Прибыль и рентабельность на предприятии общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 06:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение прибыли предприятия, ее распределение и источников ее повышения на примере ресторана «Экспресс-Криница».
Задачами курсовой работы являются анализ прибыли предприятия и резервов ее повышения за счет снижения себестоимости продукции, работ и услуг, внереализационных расходов и совершенствования структуры работ, а выявление негативных факторов, повлиявших ни снижение прибыли предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1
Экономическое содержание прибыли и источники ее формирования………..…………4
Глава 2
Направления распределения прибыли…………………………………………………11
Глава 3
Организационно – экономическая характеристика предприятия…………………...16
Оценка динамики прибыли предприятия……………………………………………...18
Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия…………………….....24
Резервы роста прибыли предприятия…………………………………….........................36
Заключение…………………………………………………………………………………..38
Список использованных источников………………………………………........................39

Работа состоит из  1 файл

рентабельность.doc

— 561.00 Кб (Скачать документ)

 

 

План по прибыли от реализации продукции собственного про­изводства и покупных товаров перевыполнен на 13,4 млн. руб., или на 42,8%. В динамике она возросла на 30,3 млн. руб. (на 210,4%). Перевыполнен план по прибыли от реализации прочих активов на 0,5 млн. руб. (на 35,7%) и недовыполнен по прибыли от продажи основных средств на 0,5 млн. руб. (на 18,5%). На общую сумму прибыли положительно повлиял рост внереализационных доходов на 1,0 млн. руб. и отрицательно - увеличение внереализационных расходов, потерь и убытков на 0,7 млн. руб. План по общей сумме прибыли перевыполнен на 13,7 млн. руб. (на 36,0%). По сравнению с прошлым годом она возросла на 32,2 млн. руб., или на 164,3%. Для измерения влияния факторов на балансовую прибыль произво­дят следующие расчеты (табл. 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6. Алгоритм расчета влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли, млн. руб.

 

Наименование факторов

Влияние на выполнение плана прибыли

Влияние на динамику прибыли

расчет

сумма

расчет

сумма

Изменение общего объема товарооборота в действующих ценах

В том числе за счет повышения продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары

Изменение уровня валового дохода в % к обороту

Изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к обороту

Изменение суммы прибыли от реализации основных средств

Изменение суммы прибыли от реализации прочих активов

Изменение суммы внереализационных доходов

Изменение суммы внереализационных расходов потерь и убытков

+259*0,674:100

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

4904*(+0,187):100

 

 

4904*(-0,070):100

 

 

 

 

 

 

2,2 – 2,7

 

 

 

1,9 – 1,4

 

 

 

4,9 – 3,9

 

 

1,2 – 1,9

+1,7

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

+9,2

 

 

-3,4

 

 

 

 

 

 

-0,5

 

 

 

+0,5

 

 

 

+1,0

 

 

-0,7

+1063*0,375:100

 

 

 

 

(4904 - 3926)*0,375:100

 

 

 

 

 

4904*(+0,153):100

 

 

4904*(+0,233):100

 

 

 

 

 

 

2,2 – 2,0

 

 

 

1,9 – 1,1

 

 

 

4,9 – 3,7

 

 

1,6 - 1,9

+4,0

 

 

 

 

+3,7

 

 

 

 

 

 

+7,5

 

 

+11,4

 

 

 

 

 

 

+0,2

 

 

 

+0,8

 

 

 

+1,2

 

 

-0,3

 

Всего

51,8 – 38,1

+13,7

51,8 – 19,6

+32,2

 

Большинство факторов положительно повлияло на выполнение плана и динамику прибыли. Если бы не было отрицательного влияния отдельных факторов, то ее сумма возросла бы по сравнению с планом на 4,6 млн. руб. (3,4 + 0,5 + 0,7) и с прошлым годом — на 0,3 млн. руб.

