Технологии решения социальных проблем у социально- неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…6
1.1. Социально-неблагополучные семьи как объект технологии социальной работы: основные характеристики 6
1.2. Социальные проблемы социально-неблагополучных семей 11
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДАННЫХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «Гаилэ» ..19
2.1.Технологии оказания помощи социально-неблагополучным семьям в центре социальной помощи семье и детям «Гаилэ»……………………………19
2.2. Технология патронажа семьи и детей на примере центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ»…………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Работа состоит из  1 файл

Исправл.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     –   разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

     – создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

         Холостова Е.И. выделяет виды (направления) социального патронажа:

     Первое  направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

     Второе  направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.

     Рассматривая  первое направление отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе. Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д., т.е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию. Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

       Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

       Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

         Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

       Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного - с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой. Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.

     Тем самым социальный патронаж семьи  предусматривает многометодные  действия специалиста по социальной работе.

     Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства13.

     Функции социального патронажа, осуществляемые Центром:

     – изучение и анализ жизненной ситуации потенциальных и реальных клиентов (семей и детей группы социального риска);

     – комплексное и системное воздействие на эту ситуацию и на клиентов с целью социального оздоровления;

     – обеспечение последующего социальною контроля за жизнедеятельностью клиентов для недопущения рецидивных явлений асоциального плана.

       К этапам  технологии социального патронажа, проводимые Центром, относятся:

  • Постановка социального диагноза – выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.
  • Вмешательство патронажной службы и с ее помощью – других социальных служб в семейную ситуацию.
  • Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения.
  • Проблемный анализ – совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.
  • Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы.
  • Социальная терапия – непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.
  • Оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.
  • Помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

            Процедура социального патронажа, Осуществляемая Центром, включает следующие действия:

     а) изучение ситуации социального и  психологического состояния клиента  при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку;

     б) оказание конкретной (при необходимости - оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических  кризисных проблем, при доминировании  прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у клиентов ресурсов для необходимых изменений в жизнедеятельности и достижения оптимального функционирования в социальной, трудовой и семейной среде;

     в) оказание услуг профилактической направленности, имеющих целью не только удовлетворение потребностей клиентов, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденции и закрепление успехов, уменьшение или устранение факторов риска;

     г) объединение усилий субъектов социального  патронажа, их включение в решение проблем клиентов в зависимости от характера этих проблем, обеспечение комплексного подхода в этом процессе (сочетание параллельного решения экономических, культурно-образовательных, психосоциальных и иных проблем). Особую значимость приобретает подготовка к знакомству с клиентом и системой его социального окружения. Это означает предварительный сбор всей возможной информации о клиенте: индивидуальные особенности, социальные связи, сложившаяся ситуация, особенности реагирований на навязываемый контакт, возможные трудности и способы их преодоления. Задача первичных визитов - формирование доверия к специалисту, социальной службе в целом.

     Методами, применяемые в технологии социального патронажа Центра, являются: – коррекция; – психотерапия; – обучение; – репетирование; – моделирование; – побуждение; – посредничество; – развитие у клиентов социальных и личностных навыков; – создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности у клиентов; – социально-психологическое сопровождение и др14.

     В заключение этой главы хотелось бы сказать что к каждой категории социально-неблагополучных семей нужен индивидуальный подход. В социальной защиты различным категориям социально-неблагополучных семей оказывается разносторонняя помощь. Целью такой деятельности служит уменьшения числа социально-неблагополучных семей.

       

 

Заключение

 

     В данной работе была рассмотрена одна из актуальнейших на настоящий момент проблем – проблема технологического процесса в решении социальных проблем у социально-неблагополучных семей.

     Социальная  защита социально-неблагополучных семей приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в различных областях,  таких как здоровье семей, социально-бытовые условия, психологическое состояние, материальное, жилищная обстановка и т. д.

     В главах курсовой работы были рассмотрены  различные аспекты, связанные с  теоретико-методологической основой технологии социальной работы с социально-неблагополучными семьями. Выявлены категории семей относящиеся к социально-неблагополучным семьям, социальный статуса, многогранность их семейного положения.

     К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой.

     Наряду  с основными характеристиками социально-неблагополучной семьи, как объекта технологии социальной работы, были выявлены социальные проблемы данной категории семей. В социально неблагополучных семьях в большинстве случаев преобладают: материально-бытовые проблемы, психологические проблемы, медицинские проблемы, проблемы детей и их взаимоотношения, проблемы трудоустройства, жилищная проблема, психологические проблемы, отсутствие опыта семейной жизни, проблема отношения к отчему, мачихе.1

     Еще одной проблемой является здоровье в семье. Социально-неблагополучные семьи страдают чаще различными заболеваниями так как иммунитет ослаблен из-за периодических стрессов и конфликтов в семье.

     Из-за неблагоприятного климата в семьям представляет фактор риска для заболевания  нервной системы – нервозы, бессонница и т. д.

     У старшего поколения могут быть старческие психозы, снижение интеллекта. Так же возникает проблема диспансеризации  стариков хроников. Проблема в обеспечении  их лекарствами, квалифицированной  медицинской помощи и т. д. Разрушение семейных традиций приводит к уничтожению любви и взаимного уважения.

