Работа с электронными навигационными картами в “Navi Sailor-3000”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:44, дипломная работа

Описание

На протяжении нескольких тысячелетий основными инструментами навигации были компас, карта и секстант. Достигнув в ходе развития совершенства, эти три кита, на которых покоилось судовождение, стали, тем не менее, преградой на пути технического прогресса в судовождении. Возросшие размеры и скорости судов, повышение интенсивности судоходства потребовали внедрения новых навигационных технологий, автоматизации судовождения, повышения безопасности судов. Традиционные орудия судоводителя не могли обеспечить выполнение этих требований.
Для того чтобы преодолеть тупик, требовался качественный скачок в картографии — и он произошел в конце прошедшего столетия. Новые высокопроизводительные компьютеры дали возможность переводить бумажные карты в цифровую форму, хранить их, записывать на компактные носители, передавать по линиям связи и вновь восстанавливать на дисплеях компьютеров.
Вершиной современных навигационных и компьютерных технологий стало создание мозга современного судна — электронной картографической информационной системы ECDIS, осуществляющей отображение карт и места судна, прокладку трассы движения и контроль отклонений от заданного маршрута, вычисление безопасных курсов, предупреждение судоводителя об опасности, ведение судового журнала, управление автопилотом и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
Глава 1. Общие сведения об электронных навигационных картах………...8
Основные определения…………………………………………....…7
Геодезическая основа электронных карт……………………...…11
Проекции электронных карт………………………………………14
Классификация электронных навигационных карт…………...19
Форматы электронных карт для NS-3000………………………..28
Глава 2. Работа с судовой коллекцией электронных карт в NS-3000……...33
2.1. Главное меню программы <<Chart Manager>>………………...33
2.2. Инсталляция и удаление карт из судовой коллекции……….....39
2.3. Отображение и сортировка карт судовой коллекции ………….49
2.4. Просмотр протоколов и лицензий на карты …………………….52
Глава 3. Работа с электронными картами……………………………………..56
3.1. Автоматическая/ручная загрузка и выгрузка карт ………………56
Автоматическое и ручное масштабирование карт…………........60
Работа с электронными картами формата S-57………………….62
Особенности работы с растровыми картами……………………..64
Просмотр и зуммирование карт…………………………………….66
Глава 4. Корректура электронных навигационных карт…………………….68
4.1. Методы и категории корректуры электронных карт…………....68
4.2. Работа с корректурными объектами……………………………….74
4.3. Виды корректуры карт формата TX-97……………………………78
4.4. Ручная корректура электронных карт…………………………….79
4.5. Карты пользователя …………………………………………………81
Глава 5. Охрана труда……………………………………………………………..87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..……93

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пустоваров главный.docx

— 4.82 Мб (Скачать документ)

В ноябре 2000 года было официально представлено следующее издание (S–57 Edition 3.1), действующее в настоящее время и замороженное, по крайней мере, до ноября 2002 года. Встречающиеся сейчас электронные карты различных изданий от 2.0 до 3.1 стандарта передачи S–57 читаются и поддерживаются картографической системой NS.

Карты TX–97(TRS)

Стандарт TX–97.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.10 Карта формата TX-97.

Данные в векторной  форме производят не только национальные гидрографические службы, но и частные  компании. Естественно, статус этих данных разный. При использовании неофициальных  векторных данных TX–97, произведенных компанией Транзас Марин, судоводитель предупреждается о том, что гидрографическая служба не несет ответственности за качество данных и, поэтому, для обеспечения безопасности судовождения необходимо использовать откорректированную бумажную навигационную карту.

Векторные данные TX–97 (карты  формата TX–97) производятся по стандарту  компании Транзас Марин. Стандарт предусматривает единство организации данных и их формата не только в системе производства векторных данных, но и в бортовых системах, которые также производятся компанией. Фактически векторные данные TX–97 являются системными ENC (SENC) для ECS производства компании Транзас Марин. Производство данных TX–97 организовано по стандарту управления качеством продукции ISO 9001.

Векторные карты ENC конвертированные в формат TX–97.

Технология конвертирования  дает возможность преобразовать  официальные данные ENC в векторные  данные TX–97. В процессе конвертирования  полностью передается вся информация, необходимая для обеспечения  безопасности судовождения. Конвертирование  данных также осуществляется после  заключения договора с гидрографической службой, которая является владельцем авторского права на данные ENC. Последующее  отображение данных осуществляется по стандарту TX–97.

Данные в растровой форме.

