Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа
За годы утверждения независимости в экономике страны произошли и происходят важные изменения. Возникли и развиваются принципиально новые организационно-правовые формы деятельности предприятий; формируются и совершенствуется отношения между государством и предприятиями применительно к складывающиеся рыночной системе хозяйствования.
Введение 3
1 Сущность и значение материально – технической базы торгового предприятия 6
1.1 Понятие материально – технической базы 6
1.2 Основные фонды – фундамент материально – технической базы 10
1.3 Значение и признаки классификации розничной торговой сети 14
2 Торгово – технологическое оборудование торгового предприятия 17
2.1 Характеристика основных видов торгового оборудования 17
2.2 Автоматизация основных бизнес – операций в торговле 20
3. Эффективность использования материально – технической базы торговли 23
3.1 Показатели эффективности использования материально – технической базы торговли 23
4 Пути обновления материально – технической базы торговли 25
4.1 Реконструкция и ремонт предприятий торговли 25
4.2 Аренда и лизинг основных фондов 27
4.3 Предприятия торговли и их современное состояние 33
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Введение | 3 | |
1 | Сущность и значение материально – технической базы торгового предприятия | 6 |
1.1 | Понятие материально – технической базы | 6 |
1.2 | Основные фонды – фундамент материально – технической базы | 10 |
1.3 | Значение и признаки классификации розничной торговой сети | 14 |
2 | Торгово – технологическое оборудование торгового предприятия | 17 |
2.1 | Характеристика основных видов торгового оборудования | 17 |
2.2 | Автоматизация основных бизнес – операций в торговле | 20 |
3. | Эффективность использования материально – технической базы торговли | 23 |
3.1 | Показатели
эффективности использования |
23 |
4 | Пути обновления материально – технической базы торговли | 25 |
4.1 | Реконструкция и ремонт предприятий торговли | 25 |
4.2 | Аренда и лизинг основных фондов | 27 |
4.3 | Предприятия торговли и их современное состояние | 33 |
Заключение | 38 | |
Список используемой литературы | 39 |
Введение
За годы утверждения независимости в экономике
страны произошли и происходят важные
изменения. Возникли и развиваются принципиально
новые организационно-правовые формы
деятельности предприятий; формируются
и совершенствуется отношения между государством
и предприятиями применительно к складывающиеся
рыночной системе хозяйствования.
Торговля является крупной отраслью экономики и играет важную роль в хозяйственной жизни. Она осуществляет связь между производством и потреблением и доводит до потребителей продукцию промышленности и сельского хозяйства. Торговая деятельность осуществляется через разветвленную сеть предприятий розничной и оптовой торговли.
Предполагается, что торговое предприятие
действует в целях извлечения прибыли,
получаемой в результате разницы между
ценами закупки продукции и товаров у
производителей и ценами, по которым осуществляется
реализация этой продукции и товаров покупателям.
Одним из условий успешной хозяйственной
деятельности предприятия является формирование
и использование ресурсов, основного и
оборотного капитала. Под капиталом понимается
материальные или финансовые средства,
а так же интеллектуальные разработки
и организаторские навыки, участвующие
в процессе производства и служащие средством
извлечения прибыли.
Одна из главных задач предприятий - повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности, значительное увеличение отдачи капитальных вложений и основных фондов, являющихся главной частью материально-технической базы.
Количественное увеличение и качественное улучшение средств труда на основе непрерывного научно-технического прогресса - это решающая предпосылка неуклонного роста производительности труда в торговле.
Основные
фонды участвуют в торгово-
В условиях быстрого технического прогресса происходит постоянное совершенствование техники, создаются новые, более высокопроизводительные виды механизмов и аппаратов, заменяющих старую технику. Срок использования (срок службы) основных фондов приобретает все большее значение, как с точки зрения технического прогресса, так и с точки зрения более правильного высокоэффективного использования тех капитальных вложений, которые затрачиваются на создание новых основных фондов.
Актуальность темы. Основные фонды являются частью национального богатства и важнейшим фактором экономического потенциала страны.
