Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…6
1.1. Социально-неблагополучные семьи как объект технологии социальной работы: основные характеристики 6
1.2. Социальные проблемы социально-неблагополучных семей 11
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДАННЫХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «Гаилэ» ..19
2.1.Технологии оказания помощи социально-неблагополучным семьям в центре социальной помощи семье и детям «Гаилэ»……………………………19
2.2. Технология патронажа семьи и детей на примере центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ»…………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………
Проблема воспитания и социализации детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи – тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех. кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.
Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).
В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками2.
Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их не сложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.
Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение и алкоголь). В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях.
В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаше и длительнее. Психические травмы при разводе или смерти одного из родителей имеют большое значение в формировании пограничных нервно-психических расстройств у детей. Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными.
В заключении этой главы хотелось бы отметить, что существуют различные категории семей, с различными проблемами, которые стоит решать. Нужно улучшать культуру, качество и уровень жизни семей. Индивидуальные проблемы связаны с неординарностью семей, их численности и сложности. И исходя из этого нужно искать подходы к видам помощи. Социально-неблагополучные семьи имеют специфическую политику в решении их проблем, где так же выделяют особенности.
2.1.
Технологии оказания
помощи социально-неблагополучным
семьям в центре социальной
помощи семье и детям
«Гаилэ»
В
ходе выявления проблем социально-
В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличился с 15,1 % в 2000 г. до 24% в 2009 г1.
Основные виды социальных услуг:
Социально-
Социально-педагогические услуги включают в себя социально-педагогическое консультирование, не каждый родитель знает и способен эффективно воздействовать на ребенка, воспитать его по моральным нормам; социально-педагогическая диагностика и обследование личности; педагогическая коррекция, услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.
Система социальной помощи многодетным семьям.
Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Основными функциями социального работника при этом являются:
– диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);
– охранно-защитная (правовая поддержка семьи);
– социально-психолого-
– прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи);
– координационная.
Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично. Данная служба руководствуется Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ1.
На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании)2.
Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, своевременной информацией о льготах.
Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов на основании положения «Об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» от 22 августа 2005 г. № 534 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2006 № 676)2.
Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент.
Органы здравоохранения (ОЗ) предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.
Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематически проводится изучение нормативных документов; осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семейные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с артистами, поэтами).
Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей3.
Социальные гарантии и льготы для многодетных семей. Жилищно-коммунальные гарантии и льготы многодетным семьям (имеющим трех и более детей), а так же семьям в случае рождения у них близнецов жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке, при условии, что они нуждаются в улучшении жилищных условий на основании 8п.1 ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ4.
Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:
– скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;
– бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;
– бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ;
– прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь:
– бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
– бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятии, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе:
– один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха5.
Распоряжение от 30 июня 1992 г. №1619-РП «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250), в котором уточняется перечень и порядок предоставления льгот многодетным, утвержденных Указом (льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатный проезд детям на транспорте, бесплатное питание и обеспечение школьной формой, первоочередной прием в дошкольные учреждения, бесплатное посещение музеев, выставок)6.
Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается малообеспеченной.
Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке предоставления льгот на проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда предоставляется детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации и проживающим в малообеспеченных семьях7.
Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее), сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.
Виды транспорта:
– железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и поездов повышенной комфортности);
– водный (места 3-й категории);
– автомобильный (общего пользования):
– авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).
Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты населения по месту жительства. Финансирование расходов, предусмотренных постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Система социальной помощи большой семье.
Органы здравоохранении наблюдают за здоровьем старшего поколения (особенно если пожилые люди не могут посещать поликлиники), лекарственным обеспечением, здоровьем всех членов семьи.
Информация о работе Технологии решения социальных проблем у социально- неблагополучных семей