Организация медико-социальной работы по профилактике вич-инфекции в студенческой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:43, дипломная работа

Описание

Проблема распространения ВИЧ-инфекции носит глобальный характер и остается одной из наиболее острых и актуальных проблем, стоящих перед человечеством в целом. Развитие эпидемиологической ситуации принимает угрожающий характер. Этот неоспоримый факт признан Генеральной Ассамблеей ООН в документе «Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом». По данным ООН и Всемирной организации здравоохранения в настоящее время около 40 млн. человек страдают от этой инфекции, 24 млн. уже умерло от СПИДа. Ежедневно в мире происходит заражение 14 тыс. человек

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
История возникновения проблемы ВИЧ/СПИДа и развития
профилактики в России и за рубежом ……………………………………… 7
Сущность и содержание медико-социальной работы по
профилактикеВИЧ-инфекции………………………………………………. 13
Особенности медико-социальной работы по профилактике
ВИЧ-инфекции в студенческой среде ……………………………………… 19
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
2.1 Опыт профилактической работы в бюджетном учреждении «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными
заболеваниями»………………………………………………………………. 26
2.2. Экспериментальное исследование по изучению уровня знаний о
проблеме ВИЧ-инфекции и отношение студентов к данной проблеме…... 32
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
3.1. Организация медико-социальной работы по профилактике
ВИЧ-инфекции среди студентов Нижневартовского государственного
гуманитарного университета ………………………………………………. 39
3.2. Анализ реализации программы профилактики ВИЧ-инфекции и
наркомании в ГОУ ВПО «Нижневартовском государственном
гуманитарном университете»……………………………………………….. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом Аббазовой А.Н..docx

— 218.20 Кб (Скачать документ)

    Семинар проходил в несколько этапов. Первый этап подразумевает описание цели и задач тренинга ведущим, знакомство с участниками тренинга и разработка правил работы группы с участниками тренинга.

    Второй  этап необходим для соотнесения  личного опыта участников (знания о проблеме, отношение к ней) с реальными фактами и ситуацией.

    Этот  этап проводился в форме дискуссии, в процессе которой ведущий при помощи последовательных вопросов приводил участников к мысли об актуальности обсуждаемой проблемы.

    На  третьем этапе проводилась игра «Спорные утверждения», которая кроме  информирования, дала возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему  наркомании. Затем разбиралась схема «Гора жизни» с целью осознания участниками с чего начинается употребление наркотиков и к чему это может привести.

    Четвертый этап - приобретение практических навыков. Здесь проводилась игра «Шприц», целью которой является сказать «нет».

    На  последнем этапе подводились  итоги проведенной работы, выяснилось, как участники усвоили информацию (с помощью анкеты). Также было проведено упражнение «Ощущения», где каждый участник высказал свое мнение о семинаре, что нового узнал, какое ощущение вызвало та или иная игра.

    Семинар на тему «Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД, профилактика ВИЧ-инфекции», проходил с целью повышения уровня информированности студентов по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.

    Первый  этап подразумевает описание цели и  задач тренинга ведущим, знакомство с участниками тренинга и разработка правил (напоминание для тех, кто уже присутствовал на первом занятии) работы группы с участниками тренинга.

    Второй  этап необходим для соотнесения  личного опыта участников (знания о проблеме, отношение к ней) с реальными фактами и ситуацией.

    Этот  этап проводился в форме дискуссии, в процессе которой ведущий при помощи последовательных вопросов приводил участников к мысли об актуальности обсуждаемой проблемы.

    Третий  этап проводился с целью дать слушателям информацию о ВИЧ-инфекции методом  беседы. Затем проводилась игра «Степень риска», которая помогла участникам закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах. Далее проводилась игра «Жизнь с болезнью» с целью осознания участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом. Эта игра даёт участникам возможность прочувствовать изменения, которые происходят в жизни человека, живущего с ВИЧ/СПИДом.

    Четвертый этап - приобретение практических навыков. Здесь проводилась игра «Скажи нет», целью которой является обсудить провоцирующие ситуации и найти выход, позволяющий с меньшим риском выйти из ситуации.

    На  последнем этапе подводились  итоги проведенной работы, выяснилось, как участники усвоили информацию (с помощью анкеты). Также было проведено упражнение «Ощущения», где каждый участник высказал свое мнение о проведенном семинаре, что нового выяснил для себя.

