Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:42, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является всестороннее статистическое изучение и анализ миграционной активности населения России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность, значение миграционных процессов и показатели, их характеризующие;
- провести статистическое наблюдение за состоянием и движением миграционных потоков населения ;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ………………………………………………………………….…8
1.1 Сущность, значение миграционных процессов и необходимость их статистического изучения…………………………………………………….….8
1.2 Задачи и система показателей статистики миграции населения…………13
1.3 Статистическое наблюдение за состоянием и движением миграционных потоков населения…………………………………………………………...…..16
2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ЗА 2006 – 2010 Г.Г………………………………..…23
2.1 Социально-экономическое положение России за 2006 – 2010 г.г………..23
2.2 Статистический анализ объема, структуры и динамики миграции……...28
2.3 Статистическое изучение динамики уровня миграционной активности населения ………………………………………………………………………...35
2.4 Статистический анализ международной трудовой миграции ……………41
3 СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОВНЯ МИГРАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ………………………………………………………...47
3.1 Факторный анализ показателей миграции населения с использованием индексного метода статистики……………………………………………….…47
3.2 Статистическое изучение взаимосвязи между уровнем миграции и среднедушевыми денежными доходами населения на основе корреляционно-регрессионного анализа…………………………………………………………51
3.3 Статистическое прогнозирование миграционной активности населения на основе экстраполяции и модели регрессии ………………………………..…..61
3.4 Основные направления повышения эффективности миграционной политики государства …………………………………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….71
ПРИЛОЖЕНИ А - Показатели миграции населения…………………...…73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Социально – экономическое положение России в 2006-2010 г.г.........................................................77
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Сводные итоги миграции за 2006 – 2010 г.г………..79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г- Вынужденные переселенцы и беженцы……………..80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Наглядное представление миграционной ситуации России в 2009 году…………………………………....81
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - Численность трудовых мигрантов России в 2006-2010г.г……………………………………………....82
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - Расчетная таблица показателей миграции трудовых ресурсов…………………………………………...…83
ПРИЛОЖЕНИЕ И - Миграция. Общие итоги……………………………..84
ПРИЛОЖЕНИЕ К - Возрастно-половой состав прибывших мигрантов...85
ПРИЛОЖЕНИЕ Л - Возрастно-половой состав выбывших………………86
По формуле (3.26) рассчитаем параметры a и b.
a = 11,321/11=1,029
b = ( - 8,245-2,24-1,797-0,912-0,287+
Подставляя полученные значения параметров a и b в исходное уравнение, получаем статистическую модель тренда для ряда динамики уровня миграции населения:
ŷt = 1,029+0,077· t
Определяем точечную оценку прогноза, для чего подставляем в уравнение тренда значение t для 2012 года (значение t для 2012 года равно 7) и рассчитываем значение уровня миграции для 2012 года:
ŷ12 = 1,029+0,077·7=1,568 ‰
Для определения интервальной оценки прогноза воспользуемся формулой:
, (3.27)
где Õt ( )- дискретная оценка прогноза;
tα - коэффициент доверия при заданном уровне доверительной вероятности и числе степеней свободы k:
где n – число уровней исходного ряда динамики;
m – число параметров в уравнении тренда.
- остаточное среднеквадратическое отклонение от тренда:
.
SÕt(Ỹt) = √ (2,665/9)=0,544
Интервальная оценка прогноза для уровня миграции в 2012 году составит:
1,568-1,833*0,544≤Qпрог≤1,568+
0,571 ≤ Qпрог ≤ 2,565
Таким образом, с вероятностью 90% можно ожидать, что в 2012году прогноз величины уровня миграции составит не менее 0,571‰ и не более 2,565‰.
3.4 Основные
направления повышения
Миграционная политика осуществляется государством, региональными группировками и другими международными организациями. Миграционная политика является одним из направлений демографической политики, включающей совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционные процессы. Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов. Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан, а эмиграционная политика — выезд граждан за рубеж.
Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями».
Основными
направлениями государственной
миграционной политики Российской Федерации
являются: предупреждение, предотвращение
и минимизация негативных последствий
стимулированных миграционных потоков.