В деятельности каждого торгового предприятия огромная роль принадлежит основным фондам. Эффективность торговли во многом зависит от количества, стоимости, технического уровня, возрастной структуры основных фондов.
Основные средства подвержены износу
в процессе их эксплуатации. В связи с
этим на любом предприятии встает вопрос
о воспроизводстве объектов основных
средств. Закон воспроизводства основного
капитала состоит в том, что в нормальных
экономических условиях его стоимость,
введенная в производство, полностью восстанавливается,
обеспечивая возможность для постоянного
технического обновления средств труда.
По всем основным средствам предприятие
по установленным нормам производит амортизационные
отчисления, сумма которых включается
в себестоимость продукции. После реализации
продукции начисленный износ накапливается
в особом амортизационном фонде, который
теоретически предназначается для новых
капитальных вложений. При больших масштабах
используемого основного капитала крупные
предприятия имеют возможность за счет
средств амортизационного фонда финансировать
не только простое, но и в значительной
мере расширенное воспроизводство средств
труда.
Целью
работы является изучение материально
– технической базы торгового
предприятия и эффективности ее использования.
1.
Сущность и значение
1.1.
Понятие материально –
Материально-техническая база торговли
представляет собой совокупность средств
труда, выступающих в форме реальных активов
торговых предприятий, обеспечивающих
процессы купли-продажи и товародвижения.
Укрепление
материально-технической базы только
тогда дает настоящий эффект, когда оно
осуществляется в органическом сочетании
с другими мерами. Так в частности, важное
значение в организации торгово-технологического
процесса на высоком уровне имеет установление
правильного соотношения между площадью
предназначенной для выполнения основных,
и площадью для выполнения вспомогательных
технологических процессов. От этого зависят
рациональная организация труда торгового
персонала, возможности предоставления
покупателям удобства при выборе и покупке
товаров, количество дополнительных услуг
и т.д. Необходимость более эффективного
использования площади торгового предприятия
требует применения современных видов
торгово-технологического оборудования.
Еще одной важной частью МТБ торгового
предприятия являются здания. Здания,
которые используют для размещения торговых
предприятий, разделяют по следующим основным
признакам:
По капитальности
различают торговые здания и сооружения
капитальные и облегченные. Капитальные
здания и сооружения служат для размещения
магазинов, облегченные для устройства
мелкорозничных торговых предприятий.
В
зависимости от размещения здания классифицируют
на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные,
торговые комплексы.
В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания.
По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.
Здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.
Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.
Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.
Особые требования предъявляются к генеральному
плану и благоустройству участка, на котором
размещен магазин.
Функциональная сторона генерального
плана должна предусматривать зону для
посетителей и хозяйственную зону.
Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; парковки индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров.
Для подъезда автомашин с товарами, их
маневрирования, а также для построек
хозяйственного назначения создается
хозяйственная зона.
Магазин должен располагать комплексом
помещений, необходимых для рационального
функционирования торгово-технологического
процесса. Состав и размеры помещений
зависят от типа магазина и его общей площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические.
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
Подсобные помещения включают помещения
для хранения тары и контейнеров, экспедиции
по доставке товаров на дом, мастерские
по ремонту оборудования и инвентаря,
рекламно-оформительские мастерские,
помещения для приема посуды, моечные.
К административно-бытовым помещениям
относят конторские помещения, кабинет
директора магазина, помещения для размещения
столовой или буфета для персонала магазина,
комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт,
гардеробные, душевые и т. п.
Технические помещения вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина должны быть расположены
с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи
между ними. Так, планировка торговых помещений,
а также помещений (зон) для приемки, хранения
и подготовки товаров к продаже, вспомогательных
и административно-бытовых помещений
должна отвечать следующим основным требованиям:
-торговые помещения
должны быть непосредственно связаны
с помещениями для хранения и подготовки
товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить
оперативное пополнение товарных запасов
в торговом зале, используя кратчайшие
пути движения товаров;