Рис. 1.11 Растровая карта форматов ARSC и BSB.

Данные в растровой  форме получаются в процессе сканирования бумажной карты. В машиночитаемой форме  такие данные представляют собой  битовый образ (bitmap), который формируется в виде массива пикселей (графических элементов), образованных в пересечении строк и столбцов. Карта, которая отображается на экране монитора компьютера, фактически является факсимильной копией исходной бумажной карты. Ее формируют множество пикселей, каждый из которых имеет определенные прямоугольные координаты (x, y) и цвет. Количество пикселей определяется разрешающей способностью сканера. Чем больше разрешающая способность, определяемая числом линий на один миллиметр, тем большее число пикселей формируются в процессе сканирования.

 

Карты формата ARCS и Seafarer.

Стандарт HCRF.

Спецификации производства растровых карт (RNC) определены в  Специальной публикации МГО S–61 (издание 1, январь 1999г). Любая RNC должна содержать  файл изображения, который является цифровым факсимиле существующей бумажной карты, а также данные, описывающие RNC.

Производство RNC налажено в  Англии (карты формата ARCS), Австралии (Seafarer), США и Канаде (карты формата BSB/NDI).

Цифровой формат файла  изображения определяется национальной гидрографической службой, которая  производит RNC. Мета данные, наряду с  такой информацией, как номер RNC, Агентство – производитель, дата издания и т.д. должны содержать  параметры и алгоритм для преобразования прямоугольных координат пикселей (x, y) в географические координаты (φ, λ) и наоборот.

Передача данных корректуры в растровой форме осуществляется путем производства растровых данных того участка исходной бумажной карты, на котором отражены изменения навигационной обстановки. Таким образом, на RNC ставится “заплата” и она становится уже откорректированной.

 

Карты формата NOS/GEO.

Растровые карты производства SoftChart International.

Карты формата BSB/NDI.

Растровые карты производства гидрографических служб США и  Канады.

В NS осуществляется работа с  картами BSB/NDI следующих версий:

-Version 3.0, Revision 3.07;

-Version 2.0.

При работе с данными версиями в NS производится только визуализация данного формата карт.

 

 

 

2. Работа  с судовой коллекцией электронных  карт в NS-3000

 

2.1. Главное меню программы <<Chart Manager>>

Утилита “Chart Manager” (CM) предназначена для инсталляции электронных карт различных форматов, установки и обновления их лицензий, производства корректуры карт, а также предоставления краткой информации о текущем состоянии коллекции. Меню программы вы можете увидеть на рисунке 2.1.

Рис. 2.1

Окно утилиты состоит  из следующих зон:

Главное меню;

Панель функционального  меню;

Панели Chart и Table;

Диалоговые окна, появляющиеся в процессе работы CM для ввода  или вывода необходимой информации.

Кроме указанных зон, в  нижней части экрана, постоянно визуализируется  строка состояния, указывающая свободное  пространство на жестком диске компьютера.

Рис. 2.2

Главное и функциональное меню

Главное меню состоит из пяти подменю. Некоторые опции для  удобства пользователя продублированы в функциональном меню. Соответствующие  кнопки функционального меню указаны  справа от опций Главного меню:

 

Меню Chart:

Chart/Open – выбор и сканирование отдельной карты или коллекции карт установленного формата с носителя информации (используется при необходимости инсталлировать отдельную ячейку карты формата S-57 без использования файла Catalogue.031);

Chart/Scan Drive – сканирование носителя информации;

Chart/Install – запуск процесса инсталляции карт;

Chart/Update – запуск начала процесса производства корректуры карт выбранного формата;

Chart/Delete – удаление выбранной карты или группы карт;

Chart/Info – получение информации по отдельной выбранной карте;

Chart/License – запуск процедуры инсталляции лицензий;

Chart/Exit – выход из утилиты.

 

Меню Selection:

Selection/Select – выбор карт для последующих операций с ними;

Selection/Select All – выбор всех карт;

Selection/Invert Selection – изменение выбора всех карт на противоположный.

 

Меню View:

View/Format –выбор формата карт;

View/Toolbar – включение/выключение отображения панели функционального меню.

 

Меню Tools:

Tools/Reports – просмотр архивного протокола операций с коллекцией карт выбранного формата;

Tools/S57 Reports – протоколы конвертации карт формата S57 во внутренний формат системы SENC (появляется в главном меню только после инсталляции карт формата S57);

Tools/Save List – сохранение списка карт формата TX97 (появляется в главном меню только при работе с картами формата TX97).

