Система технического обслуживания и ремонта машин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 21:29, реферат

Описание

Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы: воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.19 Кб (Скачать документ)

Компрессию в  дизельном двигателе замеряют на работающем (с частотой вращения 450-500 об/мин) и прогретом (до температуры 70-80° С) двигателе. Компрессометр устанавливают вместо форсунки проверяемого цилиндра. У исправного двигателя компрессия должна быть не ниже 2-2,6 МПа, а разница давления между цилиндрами не должна превышать 0,2 МПа  

 

Рис. . Прибор К-69М 

Для определения  утечки сжатого воздуха из надпоршневого  пространства применяют прибор К-69М . Воздух в цилиндры Прогретого двигателя подают либо через редуктор 1 прибора, либо непосредственно из магистрали по шлангу 4 в цилиндр 7 через штуцер 6, ввернутый в отверстие для свечи или форсунки, к которому присоединяется шланг 3 при помощи быстросъемной муфты 5  

 В первом  случае проверяют утечку воздуха  или падение давления из-за  не плотностей в каждом цилиндре  двигателя. Для этого рукояткой  редуктора 1 прибор настраивают  так, чтобы при полностью закрытом  клапане муфты 5 стрелка манометра  находилась против нулевого деления  , что соответствует давлению 0,16 М Па, а при полностью открытом клапане и утечке воздуха в атмосферу - против деления 100%

Относительную неплотность цилиндропоршневой  группы проверяют при установке поршня проверяемого цилиндра в двух положениях:

в начале и конце  такта сжатия. Поршень от движения под давлением сжатого воздуха  фиксируют, включая передачу в коробке  передач автомобиля

Такт сжатия определяется свистком-сигнализатором, вставляемым в отверстие свечи (форсунки)

Состояние поршневых  колец и клапанов оценивают по показаниям манометра 2 при положении  поршня в в .м.т., а состояние цилиндра (износ цилиндра по высоте) - по показаниям манометра при положении поршня в начале и конце такта сжатия и по разности этих показаний 

Полученные данные сравнивают со значениями, при которых  дальнейшая эксплуатация двигателя недопустима. Предельно допустимые значения утечки воздуха для двигателей с различными диаметрами цилиндров указаны в инструкции прибора

Чтобы определить место утечки (неисправность), воздух под давлением 0,45-06 МПа подают из магистрали по шлангу 4 в цилиндры двигателя 

Поршень при  этом устанавливают в конце такта  сжатия в верхней мертвой точке 

Место прорыва  воздуха через неплотность определяют прослушиванием при помощи фонендоскопа

Утечка воздуха  через клапаны двигателя обнаруживается визуально по колебанию пушинок  индикатора, вставляемого в отверстие  свечи (форсунки) одного из соседних цилиндров, где открыты в данном положении  клапаны 

Утечка воздуха  через поршневые кольца определяется только прослушиванием при положении поршня в н.м.т. в зоне минимального износа цилиндров. Утечка через прокладку головки цилиндров обнаруживается по пузырькам в горловине радиатора или в плоскости разъема

Крепежные работы при ТО-2 проводятся дополнительно  к крепежным работам, выполняемым при ТО-1. При этом они включают контроль и крепление головки к блоку цилиндров подтягиванием гаек динамометрическим ключом. Момент и последовательность затяжки устанавливаются заводами-изготовителями. Чугунную головку цилиндров крепят в горячем состоянии, а головку цилиндров из алюминиевого сплава - в холодном, что объясняется неодинаковым коэффициентом линейного расширения материала болтов и шпилек (сталь) и головки (алюминиевый сплав). Затяжку выполняют от центра к краям по диагонали

Регулировочные  работы являют ся завершающими. При обнаружении стука в газораспределительном . механизме проверяют и регулируют /см. рис. 4.4) тепловые зазоры между горцами стержней клапанов и толкателями или носиками коромысел (при верхнем расположении клапанов. Зазоры проверяют пластинчатым . дулом 1 при полностью закрытых клапанах при необходимости регулируют на холодном двигателе. Регулировку зазоров в клапанах выполняют, начиная с первого цилиндра, в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров двигателя. Зазор изменяют до нужной величины, вращая регулировочный винт толкателя или винт 3 коромысла 1, опустив контргайку 2. Зазор должен соответствовать заводским данным. Например, для двигателей ЗАЗ-53, ЗИЛ-130,ЯМЗ-236 зазор должен быть равен 0,25- 0,30 мм

