Система технического обслуживания и ремонта машин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 21:29, реферат

Описание

Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы: воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.19 Кб (Скачать документ)

При СО заменяют масло в картерах агрегатов трансмиссии  в соответствии с временем года. При замене масла промывают картеры трансмиссии дизельным топливом и очищают магнитные пробки

Техническое обслуживание гидромеханической  коробки передач 

При ЕО проверяют  и при необходимости доливают масло в ГМП. При ТО-1 проверяют  крепление ГМП к основанию  кузова, крепление масляного поддона и состояние масляных трубопроводов. Проверяют крепление электрических проводов, правильность регулировки механизма управления периферийными золотниками

При ТО-2 проверяют  крепление крышек подшипников и  картера гидротрансформатора к  картеру коробки передач, правильность регулировки режимов автоматического  переключения передач, давление масла  в системе, исправность датчика  температуры масла, состояние и  крепление датчика спидометра

Техническое обслуживание несущих  систем и шин 

В процессе эксплуатации автомобиля, особенно в тяжелых дорожных условиях, продольные и поперечные балки рамы подвергаются изгибу, в них появляются изломы, трещины, ослабевают заклепочные и болтовые соединения. В переднем мосту прогибается, а иногда и скручивается балка оси, изнашиваются подшипники и их гнезда в ступицах колес, изнашиваются шкворни и их втулки, разрабатываются отверстия в дисках под шпильки крепления колес к ступице, теряется упругость рессор и пружин подвески легковых автомобилей, рессорные листы ломаются, деформируются обода, повреждаются шины, изнашиваются и разрушаются покрышки (трещины, проколы). У легковых автомобилей могут иметь место деформации штанг стабилизаторов поперечной устойчивости, отказ в работе амортизаторов и др. В результате указанных неисправностей изменяются углы установки передних колес (углы наклона шкворней, схождение и развал колес, соотношение углов при повороте), затрудняется управление автомобилем, повышается износ шин и увеличивается расход топлива из-за повышения сопротивления движения автомобиля

Разрушение покрышек в эксплуатации происходит в результате повышенного или пониженного  против нормы давления воздуха в  шинах. Пониженное давление вызывает повышенную деформацию шины и перенапряжение материалов покрышки, увеличение внутреннего трения и теплообразования в шине, в результате чего нити каркаса отслаиваются от резины, перетираются и рвутся. Чрезмерное давление воздуха в шине уменьшает ее деформацию и площадь контакта с дорогой, что повышает напряжение нитей каркаса и удельное давление шины на дорогу. Это приводит к преждевременному разрушению каркаса и интенсивному износу протектора

Преждевременный износ и разрушение шин происходят также при повышении максимально  допустимых нагрузок, действие которых  на шину аналогично действию пониженного  давления. Возможны и механические повреждения шин при движении по плохим дорогам с неисправными рессорами при перегрузке автомобиля, что вызывает касание шин и  кузова. При недостаточном давлении воздуха в сдвоенных шинах уменьшается зазор между ними, что при увеличении нагрузки и деформации шин приводит к взаимному их касанию и

истиранию боковых  поверхностей. Камеры разрушаются из-за интенсивного нагрева и проколов

Диагностирование  и техническое обслуживание несущих  систем заключается в систематической  проверке зазоров в шкворневых соединениях, люфта подшипников ступиц колес, оценке состояния рессорной подвески и амортизаторов, болтовых и заклепочных соединений рамы, определении углов установки управляемых колес, осмотре дисков и проверке их крепления к ступице, замере давления | воздуха в шинах и балансировке колес

При ЕО осматривают  состояние рессор, проверяют крепление  хомутиков, центрового болта, рессорных  пальцев и стремянок. Осматривают  колеса и шины. Выявленные неисправности  устраняют  

 При ТО-1 проверяют  крепления и при необходимости  подтягивают хомутики, стремянки, пальцы рессор, гайки колес и другие детали подвески  

 

Техническое обслуживание рулевого управления

Характерными  отказами и неисправностями рулевого управления являются: ослабление крепления картера рулевого механизма, повышенный износ деталей рулевого механизма, шаровых сочленений тяг и рычагов, ослабление крепления рулевого колеса и рулевой колонки, выкрашивание червячной пары и неправильная регулировка (чрезмерная затяжка деталей) рулевого механизма

Неисправностями гидроусилителя рулевого привода являются:

