Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:43, дипломная работа
Проблема распространения ВИЧ-инфекции носит глобальный характер и остается одной из наиболее острых и актуальных проблем, стоящих перед человечеством в целом. Развитие эпидемиологической ситуации принимает угрожающий характер. Этот неоспоримый факт признан Генеральной Ассамблеей ООН в документе «Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом». По данным ООН и Всемирной организации здравоохранения в настоящее время около 40 млн. человек страдают от этой инфекции, 24 млн. уже умерло от СПИДа. Ежедневно в мире происходит заражение 14 тыс. человек
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
История возникновения проблемы ВИЧ/СПИДа и развития
профилактики в России и за рубежом ……………………………………… 7
Сущность и содержание медико-социальной работы по
профилактикеВИЧ-инфекции………………………………………………. 13
Особенности медико-социальной работы по профилактике
ВИЧ-инфекции в студенческой среде ……………………………………… 19
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
2.1 Опыт профилактической работы в бюджетном учреждении «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными
заболеваниями»………………………………………………………………. 26
2.2. Экспериментальное исследование по изучению уровня знаний о
проблеме ВИЧ-инфекции и отношение студентов к данной проблеме…... 32
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
3.1. Организация медико-социальной работы по профилактике
ВИЧ-инфекции среди студентов Нижневартовского государственного
гуманитарного университета ………………………………………………. 39
3.2. Анализ реализации программы профилактики ВИЧ-инфекции и
наркомании в ГОУ ВПО «Нижневартовском государственном
гуманитарном университете»……………………………………………….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………
Более
детальный анализ помог выявить
уровень знаний, проанализировать отношение
и поведение студентов (см. Рис. 1, 2, табл.
6).
Рис. 1. Уровень знаний студентов о проблеме ВИЧ-инфекции
(Констатирующий
этап)
Таблица 6
Отношение студентов к проблеме ВИЧ-инфекции
(Констатирующий этап)
Отношение | Количество опрашиваемых (%) |
Считают проблему серьезной | 33 |
Считают проблему несерьезной | 67 |
Негативное
отношение к
ВИЧ-инфицированным |
4 |
Нейтральное
отношение к
ВИЧ-инфицированным |
96 |
Рис. 2. Анализ поведения студентов по отношению к ВИЧ-инфекции
(Констатирующий
этап)
На основе анализа полученных результатов, в ходе констатирующего этапа эксперимента, были выявлены следующие проблемы:
- студенты не видят реальной опасности инфицирования ВИЧ для
себя и своих близких;
- недостаточно полные знания о путях передачи ВИЧ-инфекции;
- не все студенты желают знать о проблеме ВИЧ-инфекции больше;
На
решение выявленных проблем был
направлен формирующий
Вывод
по 2 главе.
Таким образом, мы видим, что центр «Анти-СПИД» ведет профилактическую работу с подростками по подготовке волонтерского движения, также организовывает работу волонтеров, разрабатывает и выпускает в большом количестве печатную продукцию, активно взаимодействуют с другими учреждениями города. Центр как организовывает, так и участвует в различных конкурсах и акциях городского, регионального и всероссийского уровнях.
Констатирующий этап
Анализ
сформированности понятий и отношения
студентов к ВИЧ-инфекции в ходе констатирующего
этапа эксперимента выявил проблемы, которые
легли в основу разработки профилактической
программы в рамках формирующего эксперимента.
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ
ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ
СРЕДЕ
ВИЧ-инфекции
среди студентов
Нижневартовского государственного
гуманитарного университета
В основу организации медико-социальной работы по предупреждению ВИЧ-инфекции в студенческой среде были положены результаты констатирующего эксперимента.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу профилактической работы со студентами по предупреждению ВИЧ-инфекции.
Задачи исследования:
1.
Определить основные
2. Выделить наиболее эффективные формы и методы профилактической работы со студентами по предупреждению ВИЧ-инфекции.
3. Разработать и реализовать программу профилактики ВИЧ-инфекции в ГОУ ВПО «Нижневартовском государственном гуманитарном университете».
База эксперимента: ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет».
Решение задач исследования формирующего этапа и проблемы, выявленные в ходе констатирующего этапа, послужили основой проведения дополнительного исследования среди кураторов академических групп, направленного на изучение организации профилактической работы со студентами по предупреждению ВИЧ-инфекции.
В исследовании приняли участие 6 кураторов академических групп факультета педагогики и психологии с 1 по 5 курсов.
Исследование проведено с помощью анкетного опроса (Приложение 2). С помощью вопросов предлагалось узнать о более эффективных методах работы со студентами, какие мероприятия проводятся в группах, и какое участие принимают в профилактике ВИЧ-инфекции сами кураторы.
Исследование среди кураторов групп показало, что 100% (6 человек) имеют полное представление о ВИЧ/СПИДе, 67% (4 человека) считают основными путями распространения инфекции половой и через кровь, 50% (3 человека) думают, что можно остановить эпидемию, а 50% (3 человека) - нет. Наиболее эффективными методами работы по профилактике ВИЧ-инфекции кураторы назвали просмотр фильмов, участие в волонтерском движении, распространение буклетов, использование наглядных методов. Основные мероприятия, которые проводятся в группе со студентами: оформление стенда «Здоровый образ жизни», встреча за «круглым столом» со специалистами из центра «Анти-СПИД», проведение беседы, кураторский час посвященный теме здоровья. Участие кураторов групп в профилактике ВИЧ-инфекции - это беседа, формирование мотивации на здоровье в ходе проведения своей дисциплины, участие в заседании «круглого стола», пропаганда здорового образа жизни. Кураторы хотели бы повысить свой образовательный уровень в этой проблеме, а именно узнать статистические данные о распространении ВИЧ-инфекции в России, ХМАО и по городу; современные методы работы со студентами, как контактировать с людьми, больными ВИЧ/СПИДом.
