Организация медико-социальной работы по профилактике вич-инфекции в студенческой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:43, дипломная работа

Описание

Проблема распространения ВИЧ-инфекции носит глобальный характер и остается одной из наиболее острых и актуальных проблем, стоящих перед человечеством в целом. Развитие эпидемиологической ситуации принимает угрожающий характер. Этот неоспоримый факт признан Генеральной Ассамблеей ООН в документе «Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом». По данным ООН и Всемирной организации здравоохранения в настоящее время около 40 млн. человек страдают от этой инфекции, 24 млн. уже умерло от СПИДа. Ежедневно в мире происходит заражение 14 тыс. человек

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
История возникновения проблемы ВИЧ/СПИДа и развития
профилактики в России и за рубежом ……………………………………… 7
Сущность и содержание медико-социальной работы по
профилактикеВИЧ-инфекции………………………………………………. 13
Особенности медико-социальной работы по профилактике
ВИЧ-инфекции в студенческой среде ……………………………………… 19
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
2.1 Опыт профилактической работы в бюджетном учреждении «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными
заболеваниями»………………………………………………………………. 26
2.2. Экспериментальное исследование по изучению уровня знаний о
проблеме ВИЧ-инфекции и отношение студентов к данной проблеме…... 32
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
3.1. Организация медико-социальной работы по профилактике
ВИЧ-инфекции среди студентов Нижневартовского государственного
гуманитарного университета ………………………………………………. 39
3.2. Анализ реализации программы профилактики ВИЧ-инфекции и
наркомании в ГОУ ВПО «Нижневартовском государственном
гуманитарном университете»……………………………………………….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Аббазовой А.Н..docx

— 218.20 Кб (Скачать документ)

Приложение 3(продолжение)

1. Цели и задачи  программы 

Целевая группа - студенты, обучающиеся в Нижневартовском государственном гуманитарном университете в возрасте от 17 – 23 лет.  

Цель: создание в студенческой среде условий, препятствующих распространению ВИЧ-инфекции и наркомании.  
 

Задачи: 

  1. разработать и внедрить систему профилактических и коррекционных  мероприятий;
  2. повысить мотивацию студентов к сохранению своего здоровья;
  3. информировать  студентов о проблеме ВИЧ- инфекции и наркомании, о путях распространения ВИЧ-инфекции, о профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании;
  4. организовать деятельность волонтерской площадки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3(продолжение) 

2. Концептуальные основы  программы 

2.1 Принципы реализации  программы 

Гуманистический     принцип     - все     участники     образовательного     процесса

рассматриваются  как  соавторы в совместной  деятельности,   основанной  на самоуважении и самореализации

Принцип комплексности -  комплексная реализация мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании

Принцип системности - непрерывность работы по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании участников образовательного процесса

Принцип природосообразности -  работа по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании строится с учетом возрастных, физиологических особенностей личности

Принцип контроля за результатами  - получение обратной связи (проведение диагностик)  

Принцип субъективности - педагоги и волонтеры максимально содействуют развитию способности студента осознавать свое «Я» в связях другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также оценивать свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип целостности - отношение студента ко всем жизненным проявлениям,   поэтому   влияние   на   студентов   должно   обеспечивать активный выход на все каналы восприятия:  аудиальный, визуальный, кинестетический, влияние на разум, чувства.

Принцип        альтернативности - обеспечение многообразия видов деятельности для студентов- участников программы. 

2.2 Основные подходы  к профилактике  ВИЧ/СПИДа.

     Информационный  подход - основывается на том, что низкая информированность студентов о проблеме ВИЧ/СПИДа и наркомании, способах защиты от ВИЧ-инфекции или недоступность достоверной информации по проблеме приводит к тому, что люди ведут рискованную жизнь.

