Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 06:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение прибыли предприятия, ее распределение и источников ее повышения на примере ресторана «Экспресс-Криница».
Задачами курсовой работы являются анализ прибыли предприятия и резервов ее повышения за счет снижения себестоимости продукции, работ и услуг, внереализационных расходов и совершенствования структуры работ, а выявление негативных факторов, повлиявших ни снижение прибыли предприятия.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1
Экономическое содержание прибыли и источники ее формирования………..…………4
Глава 2
Направления распределения прибыли…………………………………………………11
Глава 3
Организационно – экономическая характеристика предприятия…………………...16
Оценка динамики прибыли предприятия……………………………………………...18
Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия…………………….....24
Резервы роста прибыли предприятия…………………………………….........................36
Заключение…………………………………………………………………………………..38
Список использованных источников………………………………………........................39
План по прибыли от реализации продукции собственного производства и покупных товаров перевыполнен на 13,4 млн. руб., или на 42,8%. В динамике она возросла на 30,3 млн. руб. (на 210,4%). Перевыполнен план по прибыли от реализации прочих активов на 0,5 млн. руб. (на 35,7%) и недовыполнен по прибыли от продажи основных средств на 0,5 млн. руб. (на 18,5%). На общую сумму прибыли положительно повлиял рост внереализационных доходов на 1,0 млн. руб. и отрицательно - увеличение внереализационных расходов, потерь и убытков на 0,7 млн. руб. План по общей сумме прибыли перевыполнен на 13,7 млн. руб. (на 36,0%). По сравнению с прошлым годом она возросла на 32,2 млн. руб., или на 164,3%. Для измерения влияния факторов на балансовую прибыль производят следующие расчеты (табл. 6).
Таблица 6. Алгоритм расчета влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли, млн. руб.
Наименование факторов | Влияние на выполнение плана прибыли | Влияние на динамику прибыли | ||
расчет | сумма | расчет | сумма | |
Изменение общего объема товарооборота в действующих ценах В том числе за счет повышения продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары Изменение уровня валового дохода в % к обороту Изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к обороту Изменение суммы прибыли от реализации основных средств Изменение суммы прибыли от реализации прочих активов Изменение суммы внереализационных доходов Изменение суммы внереализационных расходов потерь и убытков | +259*0,674:100
х
4904*(+0,187):100
4904*(-0,070):100
2,2 – 2,7
1,9 – 1,4
4,9 – 3,9
1,2 – 1,9 | +1,7
х
+9,2
-3,4
-0,5
+0,5
+1,0
-0,7 | +1063*0,375:100
(4904 - 3926)*0,375:100
4904*(+0,153):100
4904*(+0,233):100
2,2 – 2,0
1,9 – 1,1
4,9 – 3,7
1,6 - 1,9 | +4,0
+3,7
+7,5
+11,4
+0,2
+0,8
+1,2
-0,3
|
Всего | 51,8 – 38,1 | +13,7 | 51,8 – 19,6 | +32,2 |
Большинство факторов положительно повлияло на выполнение плана и динамику прибыли. Если бы не было отрицательного влияния отдельных факторов, то ее сумма возросла бы по сравнению с планом на 4,6 млн. руб. (3,4 + 0,5 + 0,7) и с прошлым годом — на 0,3 млн. руб.
Большое влияние на сумму прибыли оказывает изменение продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары. При повышении продажных цен увеличивается объем товарооборота, а следовательно, и растет прибыль от реализации собственной продукции и покупных товаров. И наоборот, снижение продажных цен уменьшает сумму прибыли. Влияние на прибыль ценового фактора определяют приемом абсолютных разниц, т.е. увеличение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения продажных цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров (по плану или фактический за прошлый период) и делят на 100. В связи с повышением продажных цен товарооборот предприятий общественного питания возрос на 978 млн. руб. (4904 - 3926) и за счет этого прибыль увеличилась в динамике на 3,7 млн. руб. (978 • 0,375:100). Следует отметить, что такой расчет влияния ценового фактора на прибыль неточен, так как допускают, что все издержки находятся в прямой зависимости от изменения продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары. В действительности только уровень определенной части расходов предприятий общественного питания зависит от изменения продажных цен, что следует учитывать при анализе.
Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а следовательно, и прибыли. Для определения влияния этого фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров (по плану или фактический за прошлый период) и разделить на 100. Благодаря повышению производительности труда объем товарооборота объединения предприятий общественного питания по сравнению с планом увеличился на 170 млн. руб. и в результате прибыль возросла на 1,1 млн. руб. (170 • 0,674: 100). Рост производительности труда в динамике обеспечил увеличение прибыли на 3,6 млн. руб. (951 • 0,375:100).
Аналогичным приемом можно измерить влияние на прибыль изменения фондоотдачи. Повышения фондоотдачи по сравнению с планом обеспечило рост товарооборота на 130 млн. руб. и прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров — на 0,9 млн. руб. (130 х 0,674:100). За счет роста фондоотдачи в динамике прибыль увеличилась на 0,4 млн. руб. (98 х 0,375:100).
Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам (по отдельным видам и суммам). Многие из них, в том числе и внереализационные доходы являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Особое внимание уделяют изучению причин образования внереализационных расходов, потерь, убытков и разработке мер по их сокращению и предупреждению.
Поступившие от поставщиков, покупателей, других юридических и физических лиц штрафы свидетельствуют о нарушении ими условий договоров поставки продуктов и следовательно, они не должны оцениваться положительно. При анализе не только изучают полноту применения штрафных санкций к нарушителям договорной дисциплины, но и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. По каждой сумме уплаченных штрафов устанавливают их причины и виновников; выясняют, практикуется ли взыскание штрафов с виновных в возмещение причиненного ущерба. Кроме того, изучают, на сколько полученные штрафы покрывают убытки предприятий от невыполнения юридическими и физическими лицами договорных обязательств.