Большое влияние на сумму прибыли оказывает изменение про­дажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары. При повышении продажных цен увеличивается объем това­рооборота, а следовательно, и растет прибыль от реализации соб­ственной продукции и покупных товаров. И наоборот, снижение продажных цен уменьшает сумму прибыли. Влияние на прибыль ценового фактора определяют приемом абсолютных разниц, т.е. уве­личение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения продажных цен умножают на базисный уровень прибыли от реали­зации собственной продукции и покупных товаров (по плану или фактический за прошлый период) и делят на 100. В связи с повы­шением продажных цен товарооборот предприятий общественного питания возрос на 978 млн. руб. (4904 - 3926) и за счет этого при­быль увеличилась в динамике на 3,7 млн. руб. (978 • 0,375:100). Следует отметить, что такой расчет влияния ценового фактора на прибыль неточен, так как допускают, что все издержки находятся в прямой зависимости от изменения продажных цен на продук­цию собственного производства и покупные товары. В действи­тельности только уровень определенной части расходов предприя­тий общественного питания зависит от изменения продажных цен, что следует учитывать при анализе.

Значительное влияние на прибыль оказывает повышение про­изводительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а сле­довательно, и прибыли. Для определения влияния этого фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения про­изводительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров (по плану или фактический за прошлый период) и разделить на 100. Благода­ря повышению производительности труда объем товарооборота объе­динения предприятий общественного питания по сравнению с пла­ном увеличился на 170 млн. руб. и в результате прибыль возросла на 1,1 млн. руб. (170 • 0,674: 100). Рост произво­дительности труда в динамике обеспечил увеличение прибыли на 3,6 млн. руб. (951 • 0,375:100).

Аналогичным приемом можно измерить влияние на прибыль из­менения фондоотдачи. Повышения фондоотдачи по сравнению с пла­ном обеспечило рост товарооборота на 130 млн. руб. и прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров — на 0,9 млн. руб. (130 х 0,674:100). За счет роста фондоотдачи в динамике прибыль увеличилась на 0,4 млн. руб. (98 х 0,375:100).

Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные доходы, расходы, потери и убытки. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам (по отдель­ным видам и суммам). Многие из них, в том числе и внереализаци­онные доходы являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Особое внимание уде­ляют изучению причин образования внереализационных расходов, потерь, убытков и разработке мер по их сокращению и предупреж­дению.

Поступившие от поставщиков, покупателей, других юридичес­ких и физических лиц штрафы свидетельствуют о нарушении ими условий договоров поставки продуктов и следовательно, они не дол­жны оцениваться положительно. При анализе не только изучают полноту применения штрафных санкций к нарушителям договорной дисциплины, но и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. По каждой сумме уплачен­ных штрафов устанавливают их причины и виновников; выясняют, практикуется ли взыскание штрафов с виновных в возмещение при­чиненного ущерба. Кроме того, изучают, на сколько полученные штрафы покрывают убытки предприятий от невыполнения юриди­ческими и физическими лицами договорных обязательств.

Рост дивидендов по акциям, доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятиям общественного питания, доходов от сдачи имущества в аренду, курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте положи­тельно характеризует их хозяйственную и финансовую деятельность. Наличие прибыли (убытков) прошлых лет, выявленной в отчетном году, показывает о недостатках в учете и другой экономической работе. Списание на уменьшение прибыли дебиторской задолжен­ности в связи с истечением сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензионной рабо­те, расчетно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок офор­мления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями, другими предприятиями и физичес­кими лицами и принимают меры по их предупреждению. Особое внимание уделяют анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки свидетельствуют о недостатках в обеспечении сохранности имущества предприятия, учетно-контрольной работе. По каждой сумме списанной на убыт­ки недостач проверяют обоснованность и законность списания, вы­ясняют их причины и виновников, а главное принимают меры по сохранности товарно-материальных и других ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для оценки рентабельности функционирования составляют таблицы 7 и 8.

Таблица 7. Информация об уровнях рентабельности по объединению предприятий питаний

 

Показатели

Фактически за 2004

2005

Отклонение

В % к прошлому году

план

фактически

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

Рентабельность (убыточность, -) продаж в % к обороту:

исходя из прибыли (убытков) от реализации собственной продукции и покупных товаров

исходя из чистой прибыли (убытков)

 

 

0,375

 

 

 

 

 

 

0,148

 

 

0,674

 

 

 

 

 

 

0,410

 

 

0,912

 

 

 

 

 

 

0,595

 

 

135,3

 

 

 

 

 

 

145,1

 

 

+0,238

 

 

 

 

 

 

+0,185

 

 

+0,537

 

 

 

 

 

 

+0,447

 

 

243,2

 

 

 

 

 

 

402,0

Рентабельность (убыточность, -) функционирующего капитала, %

6,142

-

 

13,869

 

-

-

+7,727

225,8

Рентабельность (убыточность, -) собственного капитала, %

 