Важнейшим направлением предупреждения
вынужденных миграций из-за пределов
России и незаконной иммиграции является
учет правового и социально-
Для проведения эффективной миграционной политики необходимо:
1)Органы государственной
2)Нарушение
прав и свобод человека и
гражданина является важнейшей
причиной возникновения
3)Органы
законодательной власти
4)В Российской
Федерации есть регионы,
Органы государственной власти Российской Федерации должны принимать все необходимые меры по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.
Реализация
мер по сокращению и предупреждению
незаконной внешней миграции требует
активизации работы по определению
правового положения
Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства [9, С.234].
Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.
Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.
В отдельных субъектах приняты законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие преференции выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов Федерации и из-за ее пределов. «Преференции или ограничения для отдельных категорий мигрантов должны быть законодательно оформлены и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах и не могут противоречить федеральному законодательству».
Органы
государственной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграции
населения, перемещения населения,
связанные с переменой места
жительства. Миграции являются одной
из важнейших проблем
Изучение миграционных перемещений занимает большое место, как в отечественной, так и в зарубежной статистике.
Разработка
программ: направленных на регулирование
миграционных потоков населения, по
привлечению иностранных
В ходе написания курсовой работы были исследованы теоретические основы статистики миграции населения, в том числе описаны сущность, значение миграционных процессов и необходимость их статистического изучения, задачи и система показателей статистики миграции населения , было рассмотрено как статистика наблюдает за состоянием и движением миграционных потоков населения .
На основании отчетности федеральной службы государственной статистики, был проведён анализ социального развития и уровня жизни населения России за 2006-2010г.г. В результате которого было выявлено следующие аспекты:
- Наблюдается значительное уменьшение численности населения в период с 2006 по 2009 г.г., и небольшой прирост населения в 2010 году по сравнению с 2009, который равен 0,01 млн.чел. или 0,007%.
- Доходы населения с каждым годом растут, однако растут и расходы. Уменьшается разница между данными показателями, что говорит о неблагоприятных тенденциях в условиях жизни населения.
- имеются тенденции к улучшению экономического и социального состояния России, повышение естественного прироста населения, снижение коэффициента смертности, увеличение среднедушевых денежных доходов, заработной платы и ВВП.
В курсовой работе был проведён факторный анализ показателей миграции населения, в результате которого были описаны факторы, за счет которых изменяется общий уровень миграции. Аналитически, на основе корреляционно-регрессионного анализа, была описана связь между уровнем миграции и среднедушевыми денежными доходами населения. В результате анализа было установлено, что между уровнем миграции и среднедушевыми денежными доходами существует прямая зависимость, и модель рассчитанная в курсовой работе является адекватной и её можно использовать в экономическом анализе.
На основе экстраполяции были сделаны
прогнозы уровня миграции на 2012 год, так.
Было установлено, что с вероятностью
90% можно ожидать, что в 2012году прогноз
величины уровня миграции составит не
менее 0,571‰ и не более 2,565‰. Также
были предложены основные направления
повышения эффективности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Борисов В.А. Демография: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЦСИ,2001. - 272 с.
2.Голуб Л.А. Социально-
3.Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов/В.М. Гусаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463с.
4.Глущенко Г. И., Пономарев В. А. Миграция и развитие / Г.И.Глущенко- Спб.: Экономика,2009.-335с.
5.Ефимова М.Р. Социально-
6.Курс социально-
7.Лезина М.Л. Статистика: учеб. пособие. – М.: Российская Академия предпринимательства; АП «Наука и образование», 2008. – 369 с.
8.Октябрьский, П.Я.
9.Райская Н.Н. Российская экономика в 2009-2010 годах: тенденции, анализ, прогноз / Райская Н.Н., Рощина Л.С., Френкель А.А., Баранов Э.Ф. // Вопросы статистики. – 2010. - № 1. – С. 45-60.
10.Рыбаковский Л.Л. Практическая демография/ Л.Л. Рыбаковский.- М.: ЦСИ, 2005. – 199 с.
11.Рыбаковский Л.Л. Миграция населения.Стадии миграционного процесса / Л.Л. Рыбаковский - М., 2001. – 159-168 с.
12.Рыбаковский Л.Л.
13.Саак А. Э. Демография: Учебное пособие/ А.Э. Саак, А. В. Тагаев.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -99 с.