     Данный  подход предполагает, что повышение  уровня знаний людей о проблеме ВИЧ/СПИДа  и наркомании, путях передачи ВИЧ-инфекции и способах защиты дает им возможность  осознать близость данной проблемы и  более ответственно подходить к  своей жизни, следовать безопасной стратегии жизни.  

Приложение 3(продолжение) 

     Подход  развития жизненных  навыков - опирается на факт того, что люди ведут себя рискованно в отношении ситуаций возможного заражения ВИЧ-инфекцией или начать употреблять наркотические вещества, поскольку не обладают навыками защиты, а также из-за недостаточного развития навыков общения, решения конфликтных ситуаций, умения говорить “нет”, отстаивать свои позиции. Данный подход предполагает длительную, комплексную работу, использование различных методов профилактики, включая развитие различных жизненных навыков, повышение личной уверенности и жизненной компетентности.

     Подход  ценностной альтернативы – опирается на факт того, что значимая альтернативная деятельность способствует отказу от практики рискованного поведения. Данный подход предполагает продвижение ценностей здорового образа жизни, целомудренных отношений, верности в любви, семьи.

     Социальный  подход – основан на учете роли социальных факторов, которые способствуют или препятствуют рискованному поведению. Чаще всего социальный подход реализуется через ролевые игры и техники усиления определенных видов социального поведения. Подход аффективного (эмоционального) обучения – концентрируется на ощущениях, переживаемых человеком, его умении их распознавать и управлять ими.

     Все многообразие профилактических подходов существует одновременно, перекликается  и взаимодействует друг с другом. 

2.3 Основные понятия  программы 

Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;

Профилактика  наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.

Профилактика определяется как «система государственных, социальных, правовых, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья населения и предупреждение болезней.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека 

Приложение 3(продолжение) 

ВИЧ-инфекция – это прогрессирующее антропонозное заболевание с преимущественно перкутанным механизмом заражения, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы с развитием иммунодефицита, который проявляется оппортунистическими инфекциями, злокачественными новообразованиями и аутоиммунными эффектами

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

Вирус (от лат. virus - яд) – неклеточная форма жизни, представляющая собой крайне упрощенную паразитическую структуру, способную проникать в живую клетку и размножаться внутри нее.

Иммунодефицитнеспособность некоторых звеньев иммунной системы нормально функционировать, в результате чего снижается сопротивляемость организма человека к инфекционным агентам и повышается вероятность развития различных заболеваний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3(продолжение) 

  1. Механизм  реализации программы
 

     Программа по профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании  реализуется в три этапа:

      

     Подготовительный  этап : март – апрель 2008 г

     Опрос студентов. Выявление проблем, поиск путей их решения. 

     Основной  этап: январь 2009 - июнь 2010 годы

      Осуществление деятельности по реализации мероприятий  программы по приоритетным направлениям. 

      Завершающий этап: июнь-июль 2010 год

      Анализ  итогов реализации программы. Обобщение  и распространение положительного опыта. 
 
 

    Направления деятельности 

Диагностическое  – проведение социологических опросов, анализ реализации

программы.

Информационное – издание печатных материалов по ВИЧ/СПИДу и

наркомании.

Образовательное – разработка и реализация просветительных программ по профилактике ВИЧ и наркомании, проведение семинаров, общественных акций, конкурсов.

Организационное – организация деятельности волонтерской площадки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3(продолжение) 

  1. План  действий по реализации программы 
 
Этапы Наименование  мероприятий Срок  реализации Исполнители
1 2 3 4
1. Подготовительный  этап 
1.1 Проведение  социалогического исследования по изучению проблемы Март – Апрель

2008

Руководитель  программы
1.2 Ознакомление  с опытом ведущих ВУЗов по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании 2008 Руководитель  программы
1.3 Разработка  программы профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании в НГГУ Октябрь –Декабрь

2008

Руководитель  программы
1.4 Ознакомление  участников образовательного процесса с комплексно-целевой программой Январь 2009 Руководитель  программы
2. Основной этап
2.1 Обучение волонтеров в БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». Февраль – Март

