Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа
За годы утверждения независимости в экономике страны произошли и происходят важные изменения. Возникли и развиваются принципиально новые организационно-правовые формы деятельности предприятий; формируются и совершенствуется отношения между государством и предприятиями применительно к складывающиеся рыночной системе хозяйствования.
Введение 3
1 Сущность и значение материально – технической базы торгового предприятия 6
1.1 Понятие материально – технической базы 6
1.2 Основные фонды – фундамент материально – технической базы 10
1.3 Значение и признаки классификации розничной торговой сети 14
2 Торгово – технологическое оборудование торгового предприятия 17
2.1 Характеристика основных видов торгового оборудования 17
2.2 Автоматизация основных бизнес – операций в торговле 20
3. Эффективность использования материально – технической базы торговли 23
3.1 Показатели эффективности использования материально – технической базы торговли 23
4 Пути обновления материально – технической базы торговли 25
4.1 Реконструкция и ремонт предприятий торговли 25
4.2 Аренда и лизинг основных фондов 27
4.3 Предприятия торговли и их современное состояние 33
Заключение 38
Список используемой литературы 39
К характерным чертам оперативного лизинга относятся: лизингодатель вынужден сдавать имущество лизинга во временное пользование несколько раз, обычно разным пользователям, с тем, чтобы возместить все свои затраты по приобретению и содержанию объекта лизинга; договор заключается на меньший срок, меньший срок физического износа оборудования; риск порчи, утери объекта лизинга, быстрого морального старения лежит на лизингодателе, лизингодатель приобретает имущество, не зная конкретного лизингополучателя; объектом лизинга являются наиболее современные и популярные машины, оборудование. Лизинговые компании обычно сами страхуют имущество, обеспечивают его техническое обслуживание и ремонт; лизингодатель несет риск окупаемости капиталовложений. Часто его называют сервисным лизингом.
В экономической литературе встречаются другие виды лизинга. Так, например, при прямом лизинге собственник имущества самостоятельно сдает объект лизинга; при косвенном лизинге передача имущества происходит через посредника (поставщик – лизингодатель – лизингополучатель). При крупных и сложных сделках число участников может увеличиваться. При стандартном лизинге изготовитель оборудования продает его лизинговой компании, которая сдает это оборудование в аренду потребителю. Между изготовителем и лизингополучателем нет правовых отношений по договору лизинга. Примером прямого лизинга может служить и возвратный лизинг, при котором фирма – собственник имущества продает его финансовой компании (в качестве последней могут выступать банк, страховая компания или лизинговая компания), затем берет его в лизинг, т.е. превращается в лизингополучателя. Эта форма лизинга используется в тех случаях, когда собственник имущества испытывает нужду в средствах. Такая сделка дает возможность предприятию получить денежные средства за счет продажи средств производства, не прекращая их эксплуатацию. Высвобождаемые денежные средства можно использовать для новых капитальных вложений. Выгодность указанной операции тем выше, чем больше доходы от новых инвестиций превышают суммы арендных платежей. Операции возвратного лизинга вызывают уменьшение баланса предприятия (повышают его ликвидность), поскольку приводят к изменению имущества.
«Чистый» лизинг предусматривает, что основные обязанности, связанные с эксплуатацией оборудования и других предметов лизинга, ложатся на лизингополучателя. Он платит все налоги, сборы, осуществляет страхование и несет все расходы, связанные с использованием имущества. Лизингополучатель обязан содержать оборудование в рабочем состоянии, обслуживать его тем, чтобы и после окончания срока аренды оно находилось в хорошем состоянии.
Лизинг с полным обслуживанием предусматривает полный набор услуг, оказываемых лизингодателем: обслуживание имуществ лизинга; исследования, предшествующие приобретению оборудования; поставка запчастей для предмета лизинга; консультации по эксплуатации.
Лизинг с частичным набором услуг предполагает, что на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию арендуемого имущества («мокрый лизинг»). Обычно такой лизинг используется в отношении высокоточного, новейшего оборудования, сложных машин и механизмов.
