Организация кружковой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание

Цель работы
Изучить историю бисероплетения, организацию внеклассной работы, технологию бисероплетения. Разработать программу кружка «Бисероплетения» для девочек 10-13 лет, рассчитанную на 1 год.

Содержание

Введение
Глава 1. Организация кружковой работы
1.Организация внеклассной работы в школе
2.Кружок - как основная форма организации внеклассной работы в школе
3.Технология бисероплетения
Глава 2. Организация кружка «Бисероплетения»
2.1. Программа кружка «Бисероплетения»
1. Пояснительная записка
2. Цели, задачи кружка, ориентация
3. Поурочное планирование
4. Содержание
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 59.16 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Технология бисероплетения

Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.[5]

Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения. [5]

История бисера уходит корнями  в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам  материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство  создания украшений появилось практически  в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал  себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена  первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь  себя от злых духов. В древних раскопках  многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни  с просверленными дырочками.

В качестве украшений использовались такие природные материалы, как  семена, стручки, орехи, ракушки, когти  и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого  животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел  начинают попадаться металлические  бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной  монетой и был символом богатства  и власти.

Через украшения человек  выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные  для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные  из перьев и раковин. Бусины для своих  украшений индейцы изготавливали  из различных материалов – в ход  шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя и ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены  бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала  использовали кристаллы.[2]

Родиной бисера считается  Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние  египтяне около 3000 лет тому назад  научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали  им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался  в основном для вышивки или  простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения  сетчатого низания стали изготавливать  и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и  схемы, бисероплетение начало развиваться  и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и  пр. Бисер быстро оказался излюбленным  материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и  экспортироваться в разные страны.

Вслед за Египтом бисер  появился в Сирии. Секреты этих народов  переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное  устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне  торговали бисером по всей своей  империи. Древние кельты и викинги  тоже знали бисероплетение, имели  схемы и узоры, изготавливали  бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой.

Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов  и нагрудную часть рубах, а  также шаровары, пояса и головные уборы.

Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.

С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции  от пожаров издали указ о перенесении  всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли  различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху  Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и  бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла.[2]

Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

С 1275 г. под угрозой конфискации  запрещается вывоз из Венеции  сырья, чтобы не дать возможности  установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший  стеклоделом, причислялся к привилегированным  слоям общества. В XV в. жители острова  Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В XV—XVII вв. наблюдается  расцвет искусства венецианских стеклоделов.

Венеция на многие века стала  единственным центром бисерного  производства. Она снабжала бисером  Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов  Африки его использовали как разменную  монету. Громадный сбыт бисера шел  в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

После открытия Америки и  установления морского пути в Индию  на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI— XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые экпортировались  со времен романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В  Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.

В конце 17 - начале 18 века бисер  начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым  значительным конкурентом Венеции  стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После  этого бисероплетение стало популярным и в других странах.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания  трубок из стекла, что ускорило и  удешевило производство бисера. Соперничество  конкурировавших между собой  за рынок сбыта Венеции и Богемии  способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные  ярмарки бисера, а в Нюрнберге  располагался постоянный склад продукции  венецианских мастеров.[2]

С конца 18в способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все  модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые  до сих пор не потеряли своей яркости  и привлекательности, благодаря  этому долговечному материалу.

Большой расцвет увлечения  бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали  дамские сумочки, бумажники, подстаканники.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация кружка бисероплетения.

2.1.Программа кружка бисероплетения.

1.Пояснительная записка.

      На протяжении  всей истории человечества народное  искусство было неотъемлемой  частью национальной культуры. Народное  искусство сохраняет традиции  преемственности поколений, влияет  на формирование художественных  вкусов. Основу декоративно-прикладного  искусства составляет творческий  ручной труд мастера. Бисероплетение  известно с глубокой древности  как вид художественных ремесел.  Из поколения в поколение передавались  его лучшие традиции. Бисероплетение  сохраняет свое значение и  в наши дни. Занятия бисероплетением  вызывают у школьников большой  интерес. Кружковые занятия по  обучению учащихся бисероплетению  направлены на воспитание художественной  культуры школьников, развитие их  интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая  программа построена так, чтобы  дать школьникам ясные представления  о системе взаимодействия искусства  с жизнью. В ней предусматривается  широкое привлечение жизненного  опыта детей. Развитие художественного  восприятия и практическая деятельность  в программе представлены в  их содержательном единстве. В  ходе кружковой работы учащиеся  знакомятся с основами бисероплетения, историей бисера, осваивают способы  плетения и вышивания бисером.  У них развивается эстетический  вкус, формируется представление  о декоративно-прикладном искусстве.  Дети учатся экономно расходовать  используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”.  Формирование “культуры творческой  личности” предполагает развитие  в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных  способностей. 