2009

Специалисты центра «Анти-СПИД»
2.2 Ведение      лекториев      «Медико-социальная     работа по предупреждению наркомании и ВИЧ-инфекции» для студентов Март 2009 Преподаватели
2.3 Проведение  семинаров волонтерами  Апрель 2009 Студенты-волонтеры
2.4 Проведение  тренингов и семинаров  с кураторами на темы «ВИЧ-инфекция», «Наркомания» Март – Апрель

2009

Педагоги-психологи

Руководитель  программы

Студенты-волонтеры

2.6 Изготовление  информационных буклетов для студентов по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании В течение года Руководитель  программы
2.7 Оформление  в корпусах и студенческих общежитиях уголков «Здоровый образ жизни». В течение года Руководитель  программы

Студенческий  центр

2.8 Изготовление  методической рекомендаций по профилактике ВИЧ-инфекции для кураторов групп Март – Апрель

2009

Руководитель  программы
2.9 Проведение  «Круглых столов» по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании Май

2009

Руководитель  программы
2.10 Организация и  проведение конкурса на лучшую организацию  антинаркотической акции Июнь

2009

Руководитель  программы

Кураторы  студ. групп

2.11 Создание форума на университетском сайте Сентябрь

2009

Руководитель  программы
2.12 Организация и  проведение конкурса «От слов к действию»  на лучшее печатное издание по профилактике наркомании Октябрь

2009

Руководитель  программы

Кураторы  студ. групп

2.13 Проведение  кураторских часов по темам «ВИЧ-инфекция», «Наркомания», «Репродуктивное здоровье», «Инфекции передающиеся половым  путем (ИППП)», «Здоровый образ жизни» Декабрь 2009 -  Январь 2010 Кураторы студ. групп

Студенты-волонтеры

2.14 Организация и  проведение профилактической акции  «КВИЛТ», приуроченная к международному Дню борьбы со СПИДом Декабрь

2009

Руководитель  программы

Кураторы  студ. групп

Студенческий  совет

2.15 Публикация рубрик в студенческой периодической печати о вреде наркомании и других зависимостей, ВИЧ-инфекции и ИППП В течении года Руководитель  программы

Пресс-центр

3. Завершающий этап
3.1 Анализ итогов реализации программы  2010 г Руководитель  программы
3.2 Обобщение и  распространение 

  положительного  опыта  работы по комплексно-целевой  программе.

2010 г Руководитель  программы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3(продолжение) 

    5.  Предполагаемые результаты  реализации программы  

    5.1. Ожидаемые результаты: 

  1. Изменение отношения к своему здоровью участников

образовательного  процесса: способность противостоять  вредным привычкам, желание вести  здоровый образ жизни.

  1. Повышение мотивации у студентов к сохранению своего здоровья.
  2. Повышение информированности студентов по вопросам профилактики

ВИЧ-инфекции и наркомании.

  1. Функционирование волонтерской площадки для проведения

профилактической  работы. 

    5.2. Критерии результативности  и эффективности  ожидаемых результатов 

  1. Осознанное  отношение к своему здоровью, потребность  в ведении здорового активного  образа жизни, отказ от вредных привычек.
  2. Формирование у студентов негативного отношения к употреблению наркотических и психотропных веществ.
  3. Уровень информированности студентов по вопросам профилактики ВИЧ и наркомании.
  4. Количество проведенных профилактических семинаров и охват студентов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3(продолжение) 

    1. Ресурсное обеспечение программы
 

    Кадровое  обеспечение 

    Кадры Количество
    1 Педагог 2
    2 Педагог-психолог 1
    3 Специалист  центра «Анти-СПИД» 2
    4 Куратор академических  групп 4
    5 Студент-волонтер 18
    Всего 27

Информация о работе Организация медико-социальной работы по профилактике вич-инфекции в студенческой среде