 

Меню Help:

Help/About – получение общей справочной информации об утилите.

 

Панели Chart и Table

Панель Chart

Панель Chart предназначена для графического отображения и выбора карт судовой и внешней коллекций на поле карты мира.

Панель состоит из следующих  частей:

Панель инструментов со следующими функциями:

-Увеличение масштаба области  отображения карт;

-Уменьшение масштаба области  отображения карт;

-“UNDO” – отмена предыдущего  действия;

-Перестроение карты мира вокруг  центральной точки курсора (центрирование);

-Установка необходимого масштаба  области отображения карт выделением  интересующего фрагмента;

-ERBL – электронная линейка для  измерения расстояния между двумя  любыми точками в области отображения  карт;

-Выделение фрагмента с одновременным  выбором всех карт, рамки которых  попадают в этот фрагмент;

-Индикатор масштаба области отображения  карт.

 

Область графического отображения  рамок карт со свободным курсором. В зависимости от выбранной функции, курсор приобретает следующий вид:

-Перестроение карты мира вокруг  центральной точки курсора (центрирование);

-Установка необходимого масштаба  области отображения карт выделением  интересующего фрагмента;

-ERBL – электронная линейка для  измерения расстояния между двумя  любыми точками в области отображения  карт;

-Выделение фрагмента с одновременным  выбором всех карт, рамки которых  попадают в этот фрагмент;

-Возникает в области границы  экрана для перемещения по  указанному направлению по карте  мира, без изменения масштаба.

-Появляется при нажатии правой  клавиши мыши/трекбола для снятия  выбранной функции.

 

Панель Table

Панель Table предназначена для отображения и сортировки карт судовой и внешней коллекций. Информация о картах представляется в табличном виде в двух окнах: левое – судовая и правое – внешняя (найденная на внешнем носителе) коллекции карт:

В окне судовой коллекции  карт данные представлены следующим  образом:

Рис. 2.3

Chart – номер карты;

Edition – издание карты в виде:

номер издания (для карт формата S-57);

дата издания в формате  yyyymm (остальные форматы).

Size – объем, занимаемый картой на носителе информации в байтах;

Last correction – дата последней корректуры карты в формате dd-mm-yyyy.

В окне внешней коллекции:

Рис. 2.4

Note – замечание о статусе карты:

Install – карта разрешена к инсталляции;

Update – карта разрешена к инсталляции, но в судовой коллекции уже есть карта с таким номером;

пустая строка – запрет инсталляции карты (отсутствует  лицензия).

Chart – номера карт;

Edition – издание карты, может представляться в виде:

номер издания (для карт формата S-57);

дата издания в формате  yyyymm (остальные форматы).

Size – объем, занимаемый картой на носителе информации в байтах;

License – лицензия на карту в виде:

Yes – лицензия на карту существует или карта не требует лицензии;

No – отсутствие лицензии на карту;

yyyy.mm – дата окончания срока действующей лицензии.

 

 

2.2. Инсталляция и удаление карт из судовой коллекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Таблица 2.1)

Поиск и выбор карт



Выбор карт


Поиск карты


 


 


Войдите в меню Selection


Запустить утилиту Chart Manager



 

Invert Selection


Меню View




Выберите карту двумя  способами


Подменю Format и выбрать нужный формат карт



 

 


Выбор карты на панели Chart


Выбор карты на панели Table




Поместить CD


Открыть меню Chart

Выбрать опцию Scan Drive

Нажать OK




На панели Chart появятся пунктирные рамки всех карт


На панели Table карты отобразятся в правой стороне таблицы


нажав эту кнопу, удерживая кнопку мыши, выбираете район плавания


Удерживая кнопку Ctrl произведите выбор карт



 

 

 


OK


OK



 

 

 

Поиск карт

Карты, находящиеся на носителе(диске) сперва нужно просканировать, сканирование производится следующим образом:

Запустите утилиту “Chart Manager” из стартового меню.

Рис. 2.5

На открывшейся панели войдите в меню View главного меню.

Рис. 2.6

В открывшемся меню View утилиты выберите подменю Format и установите флажок напротив необходимого формата карт. На панели отобразятся рамки всех ранее установленных карт заданного формата.

Поместите CD с коллекцией карт в CD-драйв. Войдите в меню Chart и выберите опцию Scan Drive.

Рис. 2.7

В открывшемся окне поиска и установки укажите CD-драйв, содержащий коллекцию карт.

Информация о работе Работа с электронными навигационными картами в “Navi Sailor-3000”