Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…6
1.1. Социально-неблагополучные семьи как объект технологии социальной работы: основные характеристики 6
1.2. Социальные проблемы социально-неблагополучных семей 11
2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДАННЫХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «Гаилэ» ..19
2.1.Технологии оказания помощи социально-неблагополучным семьям в центре социальной помощи семье и детям «Гаилэ»……………………………19
2.2. Технология патронажа семьи и детей на примере центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ»…………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………
В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.
Неблагополучные семьи.
К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации.
В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений.
Конфликтная семья – это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т.д.
Аморальная семья – криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает:
– жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие, вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;
– невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;
– торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.
Две следующие категории семей объединяют дефекты воспитания в семье:
Педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолога – педагогической культуры; нежелание эти ошибки видеть и исправлять сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности.
Асоциальная семья, где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общественным нормам воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т.д1.
Из
вышесказанного следует, что социально-неблагополучные
семьи разнообразны. Но проблемы фактически
у них одни, обострением этих проблем является
проблема жилья, финансовое обеспечения
на одного человека, аморальный образ
жизни.
Проблемами многодетных семей являются материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.
В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.
Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.
Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям1.
Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.
Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.
Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.
Но
в связи с большой
Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи – отец; домашние дела – на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.
Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного1.
Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.
Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.
Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда – частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.
В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.
Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества1.
Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.
Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.
К
проблемам большой семьи
Эти проблемы перекликаются с психологическими, так как старики, не имея опыта жизни в рыночной экономике, при росте цен, падении материального уровня жизни, недовольны позицией детей, внуков, становятся подозрительными, начинают «считать деньги», пряча нажитые в течение жизни ценности.
Молодые, в связи с безработицей и невыплатой зарплаты, чувствуют себя униженно, иждивенцами, впадают в состояние депрессии. В связи с безработицей старшее поколение вынуждено преждевременно уходить на пенсию, возникают трудности с трудоустройством, временными заработками.
Психологические проблемы. В настоящее время эти проблемы связаны с нарушением структуры семьи и иерархичности отношений, в отличие от того времени, когда во главе семьи стоял самый старший мужчина; с нарушением взаимоотношений разных поколений (несовпадение взглядов, разная психология и разные возрастные особенности); с навязыванием своих взглядов на жизнь и неприятием их молодым поколением (распределение обязанностей, руководство бюджетом, проблема ухода за пожилыми и старыми членами семьи); с воспитанием детей, когда молодые родители вообще не допускают бабушек и дедушек к внукам пли, наоборот, полностью устраняются от воспитания детей, что приводит к неврастении, дети вырастают избалованными, спекулируют на чувствах взрослых, отмечаются значительные проблемы в воспитании; с внутрисемейной жестокостью чаше всего к старшему поколению: старики нередко становятся жертвами жестокости со стороны детей и внуков. Однако возможны варианты, когда деспотичный характер стариков, усиливающийся возрастными особенностями, вызывает проявление жестокости с их стороны.
Медицинские проблемы. Проблема диспансеризации стариков-хроников (трудности с лекарствами, квалифицированной медицинской и стационарной помощью, дороговизна предметов ухода (судно, резиновые круги для профилактики пролежней, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты и т.д.); проблема ухода за старшими, больными членами семьи; из-за неблагоприятного внутрисемейного психологического климата семья представляет фактор риска для заболеваний нервной системы – неврозы, бессонница и т.д. У старшего поколения могут быть старческие психозы, снижение интеллекта.
В связи с трудностями устройства детей в дошкольные учреждения, высокой их оплатой, часто возникающими простудными заболеваниями, некачественным питанием дети не посещают детские сады.
Дети, растущие и воспитываемые дедушками и бабушками в домашних условиях, меньше болеют, находятся в лучшем положении, чем детсадовские. Разрушение семейных традиций приводит к уничтожению любви и взаимного уважения1.
К проблемам неполных семей относят материально-бытовые (финансовые) проблемы. Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.
Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.
Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна
хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен1. Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям. В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.
Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов. Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.
Психологические проблемы. «Проблема родителей» – проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.
Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом. После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаше мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально1.
Информация о работе Технологии решения социальных проблем у социально- неблагополучных семей