14,050

 

-

27,641

-

-

+13,591

196,7

Рентабельность (убыточность, -) внеоборотных активов, %

25,789

-

60,798

-

-

+35,009

 

235,8

Рентабельность (убыточность, -) оборотных активов, %

7,489

-

16,813

-

-

+9,315

224,2

Рентабельность (убыточность, -) средств на оплату труда, %

2,858

4,605

5,970

129,6

+1,365

+3,112

208,9

Рентабельность (убыточность, -) затрат живого и овеществленного труда (исходя из прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров), %

0,764

1,382

2,164

156,6

+0,782

+1,400

283,2

Рентабельность (убыточность, -) экономического потенциала, % :

исходя из прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров

исходя из балансовой (общей) прибыли

исходя из чистой прибыли (убытков)

 

 

 

1,407

 

 

 

 

1,916

 

 

0,557

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

 

3,545

 

 

 

 

4,108

 

 

2,316

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

-

 

 

 

+2,138

 

 

 

 

+2,192

 

 

+1,759

 

 

 

252,0

 

 

 

 

214,4

 

 

415,8

Прибыль (убыток, -) от реализации собственной продукции и покупных товаров в расчете на одного работника предприятий питания, тыс. руб.

46,6

100,3

140,6

140,2

+40,3

+94,0

301,7

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8. Информация о динамике уровней рентабельности

 

Показатели

Фактически за

Отклонение отчетного года от

2005 в % к

Прош

лый год в % к пре

ды

дущему

пре

дыду

щий год

прош

лый год

отчет

ный год

Преды

дущего года

прошлого года

преды

ду

щему го

ду

прошлому году

Рентабельность (убыточность, -) продаж в % к обороту:

исходя из прибыли (убытков) от реализации собственной продукции и покупных товаров

исходя из чистой прибыли (убытков)

 

 

 

 

-0,011

 

 

 

 

 

 

 

-0,011

 

 

 

 

0,375

 

 

 

 

 

 

 

0,148

 

 

 

 

0,912

 

 

 

 

 

 

 

0,595

 

 

 

 

+0,923

 

 

 

 

 

 

 

+0,66

 

 

 

 

+0,537

 

 

 

 

 

 

 

+0,447

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

243,2

 

 

 

 

 

 

 

402,0

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

-

 

Рентабельность (убыточность, -) функционирую

щего капитала, %

0,404

6,142

13,869

+13,465

+7,727

34,3 раза

225,8

15,2 раза

Рентабельность (убыточность, -) собственного капитала, %

0,907

14,052

27,641

26,734

+13,591

30,5 раза

196,7

15,5 раза

Рентабельность (убыточность, -) внеоборотных активов, %

1,698

25,789

60,798

59100

+35,009

35,8 раза

235,8

15,2 раза

Рентабельность (убыточность, -) оборотных активов, %

0,491

7,489

16,813

+16,322

+9,315

34,2 раза

224,2

15,3 раза

Рентабельность (убыточность, -) средств на оплату труда, %

0,179

2,858

5,970

+5,791

+3,112

33,4 раза

208,9

16,0 раза

Рентабельность (убыточность, -) затрат живого и овеществленного труда, %

0,069

1,040

2,164

+2,095

+1,124

31,4 раза

208,1

15,1 раза

Прибыль (убыток, -) от реализации собственной продукции и покупных товаров в расчете на одного работника, тыс. руб.

-10,3

46,6

140,6

+150,9

+94,0

-

301,7

-

Рентабельность (убыточность, -) экономического потенциала, % :

исходя из прибыли от реализации собственной продукции и покупных товаров

исходя из чистой прибыли (убытков)

исходя из балансовой (общей) прибыли

 

 

 

-0,392

 

 

 

 

 

 

-0,405

 

 

0,122

 

 

 

1,407

 

 

 

 

 

 

0,557

 

 

1,916

 

 

 

3,545

 

 

 

 

 

 

2,316

 

 

4,108

 

 

 

+3,937

 

 

 

 

 

 

+2,721

 

 

+3,986

 

 

 

+2,138

 

 

 

 

 

 

-1,759

 

 

+2,192

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

33,7 раза

 

 

 

252,0

 

 

 

 

 

 

415,8

 

 

214,4

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

15,7 раза

 

Информация о работе Прибыль и рентабельность на предприятии общественного питания