    Проведение  семинара на тему «Организация профилактической работы со студентами по предупреждению ВИЧ/СПИДа», с целью повышения компетентности здоровьесбережения в области организации профилактической работы со студенческой группой по предупреждению ВИЧ/СПИДа, с кураторами академических групп (Приложение 4).

    На  базе цента «Анти-СПИД» были обучены  студенты волонтерскому движению. В  обучении приняли участие 18 студентов. Работа волонтеров была организована в Нижневартовском государственном гуманитарном университете.

    Волонтерами были проведены профилактические семинары на тему «Профилактика ВИЧ-инфекции» со студентами, обучающимися на естественно - географическом факультете, педагогики и психологии и гуманитарном факультетах.

    Занятия посетило  около 100  студентов - это говорит о высокой заинтересованности студентов. Всего проведено 9 занятий, выпущено и распространено 6 буклетов «Мы вместе победим наркотики», 37 буклетов «Вся правда о сексе», 35 буклетов «Не позволь ВИЧ и СПИДу одержать победу над человеком», а также были розданы волонтерами около 100 буклетов из центра «Анти - СПИД». 
 
 
 

    1. .  Анализ реализации программы профилактики ВИЧ-инфекции  

       и наркомании в ГОУ ВПО «Нижневартовском государственном  

       гуманитарном университете» 
     
     

    Цель  исследования: оценить эффективность медико-социальной работы профилактической направленности по предупреждению ВИЧ-инфекции в студенческой среде.

    Во  время профилактического семинара «Наркотики и общество» участники тренинга были достаточно активны, высказывали свою точку зрения, во время дискуссии отстаивали свое мнение, задавали интересующие их вопросы. Игра «Шприц» позволила выработать безопасное поведение. Во время игры многие участники могли твердо сказать «нет», а также были студенты, которым сложно было отказаться взять в руки шприц.

    В ходе завершающего этапа семинара выяснилось, что студентам было интересно участвовать в семинаре, узнали много новой информации, некоторые участники поняли как надо вести себя в той или иной ситуации. Анкетирование показало, что 67% усвоили информацию в полной мере.

       В ходе проведения семинара на тему «Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД, профилактика ВИЧ-инфекции» было установлено, что студентам было интересно, для некоторых усвоена новая информация, участниками были заданы вопросы. Упражнение «Жизнь с болезнью» позволило ощутить, как сложно расставаться с любимыми и близкими людьми. Это упражнение вызвало много отрицательных эмоций. На завершающем этапе во время упражнения «Ощущения» было изъявлено желание регулярно участвовать в таких мероприятиях. В результате анкетирования было выяснено, что 89% усвоили данную информацию. 

    Таким образом, поставленные цели семинаров были достигнуты, занятия прошли результативно, студенты с интересом окунулись в групповую работу, где показали  высокий уровень заинтересованности. Во время занятий студенты  задавали вопросы, дискуссировали между собой, находили   решения из  проблемных ситуаций, выслушивали мнения друг друга.

      Во  время семинара на тему «Организация профилактической работы со студентами по предупреждению ВИЧ/СПИДа» кураторы слушали выступление внимательно, в связи, с чем у них возникли вопросы, на которые были даны ответы. После проведения семинара были даны рекомендации по предоставлению информации.

    В ходе экспериментальной работы выявились недостатки первичного анкетирования на констатирующем этапе, поэтому на контрольном этапе анкета была дополнена. Анкета состоит из 18 вопросов, которые направлены на выявления знаний студентов о проблеме ВИЧ-инфекции, отношения к проблеме ВИЧ-инфекции и определение безопасного поведения по отношению к ВИЧ-инфекции (Приложение 5).

    Исследование  показало, что студенты считают проблему ВИЧ-инфекции достаточно серьезной  в наши дни. Большинство знают, что по внешнему виду нельзя определить, что человек ВИЧ-инфицирован. Большее количество человек ведают информацией, какими путями передается ВИЧ-инфекция. На сегодняшний день основной путь передачи ВИЧ-инфекции считается через кровь (введение внутривенных наркотиков), так ответили 10%. Но в последние годы растет количество инфицированных, зараженных половым путем, так считают 40%, а также 47% знают, что основными путями передачи считаются половой и через кровь. 87% имеют сведения, о том, что лекарства против ВИЧ-инфекции не существует. Большинство студентов относятся к ВИЧ-инфицированным также как и к остальным людям. У 91% преобладает безопасное поведение. При инфицировании большинство опрашиваемых не отказались бы от половых отношений, но прибегали бы к защите партнера.

