Технологии решения социальных проблем у социально- неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…6
1.1. Социально-неблагополучные семьи как объект технологии социальной работы: основные характеристики 6
1.2. Социальные проблемы социально-неблагополучных семей 11
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДАННЫХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «Гаилэ» ..19
2.1.Технологии оказания помощи социально-неблагополучным семьям в центре социальной помощи семье и детям «Гаилэ»……………………………19
2.2. Технология патронажа семьи и детей на примере центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ»…………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Работа состоит из  1 файл

Исправл.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
 
 

Раззакова Руфина Равильевна

студентка дневного отделения

группы  № 9401 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: «Технология социальной работы» 

Технологии  решения социальных проблем у социально-

неблагополучных семей 
 
 
 
 
 

                                          Научный руководитель:

                                          асс. кафедры экономической

                                          теории и социальной работы

                                          Нуриева З.Х.

                                          ________________________

                                          ________________________

                                          ________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КАЗАНЬ 2010 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

            Введение

 
 

    Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему.

      Семья – это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1 миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества. Большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи.

     Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства – не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

     Степень разработанности  темы в научных  исследованиях:

     В контексте данного исследования интерес представляют те работы, которые  в той или иной мере характеризуют  институт семьи в целом, а так же социально-неблагополучные семьи. Разумеется, что среди всех существующих подходов к исследованию семьи необходимо выделить социологический подход, позволяющий увидеть социальное положение неблагополучных семей в той или иной социальной среде.

     Изучение семьи, историко-социологический анализ семьи и брака провели в своей работе Голод С. И.1, Зацепина В. И2.

     Изучением внутренних проблем семьи занимались, Холостова Е. И3., Тимуца О. В.4, Сергеева Е. А.5, Савина Л. Ю.6, Воджина О. И.7

     Рассмотрением законодательной базы социального обеспечения социально-неблагополучных семей занимались: Холостова Е. И.8,

Кондрашев О. Г9.

     Изучением в оказании социальной помощи, социальной работы, их описании и технологии решении проблем занимались Дубошева, И.М.10, Зубкова, Т.С.11, Морозова, О. Н.12, Павленок, П. Д.13

     Так же можно выделить законодательную  базу Российской Федерации, постановления, нормативные документы, положения  Республики Татарстан.

     Объектом исследования являются технологии социальной работы с социально-неблагополучными семьями.

     Предметом исследования является технология патронажа в решении социальных проблем у социально-неблагополучных семей.

     Цель  данной работы: рассмотреть технологию центра помощи семьям и детям «Гаилэ» в решении социальных проблем у социально-неблагополучных семей.

     Задачи  курсовой работы:

  • рассмотреть основные характеристики социально-неблагополучной

    семьи.

  • рассмотреть проблемы социально-неблагополучных семей.
  • изучить технологию оказания помощи социально-неблагополучным

    семьям.

  • раскрыть сущность социального обслуживания социально-

    неблагополучной семьи на примере центра «Гаилэ».

         В качестве методов исследования были выбраны: метод анализа, на основании которого учитывалось состояние социальных проблем у социально-неблагополучных семей; метод синтеза использовался для объединения в единое целое полученной информации о социальных проблемах социально-неблагополучных семей; теоретический метод,  анализ научной литературы и документации Центра оказания помощи социально-неблагополучным семьям «Гаилэ», а также отчетов МТЗ и СЗ РТ.

 метод анализа документов помог нам проанализировать нормативно-правовую базу, на основании которой оказывается помощь социально-неблагополучным семьям.

         Эмпирическая база исследования: Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается на основании полученных данных центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ».

     Структура работы состоит из введения, которое включает в себя обоснования актуальности темы исследования, формулировки цели, задачей и методов исследования, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ КАК ОБЬЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Социально-неблагополучные семьи как объект технологии социальной работы: основные характеристики

 

     Социально-неблагополучные  семьи как объект сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Среда социально-неблагополучных семей выделяют множество подкатегорий, в свою очередь это можно обосновать обострения жилья, обеспечения среднего дохода на одного человека в семье.

     Неполные  семьи – это семьи с одним родителем и детьми. В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

     Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными  расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки). Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.

     Причины неполных семей:

     1. Развод родителей. Уровень разводов повышается. Примерно 31 % мужчин и женщин один раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.

     2. Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака.

     Каждый  пятый ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40 % детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку. Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.

     Смерть  одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.

     Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаше всего пенсионеры1.

     Многодетные (сложные) семьи. Из-за обострения проблемы жилья в России в последнее время увеличилось количество сложных семей. Для России типично проживание взрослых детей с родителями.

     Традиционно в России под одной крышей проживало 3 – 4 поколения, преобладали стержневые или корневые семьи (родительская семья и семья младшего сына), а наследство делилось между всеми детьми поровну. В Европе царил майорат – вся собственность доставалась старшему сыну, а остальным приходилось самостоятельно работать и приобретать жилье. Во многих странах были корневые семьи, все они различались по характеру внутрисемейных отношений, были патриархальными, т.е. в семье доминировал отец – муж.

     В таких семьях легче решались проблемы хозяйственно-бытовые, воспитания и социализации детей, но наследству передавался жизненный опыт, от старшего поколения к младшему, каждый член семьи знал свое место, свою роль в семье.

     Категории многодетности. Различают три категории многодетных семей:

     1. Сознательная многодетность. В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

     2.  Рождение общего ребенка при  повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей. Эти две категории вполне благополучны.

     Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

     Психологическая атмосфера семьи – взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

     3.  Неблагополучные многодетные семьи.

     Чаще  всего отмечаются у родителей, ведущих  асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством  для получения материальной и натуральной помощи.

     В таких семьях родители имеют более  низкий образовательный уровень  и социальный статус1.

     К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых  затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

Информация о работе Технологии решения социальных проблем у социально- неблагополучных семей