недостаточный или слишком высокий уровень  масла в бачке насоса, наличие воздуха (пена в масляном бачке) или воды в системе, неисправность насоса, повышенная утечка масла в рулевом механизме, засорение фильтров, неисправная работа перепускного или предохранительного клапана насоса (периодическое зависание, заедание, отворачивание седла), недостаточное натяжение ремня привода насоса

Указанные неисправности  приводят к возрастанию свободного хода (люфта) рулевого колеса, усилия на проворачивание обода рулевого колеса при повороте, стуков в рулевом механизме, к появлению масла из сапуна насоса (гидроусилитель рулевого колеса) и т. д. Возможно заедание или заклинивание рулевого механизма

Суммарный люфт в рулевом управлении при прямолинейном  движении автомобиля не должен превышать следующих предельных значений, град:

Для легковых автомобилей  и созданных на их базе

Грузовых  автомобилей и  автобусов ......................... ........ 10

Грузовых  автомобилей......................................................... 25

Усилие, прикладываемое к ободу рулевого колеса при вывешенных колесах, должно быть в пределах для грузовых автомобилей 30-40 Н, для легковых - 7-12 Н. Проверяют также крепление и состояние шарнирных сочленений тяг рулевого привода. Люфт определяют при помощи динамометра-люфтометра закрепленного на ободе рулевого колеса зажимами 1

Угловое перемещение  колеса определяют под действием  силы в 10 Н, прилагаемой к динамометру 2. На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе

Определение суммарного люфта не дает представления о  том, за счет какого сопряжения или узла произошло его увеличение, если предварительно не проверить и подтянуть картер рулевого механизма, рулевую сошку; устранить зазоры в шарнирах рулевых тяг; проверить давление воздуха в шинах и регулировку подшипников колес

При ЕО проверяют  герметичность соединений гидроусилителя. Убеждаются в отсутствии подтекания жидкости. При необходимости подтягивают крепления

Проверяют состояние  привода рулевого управления внешним  осмотром, убедившись в наличии шплинтов, гаек пальцев шарнирных соединений и в отсутствии погнутости тяг  

  

 Рис. Динамометр-люфтомер 

При ТО-1 контролируют рулевой механизм динамометром-люфтомером при прямолинейном положении  колес автомобиля. Контролируют усилия проворачивание рулевого колеса при  вывешенных передних колесах 

Проверяют и  при необходимости устраняют  люфт в шарнирных соединениях  рулевых тяг. Люфт удобней проверять  вдвоем: один резко поворачивает рулевое  колесо вправо и влево, а другой смотрит  на перемещение шарнирного соединения. Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется  люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта нет 

Определить люфт в шарнирных соединениях можно  также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то лю фт в ша рнирнирном соединении отсутствует. Чтобы отрегулировать люфт, необходимо расшплинтовать пробку и затягивать ее специальным ключом до ощутимого сопротивления, а затем отвернуть пробку до первого положения, при котором ее можно зашплинтовать

| Проверяют шплинтовку  гаек шаровых пальцев осмотром  и, сняв крышку бачка гидроусилителя, проверяют в нем уровень масла  и уровень масла в картере  рулевого механизма, при необходимости  его доливают 

Проверяют и  при необходимости регулируют натяжения  ремня   привода насоса гидр о усилителя (прогиб под усилием 40 Н должен быть не более 8- 14 мм )

При ТО-2 проверяют  крепление рулевого колеса. Слегка перемещают рулевое колесо вдоль вала или покачивают его в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колеса. При обнаружении ослабления крепления снимают кнопку сигнала и подтягивают р гайку крепления колеса на рулевом валу накидным ключом

Осевой зазор  в роликовых подшипниках червяка  рулевой передачи обычно регулируют прокладками, имеющимися под нижней крышкой картера рулевого механизма  

 

Материально-техническое  обеспечение (МТО)

Автомобильного  транспорта представляет собой процесс  снабжения автопредприятий подвижным  составом, агрегатами, запасными частями, автомобильными шинами, аккумуляторами и материалами, необходимыми для нормальной их работы. Правильная организация МТО играет важную роль в улучшении использования автомобилей посредством поддержания их в исправном состоянии