    В то же время, 29% не видят реальной опасности заразиться ВИЧ-инфекцией для себя и своих близких, 15% опасаются общения в быту с инфицированными, 18% испытывают боязнь по отношению к ВИЧ-позитивным и 17% изолировали бы больных ВИЧ-инфекцией.

    Во  время контрольного эксперимента был проведен сравнительный анализ уровня сформированности понятий и отношения студентов к ВИЧ-инфекции (см. Рис.3).

    Рис. 3. Сравнительный анализ уровня сформированности понятий и отношения студентов к ВИЧ-инфекции 

    В том числе были даны сравнительные  характеристики на усвоение знаний, определение  отношения к проблеме ВИЧ-инфекции и к инфицированным, на изменение поведения (см. Рис. 4, 5, 6).  

                  

    Рис. 4. Сравнительный анализ уровня знаний о ВИЧ-инфекции

                 

    Рис. 5. Сравнительный анализ отношения к проблеме ВИЧ-инфекции и к

    ВИЧ-положительным  людям 
 

                    

    Рис. 6. Сравнительный анализ изменения поведения 

    Таким образом, исследование показало, что  у студентов повысились знания о путях передачи ВИЧ-инфекции и о сущности этого понятия. Изменилось отношение к проблеме ВИЧ-инфекции. Студенты стали относиться более серьезно к данной проблеме. Участники программы приобрели умение принимать решения, способствующие сохранению здоровья.

    Полученные  результаты свидетельствуют об эффективности реализуемой программы. 
 

    Выводы  по 3 главе. 
 

    В основу разработки программы по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании в НГГУ были положены результаты констатирующего эксперимента.

    Разработанная программа включает разнообразные  формы и методы работы со студентами, предполагает участие различных  специалистов: специалисты центра «Анти-СПИД», педагоги-психологи, преподаватели  ВУЗа, студенческий совет, пресс-центр, кураторы групп и др.

    В ходе формирующего эксперимента программа реализовалась частично, тем не менее, результаты контрольного эксперимента показали эффективность проведенных мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    В ходе изучения научной литературы было выявлено, что проблема ВИЧ-инфекции/СПИДа уже давно стала актуальной во всем мире. Первые случаи СПИДа  были зарегистрированы в середине 70-х годов прошлого столетия. ВИЧ-инфекция как болезнь впервые была описана в 1981 году в Атланте. С 1982 – 1985 года установили, какими путями передается ВИЧ-инфекция. В СССР первые случаи были зарегистрированы в 1985 году. Начиная, с 1985 года идет активный поиск лекарства против вируса иммунодефицита человека и с этого же года разрабатываются и внедряются в практику нормативные документы, посвященные этой проблеме. Стали развиваться как правительственные, так и неправительственные организации, занимающиеся профилактикой ВИЧ-инфекцией.

    В теоретической части работы раскрыты основные понятия по теме исследования: ВИЧ, ВИЧ-инфекция, СПИД и дана сущностная характеристика медико-социальной работы профилактической направленности.

    На  современном этапе особенностями  медико-социальной работы по профилактике ВИЧ-инфекции со студенческой молодежью  стали:

    - развитие постоянно действующей информационно – пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения и, в первую очередь, среди молодежи знаний о мерах профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, о последствиях этих заболеваний для личности и общества;

    - разработка проектов по информированию и образованию таких групп населения как молодежь, наркопотребители, и лица нетрадиционной сексуальной ориентации, а также по подготовке кадров по проблеме ВИЧ/СПИДа;

  - разработка программы «снижения вреда» и обучения представителей маргинальных групп населения средствам и способам предохранения от заражения.

    Описан  опыт медико-социальной работы бюджетного учреждения «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» города Нижневартовска. Целью учреждения является обеспечение потребности населения ХМАО-Югры в специализированной медицинской помощи в области ВИЧ-инфекции и заболевания СПИД: консультативной, диагностической, лечебной и профилактической.

    К основным направлениям профилактического  отдела относится: обучение волонтеров по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи «силами равных», подготовка консультантов работающих с молодежью, подготовка, выпуск и распространение печатной продукции  профилактической направленности.

Информация о работе Организация медико-социальной работы по профилактике вич-инфекции в студенческой среде