      Во  второй главе курсовой работы были рассмотрены особенности технологического процесса при решении социальных проблем у социально-неблагополучных  семей на примере данных центра помощи семье и детям «Гаилэ». Здесь говорится о том, что для каждого клиента или семьи разрабатывается отдельная индивидуальная программа реабилитации, тем самым способствуя эффективному решению проблем неблагополучных семей.

     В ходе социальной защиты неблагополучных семей им предоставляются различные льготы на проезд, коммунальные услуги.

     Были  изучены законы и нормативно-правовые акты, регулирующие социальную работу с социально-неблагополучными семьями.

     Таким образом этим категориям семей оказывается  различная помощь. Делается все для уменьшения числа социально-неблагополучных семей, поддержание среднего уровня жизни, такие семьи требуют к себе особого внимания.

     Так как в Российском обществе существуют различные категории семей, с  их различными проблемами, то и решение  этих проблем должно быть комплексное.

     Социальная  политика решения проблем в этой области специфическая и как  указывалось выше неординарная.

     Решение проблемы в семье зависит от  степени ее выявления, так как зачастую эта проблема остается скрытой, в этом и заключается наиглавнейшая проблема.

     Для решения этих проблем подключаются органы здравоохранения, службы занятости, органы народного образования, исполнительная власть, психолог, отдел социальной защиты, место работы родителей, благотворительные организации, юрист.

     Степень эффективности всецело зависит  от полной, качественной, многопрофильной  социальной работы. 

 

     

Библиографический список

 
 
  1. Алексеева Л.С. Семья и её основы. М.: ИНФРА-М, 2007. – 128 с.
  2. Воджина О.И. Проблема семьи и детства в современной  России. М.: «Дашков и К», 2006. – 213 с.
  3. Волков Ю.Г. Социология. М.: Гардарики, 2006. – 512 с.
  4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 2008. – 312 с.
  5. Гончарова Т.О. Неблагополучные семьи и работа с ними. Народное образование. – 2006. – № 6. – С. 58.
  6. Дубошева И.М. Социальная работа по предотвращению насилия в семье.  Отечественный журнал социальной работы – 2010. – № 4. – С. 49 – 53.
  7. Зацепина В.И. Семья. У.: Политиздат, 2007. – 275 с.
  8. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. – 260 с.
  9. Кондрашев О.Г. Социальные гарантии и льготы: новое российское законодательство. Справочник. – М.: «Эксмо», 2005. –  С. 560.
  10. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 560 с.
  11. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. М.: «Дашков и К», 2006. – 476 с.
  12. Российская Федерация. Демография // Федеральная служба государственной статистики, 20010. URL: http://www.gks.ru/wps/portal/ (дата обращения: 28.09.10)
  13. РТ. Министерство здравоохранения и социального развития. Аналитический отчет о деятельности центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ». – Казань, 2007.
  14. РФ. Жилищный кодекс РСФСР 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.12.2006 № 250-ФЗ, от 29.12.2006 № 251-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ) // Консультант Плюс – надежная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=57490 (дата обращения: 28.09.10)
  15. РФ. Правительство. О мерах по социальной поддержке многодетных семей : Указ Президента Рос. Федерации от 5 мая 1992 г. № 432// Консультант Плюс – надежная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/popular/housing/48_5.html (дата обращения: 28.09.10)
  16. РФ. Правительство. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: распоряжение Правительства  от 30 июня 1992 г. №1619-РП// КонсультантПлюс – справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=MLAW(дата обращения: 28.09.10)
  17. РФ. Правительство. О порядке предоставления льгот на проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении: постановление Правительства от 9 апреля 1999 г. N406.Законодательство  России. URL: http://www.bestpravo.ru/fed1999/data07/tex22040.htm (дата обращения: 28.09.10)
  18. РФ. Правительство. Об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам: постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 (в ред. постановления Правительства РФ от 13.11.2006 № 676) //Консультант Плюс – надежная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc (дата обращения 28.09.10)
  19. РФ. Правительство. Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан: постановление Правительства от 3 ноября 1994 г. № 1206 (в ред. постановления от 8 августа 2003 г. № 475) // Консультант Плюс – надежная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=97842 (дата обращения: 28.09.10)
  20. РФ. Правительство. О мерах по социальной поддержке многодетных семей : Указ Президента Рос. Федерации от 5 мая 1992 г. № 432 // Консультант Плюс – надежная правовая система / www.consultant.ru
  21. РФ. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Гарант– информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения 28.09.10)
  22. Савина Л.Ю. Что происходит с семьей теоретические и практические ответы. Отечественный журнал социальной работы – 2009. – № 4. – С. 23 – 32.
  23. Сергеева Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи. Отечественный журнал социальной работы – 2009. – № 1. – С. 31 – 38.
  24. Тимуца О. В., Морозова О.Н. Теория социальной работы: учеб. пособие. Казань: КГМУ, 2007. – 218 с.
  25. Тимуца О.В. Семьеведение: учеб. метод. пособие. Казань: КГМУ, 2007. – 94 с.
  26. Федеральный Закон  от 10 декабря 1995 года  № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 115-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ) // Консультант Плюс – надежная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=49089 (дата обращения: 28.09.10)
  27. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 212 с.
  28. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебн. пособие / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2008. – 668 с .

Информация о работе Технологии решения социальных проблем у социально- неблагополучных семей