В
зависимости от особенностей сдаваемого
имущества в лизинг различают
лизинг движимого и недвижимого
имущества. Лизинг движимого имущества
наиболее распространен. Он охватывает
такие объекты как транспортные средства,
производственное оборудование, механизмы,
приборы, вычислительную технику и т.д.
Объектами лизинга недвижимости выступают
административные и производственные
здания, крупные магазины и т.д. В лизинг
может сдаваться имущество, бывшее в эксплуатации,
но не по первоначальной стоимости, а по
оценочной. Это выгодно как поставщику,
так и пользователю. Поставщик получает
доход от имущества еще годного, но простаивающего
в настоящее время; пользователя может
привлечь его относительно невысокая
стоимость.
4.3.
Предприятия торговли и их
современное состояние
Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности торговыми площадями, что отражается на качестве торгового обслуживания населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.
Нигде не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м2 и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осуществляется по принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по сути означает остаточный принцип в развитии сети. В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.
В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных и частных предприятий).
Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети.
Измельченность торговой сети является существенным тормозом в
совершенствовании торгового обслуживания населения. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как важнейшим направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного упорядочения.
В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы.
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10—15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по концентрации торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей.
Важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение.
Основная часть магазинов размещена в центрах городов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом на первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.
Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются в зависимости не от потребностей населения, а главным образом от возможностей торговой фирмы.
Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено по проектам, которые не соответствуют требованиям сегодняшней технологии продажи товаров.
Развитие розничной торговли продовольственными товарами должно идти в следующих направлениях:
1) необходимо увеличивать число малых и средних торговых предприятий;
2) необходимо создавать разнообразные организационные структуры нового типа (добровольные объединения, многомагазинные группы, торговые цепи и т.д.);
3) необходимо организовать региональные оптовые рынки или центры на базе действующих площадей;
4) необходимо создать альтернативные мобильные торгово-посреднические структуры для обслуживания торговых предприятий малого и среднего бизнеса;
5)
необходимо в перспективе
6) необходимо создавать новые оптовые склады европейского образца, оснащенных новыми технологиями;
7) необходимо создать единый банк данных, обеспечивающих информацией о товарах, услугах и т.д.
В качестве существующих в РБ проблем в розничной торговле можно отметить отсутствие четкой структуры управления торговлей, несовершенство механизма приватизации, а также несовершенство законодательных норм торговой деятельности
Имеет место сокращение всех видов торговой сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной).
В силу социальной направленности кооперативной торговли многие ее торговые предприятия являются убыточными, так как реализуют преимущественно товары повседневного спроса. Большинство магазинов находятся в сельской местности (около 79 %), где ограничен контингент обслуживаемого населения. Розничная торговая сеть торговли в настоящее время представляет собой небольшие магазины (90 м2), а также палатки, лотки, киоски и автомагазины, Небольшая численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных торговых предприятий, автомагазинов и магазинов по торговле товарами повседневного спроса.
Одной
из главных причин, сдерживающий
рост товарооборота в розничной торговле
является снижение покупательной способности
населения и рост цен на потребительские
товары.
Заключение
Розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования. Это — конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы распределения, она обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя.
Переход к рыночной экономике появление большого разнообразия организационно – правовых форм торговых предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.
Вместе
с тем, государственное регулирование
торговлей как отраслью в Республике
Беларусь, управление ценами, строгий
контроль над инициативами частного
бизнеса в области торговли, не
дает возможности предпринимателям
развивать материально –
Высокие процентные ставки на банковские кредиты не дают возможности торговым предприятиям развивать материально – техническую базу, используя кредиты банка и финансовый лизинг.
В
данной работе рассмотрены вопросы
материально – технической базы
торгового предприятия, условий
ее развития и эффективности использования.
Список
используемой литературы
1. Альбеков А. У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Болдырев Ю. Аренда помещений для торговли // Современная торговля, 2004, № 1-2.
3. Греховодова М. Н. Экономика торгового предприятия. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
4. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.