельных категорий мигрантов должны быть законодательно оформлены и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах и не могут противоречить федеральному законодательству».

 Органы  государственной власти Российской  Федерации стремятся к расширению  возможностей субъектов РФ по  самостоятельному регулированию  миграционных процессов на их  территории в пределах их компетенции,  в том числе путем заключения  соответствующих договоров и соглашений [24].

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Миграции  населения, перемещения населения, связанные с переменой места  жительства. Миграции являются одной  из важнейших проблем народонаселения  и рассматриваются не только как  простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны  социально-экономической жизни. Миграционные перемещения населения сыграли  выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования  и смешения рас, языков и народов.

Изучение  миграционных перемещений занимает большое место, как в отечественной, так и в зарубежной статистике.

Разработка  программ: направленных на регулирование  миграционных потоков населения, по привлечению иностранных мигрантов  в качестве рабочей силы, по уменьшению доли нелегальных мигрантов на территории России, по обеспечению хороших условий  для проживания мигрантов на территории нашей страны является и др. - является одной из важнейших задач, стоящих  перед правительством РФ в настоящее  время. Так как, в современных условиях правильная миграционная  политика – залог успешного развития любого государства.

В ходе написания  курсовой работы были исследованы теоретические  основы статистики миграции населения, в том числе описаны сущность, значение миграционных процессов и  необходимость их статистического  изучения, задачи и система показателей  статистики миграции населения , было рассмотрено как статистика  наблюдает за состоянием и движением миграционных потоков населения .

На основании  отчетности федеральной службы государственной  статистики, был проведён анализ социального  развития и уровня жизни населения России за 2006-2010г.г. В результате которого было выявлено следующие аспекты:

- Наблюдается  значительное уменьшение численности населения в период с 2006 по 2009 г.г., и небольшой прирост населения в 2010 году по сравнению с 2009, который равен 0,01 млн.чел. или 0,007%.

 - Доходы населения с каждым годом растут, однако растут и расходы. Уменьшается разница между данными показателями, что говорит о неблагоприятных тенденциях в условиях жизни населения.

- имеются тенденции к улучшению экономического и социального состояния России, повышение естественного прироста населения, снижение коэффициента смертности, увеличение среднедушевых денежных доходов, заработной платы и ВВП.

В курсовой работе был проведён факторный анализ показателей миграции населения, в  результате которого были описаны факторы, за счет которых изменяется общий  уровень миграции. Аналитически, на основе корреляционно-регрессионного анализа,  была описана связь между  уровнем миграции  и среднедушевыми денежными доходами населения. В  результате анализа было установлено, что между уровнем миграции и  среднедушевыми денежными доходами существует прямая зависимость, и модель рассчитанная в курсовой работе является адекватной и её можно использовать в экономическом анализе.

На основе экстраполяции были сделаны  прогнозы уровня миграции на 2012 год, так. Было установлено, что с вероятностью 90% можно ожидать, что в 2012году прогноз  величины уровня миграции составит не менее 0,571‰ и не более 2,565‰. Также  были предложены основные направления  повышения эффективности миграционной политики государства.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Борисов В.А. Демография: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЦСИ,2001. - 272 с.

2.Голуб Л.А. Социально-экономическая  статистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.–272 с.

3.Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов/В.М. Гусаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463с.

4.Глущенко Г. И., Пономарев В. А. Миграция и развитие / Г.И.Глущенко- Спб.: Экономика,2009.-335с.

5.Ефимова М.Р. Социально-экономическая  статистика: Учебник / М.Р. Ефимова.- М.: Высшее образование, 2009.- 590с.

6.Курс социально-экономической  статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002. – 976 с.

7.Лезина М.Л. Статистика: учеб. пособие. – М.: Российская Академия предпринимательства; АП «Наука и образование», 2008. – 369 с.

8.Октябрьский, П.Я. Статистика: учеб. пособие / П.Я. Ок-тябрьский. - 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во С.-Петер. ун-та, 2001.–344 с.

9.Райская Н.Н. Российская  экономика в 2009-2010 годах: тенденции,  анализ, прогноз / Райская Н.Н., Рощина  Л.С., Френкель А.А., Баранов Э.Ф. // Вопросы статистики. – 2010. - №  1. – С. 45-60.

10.Рыбаковский Л.Л. Практическая демография/ Л.Л. Рыбаковский.- М.: ЦСИ, 2005. – 199 с.

11.Рыбаковский Л.Л. Миграция населения.Стадии миграционного процесса / Л.Л. Рыбаковский - М., 2001. – 159-168 с.

12.Рыбаковский Л.Л.Демографический понятийный словарь./ Л.Л.Рыбаковский - М.: ЦСП, 2003.-351 с.

13.Саак А. Э. Демография: Учебное пособие/ А.Э. Саак, А. В.  Тагаев.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -99 с.

Информация о работе Статистика миграции населения