Рост дивидендов по акциям, доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятиям общественного питания, доходов от сдачи имущества в аренду, курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте положительно характеризует их хозяйственную и финансовую деятельность. Наличие прибыли (убытков) прошлых лет, выявленной в отчетном году, показывает о недостатках в учете и другой экономической работе. Списание на уменьшение прибыли дебиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензионной работе, расчетно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок оформления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями, другими предприятиями и физическими лицами и принимают меры по их предупреждению. Особое внимание уделяют анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки свидетельствуют о недостатках в обеспечении сохранности имущества предприятия, учетно-контрольной работе. По каждой сумме списанной на убытки недостач проверяют обоснованность и законность списания, выясняют их причины и виновников, а главное принимают меры по сохранности товарно-материальных и других ценностей.
Для оценки рентабельности функционирования составляют таблицы 7 и 8.
Показатели | Фактически за 2004 | 2005 | Отклонение | В % к прошлому году | |||
план | фактически | % выполнения плана | от плана | от прошлого года | |||
Рентабельность (убыточность, -) продаж в % к обороту: исходя из прибыли (убытков) от реализации собственной продукции и покупных товаров исходя из чистой прибыли (убытков) |
0,375
0,148 |
0,674
0,410 |
0,912
0,595 |
135,3
145,1 |
+0,238
+0,185 |
+0,537
+0,447 |
243,2
402,0 |
Рентабельность (убыточность, -) функционирующего капитала, % | 6,142 | - |
13,869
| - | - | +7,727 | 225,8 |
Рентабельность (убыточность, -) собственного капитала, % |
14,050
| - | 27,641 | - | - | +13,591 | 196,7 |
Рентабельность (убыточность, -) внеоборотных активов, % | 25,789 | - | 60,798 | - | - | +35,009
| 235,8 |
Рентабельность (убыточность, -) оборотных активов, % | 7,489 | - | 16,813 | - | - | +9,315 | 224,2 |
Рентабельность (убыточность, -) средств на оплату труда, % | 2,858 | 4,605 | 5,970 | 129,6 | +1,365 | +3,112 | 208,9 |
Рентабельность (убыточность, -) затрат живого и овеществленного труда (исходя из прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров), % | 0,764 | 1,382 | 2,164 | 156,6 | +0,782 | +1,400 | 283,2 |
Рентабельность (убыточность, -) экономического потенциала, % : исходя из прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров исходя из балансовой (общей) прибыли исходя из чистой прибыли (убытков) |
1,407
1,916
0,557 |
-
-
- |
3,545
4,108
2,316 |
-
-
- |
-
-
- |
+2,138
+2,192
+1,759 |
252,0
214,4
415,8 |
Прибыль (убыток, -) от реализации собственной продукции и покупных товаров в расчете на одного работника предприятий питания, тыс. руб. | 46,6 | 100,3 | 140,6 | 140,2 | +40,3 | +94,0 | 301,7 |
Показатели | Фактически за | Отклонение отчетного года от | 2005 в % к | Прош лый год в % к пре ды дущему | ||||
пре дыду щий год | прош лый год | отчет ный год | Преды дущего года | прошлого года | преды ду щему го ду | прошлому году | ||
Рентабельность (убыточность, -) продаж в % к обороту: исходя из прибыли (убытков) от реализации собственной продукции и покупных товаров исходя из чистой прибыли (убытков) |
-0,011
-0,011 |
0,375
0,148 |
0,912
0,595 |
+0,923
+0,66 |
+0,537
+0,447 |
-
- |
243,2
402,0 |
-
-
|
Рентабельность (убыточность, -) функционирую щего капитала, % | 0,404 | 6,142 | 13,869 | +13,465 | +7,727 | 34,3 раза | 225,8 | 15,2 раза |
Рентабельность (убыточность, -) собственного капитала, % | 0,907 | 14,052 | 27,641 | 26,734 | +13,591 | 30,5 раза | 196,7 | 15,5 раза |
Рентабельность (убыточность, -) внеоборотных активов, % | 1,698 | 25,789 | 60,798 | 59100 | +35,009 | 35,8 раза | 235,8 | 15,2 раза |
Рентабельность (убыточность, -) оборотных активов, % | 0,491 | 7,489 | 16,813 | +16,322 | +9,315 | 34,2 раза | 224,2 | 15,3 раза |
Рентабельность (убыточность, -) средств на оплату труда, % | 0,179 | 2,858 | 5,970 | +5,791 | +3,112 | 33,4 раза | 208,9 | 16,0 раза |
Рентабельность (убыточность, -) затрат живого и овеществленного труда, % | 0,069 | 1,040 | 2,164 | +2,095 | +1,124 | 31,4 раза | 208,1 | 15,1 раза |
Прибыль (убыток, -) от реализации собственной продукции и покупных товаров в расчете на одного работника, тыс. руб. | -10,3 | 46,6 | 140,6 | +150,9 | +94,0 | - | 301,7 | - |
Рентабельность (убыточность, -) экономического потенциала, % : исходя из прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров исходя из чистой прибыли (убытков) исходя из балансовой (общей) прибыли
|
-0,392
-0,405
0,122
|
1,407
0,557
1,916
|
3,545
2,316
4,108
|
+3,937
+2,721
+3,986
|
+2,138
-1,759
+2,192
|
-
-
33,7 раза
|
252,0
415,8
214,4
|
-
-
15,7 раза
|
Информация о работе Прибыль и рентабельность на предприятии общественного питания