Рис. Проверка и  регулировка теплового зазора  

 

Для установки  поршня первого цилиндра в в .м.т. при такте сжатия используют установочные метки двигателя 

Техническое обслуживание системы  охлаждения двигателя 

Система охлаждения двигателя обеспечивает его работу в оптимальном температурном режиме, равном 85-90 °С , при различных условиях эксплуатации

Характерными  неисправностями системы охлаждения являются подтекания и недостаточная  эффективность охлаждения двигателя. Первое происходит из-за повреждения  шлангов их соединений, сальника водяного насоса, порчи прокладок, трещин, а второе - из-за 'Пробуксовки ремня вентилятора или его обрыва, поломок водяного Насоса, неисправности термостата, внутреннего или внешнего загрязнения радиатора, в результате образования накипи

Признаками неисправности  системы охлаждения служит перегрев Двигателя и закипание охлаждающей  жидкости в радиаторе, если они 1йс являются результатом длительной и большой  нагрузки двигателя или Неправильной регулировки системы зажигания  или системы питания 

Диагностирование  системы охлаждения двигателя заключается  в определении ее теплового состояния  и герметичности, проверке натяжения ремня вентилятора и работы термостата. Разность температур между верхним и нижним бачками радиатора при полностью прогретой системе охлаждения должна быть в пределах 8-12°С. Герметичность системы контролируют на холодном двигателе. Течь охлаждающей жидкости может быть обнаружена по следам подтеканий через сальник жидкостного насоса, в местах соединения патрубков и т.д. Герметичность проверяют под давлением 0,06 МПа

Натяжение ремня 1 привода вентилятора или жидкостного насоса (рис. 4.5) проверяют замером прогиба ремня при нажатии посередине между шкивами с усилием примерно 30-40 Н. Прогиб должен быть в пределах 8- 14 мм

Рис. Проверка и  регулировка ремней привода жидкостного  насоса, компрессора, генератора и насоса гидроусилителя  

 

Работу термостата проверяют при замедленном прогреве двигателя после пуска или, наоборот, при быстром его прогреве и перегреве в процессе работы. Снятый термостат погружают в подогреваемую ванну с водой, контролируя температуру термометром. Момент начала и конца открытия клапана должен

Рис. 4.5. Проверка и регулировка ремней привода  жидкостного насоса, компрессора, генератора и насоса гидроусилителя

происходить соответственно при температурах 65-70 и 80-85'С. Неисправный термостат заменяют

При ЕО проверяют  герметичность системы охлаждения тщательным осмотром всех соединений . При необходимости подтягивают  соединения. Уровень жидкости в радиаторе  должен быть на 20- 30 мм , ниже верхней кромки заливной горловины. При необходимости жидкость доливают

При ТО-1, выполняя уборочно-моечные работы, тщательно  промывают двигатель, удаляя грязь и масляные пятна с его поверхности, промывают радиатор сильной струей, направив ее из подкапотного пространства через радиатор наружу. Проверяют натяжение ремней вентилятора и водяного насоса и при необходимости регулируют, используя точки 2 регулировки, предусмотренные конструкцией данного автомобиля. Проверяют работу парового и воздушного клапанов, пробки радиатора. Смазывают подшипники водяного насоса и шкива вентиля торного устройства (у двигателейЯМЗ-236и ГАЗ-53А). Проверяют действие жалюзи радиатора и его привод

При ТО-2 подтягивают  крепления гайки ступицы шкива  вентилятора. Проверяют работу датчика  и указателя температуры охлаждающей  жидкости. Проверяют работу гидромуфты или электромуфты включения вентилятора

При СО (через 40-60 тыс. км пробега) для удаления шлама  систему охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15-0,2 МПа (при  снятом термостате) раздельно (сначала  рубашку охлаждения, а потом радиатор) в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняют до появления чистой воды

