Предприятие торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание

За годы утверждения независимости в экономике страны произошли и происходят важные изменения. Возникли и развиваются принципиально новые организационно-правовые формы деятельности предприятий; формируются и совершенствуется отношения между государством и предприятиями применительно к складывающиеся рыночной системе хозяйствования.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и значение материально – технической базы торгового предприятия 6
1.1 Понятие материально – технической базы 6
1.2 Основные фонды – фундамент материально – технической базы 10
1.3 Значение и признаки классификации розничной торговой сети 14

2 Торгово – технологическое оборудование торгового предприятия 17
2.1 Характеристика основных видов торгового оборудования 17
2.2 Автоматизация основных бизнес – операций в торговле 20


3. Эффективность использования материально – технической базы торговли 23
3.1 Показатели эффективности использования материально – технической базы торговли 23

4 Пути обновления материально – технической базы торговли 25
4.1 Реконструкция и ремонт предприятий торговли 25
4.2 Аренда и лизинг основных фондов 27
4.3 Предприятия торговли и их современное состояние 33
Заключение 38
Список используемой литературы 39

Работа состоит из  1 файл

КУРС - предприятие торговли.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

       -оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне

       -торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

       -помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

       -административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. 

     1.2. Основные фонды – фундамент  материально – технической базы  торговли

     Основные  фонды - это совокупность материально-вещественных ценностей, которые целиком и многократно используются в торговом процессе в качестве средств труда.

     Основные  средства - это часть имущества предприятия, используемая в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управлением предприятия в течение периода, превышающего 12 месяцев.

     Вместо  понятия «нормативный срок службы»  введено понятие «срок полезного  использования основных средств», который определяется периодом, в течение которого данный вид основных средств способен приносить доход.

     Срок  полезного использования основных средств определяется на основании: 
         -технических условий их эксплуатации

     -решений государственных органов (нормативный срок службы основных средств).

     В случае отсутствия указанных материалов срок устанавливается организацией исходя из:

     -срока ожидаемого использования объекта основных средств с учетом его производительности и мощности;

     -ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий, системы ремонтов;

     -нормативно-правовых и других ограничений срока использования (например, по договору аренды)

     В составе основных средств находятся принадлежащие организациям земельные участки и объекты природопользования.

     Таким образом, основные фонды торговли представляют собой совокупную стоимость материально-вещественных ценностей производственного и непроизводственного назначения, функционирующих и развивающихся в отрасли, необходимых для рационального и планомерного выполнения производственных функций торгового обслуживания населения, создания условий для высокопроизводительного труда работников торговли.

     Для учета, составления баланса основных фондов, отчетности, проведения переоценок и инвентаризаций необходима классификация основных фондов.

     Основные  фонды торговли можно классифицировать по ряду признаков.

     По  экономическому назначению и характеру  функционирования основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные.

     Производственные  основные фонды торговли представляют собой фонды, участвующие в процессе производства и реализации товаров. К ним относятся здания, сооружения, оборудование, транспортные средства. Их доля в общей массе основных фондов составляет около 90%.

     Непроизводственные  фонды - это фонды коммунального и культурно-бытового назначения, такие, как здания и сооружения здравоохранения, жилого фонда, управления, доля которых составляет около 10%.

     По  роли в производственно-технологических  процессах основные фонды подразделяются на активные и пассивные. 
Активные основные фонды в натурально-вещественной форме включают машины, торгово-технологическое, подъемно-транспортное, холодильное оборудование, хозяйственный инвентарь, механизмы, транспортные средства (средства передвижения).

     Пассивные фонды - это здания магазинов, павильонов, палаток для продажи товаров, ресторанов, кафе, закусочных и т.д. для производства полуфабрикатов, приготовления, реализации пищи, организации ее потребления и торгового обслуживания населения; складов, баз; сооружения; хозяйственный инвентарь. Они составляют примерно 80% всех основных фондов.

     В натурально-вещественной форме основные фонды можно подразделить на:

     -здания - архитектурно-строительные объекты, обеспечивающие условия труда торговых работников, хранения, подработки, подсортировки и подготовки товаров к продаже, продажи товаров, оказания торговых услуг и торгового обслуживания населения;

     -сооружения - объекты, необходимые для осуществления производственных и торгово-технологических процессов, выполнения вспомогательных функций обслуживания населения; 
         -машины и оборудование, к которым относятся силовые машины, рабочие машины и оборудование, торговые автоматы, механическое оборудование, поточные линии, подъемно-транспортное оборудование;

       -контрольно-кассовые аппараты, весоизмерительные приборы, аппараты и установки для приготовления и продажи напитков, оборудование развозной торговли, фасовочно-упаковочное оборудование, прочее торговое и технологическое оборудование, прочее оборудование, тепловое оборудование.

     Здесь выделяются также автоматические машины и оборудование, т.е. агрегаты, представляющие собой систему механизмов и устройств, в которых полностью механизированы процессы получения, преобразования, передачи и использования энергии; материалы и программные задания, а также регулирующие и измерительные приборы, лабораторное оборудование (приборы для различных измерений, для регулирования производственного процесса, для испытаний материалов производства);

     -производственный и хозяйственный инвентарь. Производственный инвентарь представляет собой предметы производственного назначения, служащие для облегчения торгово-технологических и производственных операций во время работы (столы и прилавки); оборудование по охране труда (например, групповые ограждения холодильных установок); емкости для хранения сыпучих и жидких товаров (например, баки, торговые шкафы, инвентарная тара) и т.д. Хозяйственный инвентарь - это предметы конторского и хозяйственного назначения;

     -инструмент - механизированные и немеханизированные орудия ручного труда или прикрепленные к машинам инструменты; 
- транспортные средства - средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов;

     -другие виды основных фондов .

     С развитием рыночных отношений происходят изменения в соотношении различных видов основных фондов. Кроме того, развитие науки, технологий способствует появлению новых видов машин, оборудования, внедрению компьютерной техники.

     По  принадлежности основные фонды можно  подразделить на собственные и привлеченные (арендованные), а по характеру использования - на действующие; недействующие (снятые с эксплуатации в результате физического и морального износа); вновь приобретенные, готовые к установке (требующие монтажа).

     Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что основные фонды торгового  предприятия действительно являются фундаментом материально – технической базы торгового предприятия, так как они занимают в ней главенствующее положение. 

     1.3. Значение и признаки классификации  розничной торговой сети 

     С учетом функциональных особенностей различают следующие разновидности розничной торговли:

     1. торговля через стационарную  торговую сеть;

     2. торговля через передвижную торговую  сеть;

     3. торговля пересылкой (оплаченных, заказанных) товаров.

     Стационарная  торговая сеть является основой розничной торговли. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям. Вся стационарная сеть состоит из объектов розничной и мелкорозничной торговли.

     Стационарные  объекты розничной торговли:

     1. магазины;

     2. павильоны, имеющие торговый зал.

     Стационарные  объекты мелкорозничной торговли:

     1. палатки;

     2. киоски;

     3. торговые автоматы.

     Передвижная торговля является нестационарной и представляет собой торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.

     Передвижные средства разносной и развозной  торговли:

     1. тележки;

     2. автолавки;

     3. фургоны;

     4. лотки;

     5. магазины-вагоны и магазины-суда;

     По  форме собственности, предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы .

     Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, автозаправочные станции и т.д. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.

     Торговая  сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.

     Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.

     Арендуемый  отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов - газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.

     Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.

     Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

     Универсальные - реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.

Информация о работе Предприятие торговли