Подвижной состав. В настоящее время в стране выпускается около 250 моделей и модификаций автомобильной техники (грузовые и легковые автомобили, автобусы, специализированные автомобили, прицепы и полуприцепы) различных марок: ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ, "Урал", БелАЗ , ЛАЗ, ЛиАЗ , ПАЗ, УАЗ, РАФ, ВАЗ, "Москвич", ЗАЗ и др

АТП укомплектованы обычно несколькими моделями автомобилей, и число их в отдельных случаях достигает 20 и более

Запасные  части. На их долю приходится около 70° о номенклатуры изделий и материалов, потребляемых автомобильным транспортом. Номенклатура запасных частей для грузовых и легковых автомобилей, используемых в народном хозяйстве, насчитывало свыше 15 тыс., а для легковых автомобилей населения - около 10 тыс. на именований. Запасные части делятся на: механические детали и узлы, детали и узлы топливной аппаратуры, детали и узлы электрооборудования и приборов, подшипники качения, изделия из стекла, резины, асбеста, войлока и текстиля, пробки, пластмассы, картона и бумаги

Номенклатурные  тетради, по которым АТП заказывают необходимые запасные части, содержат 0,7-0,8 тыс. наименований запасных частей по каждой модели автомобиля. Следовательно, для обеспечения работоспособности 7-10 моделей автомобилей, что характерно для среднего АТП, необходимо располагать номенклатурой, насчитывающей 5-8 тыс. наименований [I]

Автомобильные шины и аккумуляторы. Эти виды технических изделий не входят в номенклатуру автомобильных запасных частей, поэтому их распределяют и учитывают отдельно

В стране выпускается  около сотни моделей различных  покрышек н соответствующих им камер  для шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов и прицепов. Номенклатура используемых на автомобилях аккумуляторных батарей насчитывает более 10 наименований

Горюче-смазочные  материалы. Имеющийся парк автомобилем использует около 60 наименований ГСМ, в том числе: бензины шести марок (А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-95, АИ-98); дизельные топлива трех марок (Л, 3, А); два вида газообразного топлива (СНГ, СПГ);

моторные масла  более 10 марок (М-8Б, М-8В , М-12Г , М-бз /ЮГ и  др.); трансмиссионные масла более 10 марок (ТАД-17и, ТАп - 15В, ТСп-14гип и  др.); пластичные смазки более 10 марок (солидол  С , солидол Ж, смазка 1-13, Консталин-1, Литол-24, Фиол-1 и др.)

Технические жидкости. Общее их число насчитывает около 20 наименований. В зависимости от назначения они подразделяются на :

охлаждающие (антифриз марок 40 и 65, тосолы А-40 и А-65):

тормозные (БСК, ГТЖ-22М, "Нева"); для гидроподъемных систем (И-22А .И -ЗОА, И-12А, АУ, АМГ-10, МВП); амортизаторные (АЖ-16.АЖ-12Т, МГП-10); пусковые (Холод-Д40, НИИАТ ПЖ-25, "Арктика")

Лакокрасочные материалы. Для поддержания надлежащего внешнего вида автомобилей и защиты окрашенных поверхностей от коррозии применяются лакокрасочные материалы (лаки, краски, грунтовки, шпатлевки, растворители и т.д.), насчитывающие более сотни наименований

Технологическое оборудование. Уборочно-моечное, подъемно-транспортное, смазочно-заправочное, диагностическое, ремонтное и другое оборудование, а также специальный инструмент, применяемый при проведении ТО и ремонта подвижного состава, насчитывают более 200 наименований

Прочие  материалы. Перечень материалов, которые используются для удовлетворения хозяйственных нужд АТП, также достаточно велик. Среди них: металлы (прутки круглые и шестигранные, листовая сталь, проволока, швеллеры, двутавры и уголки различных размеров, свинец, олово, медь, припой, стальные и латунные трубки и т. п.); режущий и мерительный инструмент (сверла, плашки, метчики, напильники, резцы, фрезы, развертки, нековки , штангенциркули, микрометры, линейки, индикаторы и др.); электротехнические материалы (провода, электродвигатели, трансформаторы, пускатели, предохранители, щиты распределительные, лампы накаливания и дневного освещения и т.д.); москательные товары и химикаты (растворители и краски общего назначения, серная и соляная кислоты, ; клеи, олифа, шампуни технические, полировочная паста и т.д.); ремонтно-строительные материалы (доски, фанера, цемент, алебастр, |кирпич и т.д.); спецодежда для рабочих

Информация о работе Система технического обслуживания и ремонта машин