В целях решения выявленных проблем была разработана программа профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании в Нижневартовском государственном гуманитарном университете (Приложение 3).
Цель
программы: создание в студенческой
среде условий, препятствующих распространению
ВИЧ-инфекции.
Задачи программы:
мероприятий, направленных на предупреждение, возникновение и распространение ВИЧ-инфекции в студенческой среде.
о путях распространения ВИЧ-инфекции, о профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании.
Направления деятельности:
Таблица 7
План действий по реализации программы
Этапы | Наименование мероприятий | Срок реализации | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Подготовительный этап | |||
1.1 | Проведение социологического исследования по изучению проблемы | Март – Апрель
2008 |
Руководитель программы |
1.2 | Ознакомление с опытом ведущих ВУЗов по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании | 2008 | Руководитель программы |
1.3 | Разработка программы профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании в НГГУ | Октябрь –Декабрь
2008 |
Руководитель программы |
1.4 | Ознакомление
участников образовательного процесса
с комплексно-целевой |
Январь 2009 | Руководитель программы |
2. Основной этап | |||
2.1 | Обучение волонтеров
в БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский центр
по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными
заболеваниями»
|
Февраль – Март
2009 |
Специалисты центра «Анти-СПИД» |
2.2 | Ведение лекториев «Медико-социальная работа по предупреждению наркомании и ВИЧ-инфекции» для студентов | Март 2009 | Преподаватели |
2.3 | Проведение семинаров волонтерами | Апрель 2009 | Студенты-волонтеры |
2.4 | Проведение тренингов и семинаров с кураторами на темы «ВИЧ-инфекция», «Наркомания» | Март – Апрель
2009 |
Педагоги-психологи
Руководитель программы Студенты-волонтеры |
2.6 | Изготовление информационных буклетов для студентов по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании | В течение года | Руководитель программы |
2.7 | Оформление в корпусах и студенческих общежитиях уголков «Здоровый образ жизни». | В течение года | Руководитель
программы
Студенческий центр |
2.8 | Изготовление методической рекомендаций по профилактике ВИЧ-инфекции для кураторов групп | Март – Апрель
2009 |
Руководитель программы |
2.9 | Проведение «Круглых столов» по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании | Май
2009 |
Руководитель программы |
2.10 | Организация и проведение конкурса на лучшую организацию антинаркотической акции | Июнь
2009 |
Руководитель
программы
Кураторы студ. групп |
2.11 | Создание форума на университетском сайте | Сентябрь
2009 |
Руководитель программы |
2.12 | Организация и проведение конкурса «От слов к действию» на лучшее печатное издание по профилактике наркомании | Октябрь
2009 |
Руководитель
программы
Кураторы студ. групп |
2.13 | Проведение кураторских часов по темам «ВИЧ-инфекция», «Наркомания», «Репродуктивное здоровье», «Инфекции передающиеся половым путем», «Здоровый образ жизни» | Декабрь 2009 - Январь 2010 | Кураторы студ.
групп
Студенты-волонтеры |
2.14 | Организация и проведение профилактической акции «КВИЛТ», приуроченная к международному Дню борьбы со СПИДом | Декабрь
2009 |
Руководитель
программы
Кураторы студ. групп Студенческий совет |
2.15 | Публикация рубрик в студенческой периодической печати о вреде наркомании и других зависимостей, ВИЧ-инфекции и инфекций передающихся половым путем | В течение года | Руководитель
программы
Пресс-центр |
3. Завершающий этап | |||
3.1 | Анализ итогов реализации программы | 2010 г | Руководитель программы |
3.2 | Обобщение и
распространение
положительного опыта работы по комплексно-целевой программе. |
2010 г | Руководитель программы |
Ожидаемые результаты программы:
образовательного процесса: способность противостоять вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.
ВИЧ-инфекции и наркомании.
профилактической работы.
Критерии результативности и эффективности ожидаемых результатов:
В ходе формирующего эксперимента со студентами были реализованы образовательное направление, информационное, организационное. В рамках образовательного направления было проведено профилактический семинар на тему «Наркотики и общество», профилактический семинар на тему «Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД, профилактика ВИЧ-инфекции», с кураторами групп был проведен семинар на тему: «Организация профилактической работы со студентами по предупреждению ВИЧ/СПИДа». В рамках информационного направления были разработаны и розданы информационные буклеты «Вся правда о сексе», «Мы вместе победим наркотики», «Не позволь ВИЧ и СПИДу одержать победу над человеком» и информационная памятка «Куда можно обратиться за помощью?», а так же методические рекомендации по профилактике ВИЧ-инфекции для кураторов.
Групповые
занятия со студентами проходили
в форме дискуссии, игры, беседы,
рассуждений и анализа
Профилактический семинар «Наркотики и общество» проводился с целью повышения уровня информированности студентов по проблемам, связанным с наркотиками; выработки и развития навыков, предотвращающие употребление психоактивных веществ.