    Человек с глубокой древности имел потребность украшать себя и окружающие его предметы. Носить украшения люди начали намного раньше, чем одеваться. Стремление украшать себя, жилище, предметы быта было одним из проявлений чувства прекрасного, началом развития художественного вкуса, творческого подхода к обыденным вещам. [4]

        Сейчас, в современном  мире, существует  много возможностей украсить  себя, но стремление к индивидуальности  подвигнет участников кружка  к созданию своих собственных,  неповторимых изделий. Украшения  из бисера необыкновенно разнообразны. Они могут придать шарм самым  привычным, примелькавшимся предметам одежды, и , самое главное, они недороги и легки в исполнении.

         Вооружившись простейшими инструментами  и освоив нехитрые методы работы, можно создать своими руками  бусы, ожерелье, колье, серьги, браслеты  и многое другое. Участники кружка  смогут позволить себе роскошь  иметь оригинальный комплект  украшений (а то и не один) к каждому наряду. Милые неповторимые  мелочи, изготовленные участницами  кружка, надолго сохранят тепло  рук, вложенную фантазию и старание. А те дорогие чувства и   любовь, которые девочки смогут  вкладывать в свои изделия,  послужат оберегами для близких  в трудную минуту. 

     На теоретическую  часть занятия  отводится меньше  времени, чем на практические  действия. Использование схем и  других видов изобразительной  наглядности увеличивает время  на занятии на практическую  работу, позволяет наиболее подготовленным  учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу  рук”, а учителю иметь большую  возможность оказать помощь менее  подготовленным учащимся.[4]

      С самого  начала процесса обучения необходимо  систематически обращать внимание  детей на соблюдение правил  безопасности труда при работе  с иглами и ножницами. В программу  включается не только перечень  практических работ, но и темы  бесед,  расширяющих кругозор  детей. Творческое развитие школьников  осуществляется через знакомство  с произведениями декоративно-прикладного  искусства,  образцами дизайнерских  разработок. Изготовление своими  руками красивых и нужных предметов  вызывает повышенный интерес  к работе и приносит удовлетворение  результатами труда. Художественные  изделия могут выполняться как  индивидуально, так и коллективно.

На занятиях учащиеся смогут ознакомиться со всеми известными техниками  плетения, и  с помощью специальных  несложных схем смогут получить практические навыки плетения, освоить основы бисероплетения, научатся вышивать бисером. Здесь они  получат рекомендации по подбору  материалов и инструментов, соблюдению основных правил плетения, организации  рабочего места.

     Кружок бисероплетения  поможет учащимся развить свои  творческие способности, сформировать  эстетический вкус, воспитать усидчивость,  целеустремленность, аккуратность. На  занятиях ученики могут проявить  самостоятельность, инициативу, предложить свои разработки, используя имеющиеся схемы плетения или же комбинируя  различные их элементы.

Ученицы получат знания об истории создания бисера, ознакомятся  с разновидностью бисера, о практическом применении бисера при декоративном оформлении одежды, аксессуаров, украшении  интерьера. Также на занятиях учащиеся ознакомятся со способами вышивания  бисером, научатся применять свои умения в практике.

         Полученные практические навыки  позволят детям создавать свои  собственные шедевры, помогут  собственными руками сделать  уникальные  элегантные украшения,  подарки и сувениры.

      Результатом  реализации данной программы  являются выставки детских работ,  как местные (на базе школы,  города ), так и областные, республиканские,  международные, использование поделок-сувениров  в качестве подарков. Общественное  значение результатов декоративно-прикладной  деятельности школьников играет  определенную роль в их воспитании.[5]

Планирование кружка предполагает участие ребят в различных  выставках, конкурсах в рамках школы, в районном и областном масштабе. Лучшие работы учащихся будут поощрены грамотами и ценными сувенирами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цели, задачи кружка. Ориентация.

Цели кружка:

- Нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения

- Активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни

в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

 

Задачи кружка:

- Развитие творческих возможностей учащихся.

- Формирование эстетического вкуса

- Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

- Ознакомление с историей возникновения бисера, способами использования бисера в быту, видами бисера

- Воспитание усидчивости, целеустремленности, аккуратности, творческой  инициативы

- Освоение основ бисероплетения: плетение крестом, мозаика, сетчатое плетение, наплетение на цепочку, объемное плетение, ажурное, параллельное, кирпичное и др.

- Обучение правил пользования готовыми схемами плетения и создание на их основе  своих схем

- Получение навыков и умений низания, вышивки бисером

- Ознакомление с основами цветоведения, правилами создания композиции

Информация о работе Организация кружковой работы