Для удаления накипи, приводящей к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива (на 5-6 %), возникновению детонации интенсивному износу деталей цилиндропоршневой  группы, систему охлаждения промывают  различными растворами. Наиболее эффективным  является раствор соляной кислоты  с ингибитором, смачивателем и пеногасителем. Раствор заливают в систему охлаждения, пускают двигатель и прогревают раствор до температуры 60 °С (термостат  должен вить снят). Через 10-15 мин. раствор  сливают, а систему промывают  горячей водой 

Сливные краники  прочищают мягкой проволокой

Для уменьшения образования накипи в системе  охлаждения необходимо использовать воду малой жесткости. Смягчение воды можно О беспечить предварительным кипячением, добавлением соды, извести   или пропуская ее через магнитные фильтры, а также добавлением в воду различных антинакипинов  

 Наиболее  опасно в зимнее время размораживание  системы охлаждения. Для повышения  надежности работы системы применяют  антифризы (жидкости с низкой  температурой замерзания - минус  40°С). У антифриза больше коэффициент  объемного расширения, поэтому наполнять  систему надо на 90-95% (если нет  расширительного бачка)  

 

Техническое обслуживание системы  смазывания

Работа системы  смазывания определяет надежность и  долговечность двигателя, в котором  все основные трущиеся пары смазываются  под давлением. В процессе работы двигателя качество картерного масла  ухудшается, а количество его уменьшается  в результате угара и потерь масла  через неплотность в системе  смазки

Ухудшение качества масла во время работы двигателя  происходит из-за разжижения его топливом, загрязнения механическими примесями и окисления, а также из-за срабатывания присадок, придающих маслу лучшие свойства

Разжижение топливом смазки приводит к повышенному износу деталей двигателя. В картер двигателя  топливо попадает при значительном износе цилиндропоршневой группы, неработающей свече или форсунке, разрыве диафрагмы топливного насоса. Попадание охлаждающей жидкости в систему смазывания возможно в результате нарушения герметичности прокладки головки цилиндров или уплотнительных колец гильз цилиндров

Наличие воды в  масле вызывает интенсивное изнашивание  деталей двигателя. Устраняется  потеря герметичности за счет замены уплотнительных колец или прокладок. При резком падении давления в системе смазывания (повреждение масляной магистрали или привода масляного насоса) двигатель необходимо остановить

При ЕО проверяют  осмотром герметичность системы  смазыван ия и ее соединений. Контролируют уровень масла в картере двигателя  масломерным щупом. При необходимости  доливают масло до верхней метки. Контролируют давление масла в системе  при пуске двигателя и в  процессе работы автомобиля

При ТО-1 проверяют  крепления маслопроводов и приборов системы смазывания. При ослаблении креплений гайки и болты подтягивают. Отстой из фильтров сливают на прогретом двигателе

При ТО- 2 заменяют масло в картере двигателя. После  слива отработавшего масла рекомендуется промыть систему с использованием специальной установки и промывочного масла. Промывать можно также маловязким веретенным маслом, смесью масла с дизельным топливом или промывочной жидкостью, состоящей из 90% уайт-спирита и 10% ацетона. Для этого в картер заливают промывочную жидкость в объеме, равном половине емкости системы смазывания, двигатель пускают и дают ему проработать 4-5 мин на повышенной частоте вращения (800-1000 об . | м ин) холостого хода, затем промывочную жидкость сливают и т свежее масло

Фильтрующий элемент  фильтра тонкой очистки заменяют при смена в двигателе. Перед  сменой необходимо слить из корпуса  в отстой. Вынув фильтрующий элемент, промывают внутренность корпуса  керосином и протирают его  ветошью насухо . г рубой очистки  снимают, тщательно промывают в  керосине ой щеткой и продувают сжатым воздухом. 1рают и очищают центрифугу. Перед установкой кожуха провернуть ли вращается центрифуга от руки. После  окончательной проверяют работу центрифуги по затуханию вращения (она  остановиться через 2-3 мин после  остановки двигателя). Замене масла  проверяют систему вентиляции картера, крепление деталей и отсутствие отложений в трубках и на клапанах  

 

Техническое обслуживание приборов системы питания 

Техническое состояние  системы питания определяет мощностных и гномические показатели работы автомобиля, влияние его на окружающую среду 

Характерные неисправности  системы питания: нарушение герметичности, течь топлива из топливных баков, трубопроводов, загрязнение топливных  и воздушных фильтров

Информация о работе Система технического обслуживания и ремонта машин