Работа с электронными навигационными картами в “Navi Sailor-3000”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:44, дипломная работа

Описание

На протяжении нескольких тысячелетий основными инструментами навигации были компас, карта и секстант. Достигнув в ходе развития совершенства, эти три кита, на которых покоилось судовождение, стали, тем не менее, преградой на пути технического прогресса в судовождении. Возросшие размеры и скорости судов, повышение интенсивности судоходства потребовали внедрения новых навигационных технологий, автоматизации судовождения, повышения безопасности судов. Традиционные орудия судоводителя не могли обеспечить выполнение этих требований.
Для того чтобы преодолеть тупик, требовался качественный скачок в картографии — и он произошел в конце прошедшего столетия. Новые высокопроизводительные компьютеры дали возможность переводить бумажные карты в цифровую форму, хранить их, записывать на компактные носители, передавать по линиям связи и вновь восстанавливать на дисплеях компьютеров.
Вершиной современных навигационных и компьютерных технологий стало создание мозга современного судна — электронной картографической информационной системы ECDIS, осуществляющей отображение карт и места судна, прокладку трассы движения и контроль отклонений от заданного маршрута, вычисление безопасных курсов, предупреждение судоводителя об опасности, ведение судового журнала, управление автопилотом и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
Глава 1. Общие сведения об электронных навигационных картах………...8
Основные определения…………………………………………....…7
Геодезическая основа электронных карт……………………...…11
Проекции электронных карт………………………………………14
Классификация электронных навигационных карт…………...19
Форматы электронных карт для NS-3000………………………..28
Глава 2. Работа с судовой коллекцией электронных карт в NS-3000……...33
2.1. Главное меню программы <<Chart Manager>>………………...33
2.2. Инсталляция и удаление карт из судовой коллекции……….....39
2.3. Отображение и сортировка карт судовой коллекции ………….49
2.4. Просмотр протоколов и лицензий на карты …………………….52
Глава 3. Работа с электронными картами……………………………………..56
3.1. Автоматическая/ручная загрузка и выгрузка карт ………………56
Автоматическое и ручное масштабирование карт…………........60
Работа с электронными картами формата S-57………………….62
Особенности работы с растровыми картами……………………..64
Просмотр и зуммирование карт…………………………………….66
Глава 4. Корректура электронных навигационных карт…………………….68
4.1. Методы и категории корректуры электронных карт…………....68
4.2. Работа с корректурными объектами……………………………….74
4.3. Виды корректуры карт формата TX-97……………………………78
4.4. Ручная корректура электронных карт…………………………….79
4.5. Карты пользователя …………………………………………………81
Глава 5. Охрана труда……………………………………………………………..87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..……93

Работа состоит из  1 файл

Диплом Пустоваров главный.docx

— 4.82 Мб (Скачать документ)

Рис.2.8

Нажмите кнопку OK окна поиска. После завершения процесса сканирования на картографической панели Chart появляются пунктирные рамки всех карт данного формата, обнаруженные на CD.

Рис. 2.9

На панели Table эти карты отображаются в правой части таблицы.

Рис. 2.10

Выбор карт

После сканирования CD по умолчанию  все лицензированные карты являются выбранными для инсталляции (рамки карт отображаются пунктирными линиями красного цвета). Для инсталляции карт для определенного района плавания произведите инвертирование выбора. Войдите в меню Selection главного меню и выберите опцию Invert Selection

Рис. 2.11

Выбор карт изменится на противоположный, т.е. все карты станут невыбранными (рамки карт отображаются пунктирными линиями черного  цвета).

Произведите выбор карт необходимых  для инсталляции одним из двух способов.

Выбор карт на панели Chart

На панели инструментов картографической панели Chart нажмите кнопку .Удерживая левую клавишу трекбола (мыши) задайте на картографической панели район плавания, на который необходимо инсталлировать карты.

Рис. 2.12

Рамки карт, попавшие в установленный  район, выделяются пунктиром красного цвета. Выбор карт завершен.

 

Выбор карт на панели Table

В панели Table, удерживая кнопку <Ctrl>, выберите карты, которые необходимо инсталлировать. Для выбора нескольких карт подряд укажите первую и последнюю карты, удерживая кнопку <Shift>.

Рис. 2.13

Выбранные карты отобразятся  на синем фоне. Выбор карт завершен.

 

Удаление карт


Инсталляция и удаление карт



Инсталляция карт




Запустите утилиту Chart Manager


Войти в меню Chart



 


Войдите в меню View


Подменю Format

Выберите нужный формат


Выбрать опцию Install





Отобразятся все ранее  установленные карты выбранного формата



 

Появляется общий протокол инсталляции



 

 



Появляется  окно подтверждения


Войдите в меню Chart


Выберите опцию Delete

OK



 

 

 

 

 

OK


 


 

                                                                                              (Таблица 2.2)

Инсталляция карт

После выбора карт произведите  их инсталляцию. Для этого войдите  в меню Chart главного меню и выберите опцию Install.

Рис. 2.14

Появляется общий протокол инсталляции карт:

Рис. 2.15

Закройте протокол. Процесс  инсталляции карт завершен.

 

Удаление карт

Запустите утилиту “Chart Manager” из стартового меню.

Рис. 2.16

На открывшейся панели войдите в меню View главного меню.

Рис. 2.17

В открывшемся меню View утилиты выберите подменю Format и установите флажок напротив необходимого формата карт. На панели отобразятся рамки всех ранее установленных карт заданного формата.

Произведите выбор карт необходимых  для удаления.

Войдите в меню Chart и выберите опцию Delete для удаления выбранных карт.

Рис. 2.18

Появляется окно подтверждения.

Рис. 2.19

Нажмите кнопку OK для удаления выбранных карт.

Карты перестают отображаться на панелях утилиты, и появляется окно протокола удаления:

Рис. 2.20

Закройте протокол. Процесс  удаления завершен.

2.3. Отображение и сортировка карт судовой коллекции

Для повышения безопасности мореплавания и обеспечения возможности  быстрого принятия, правильных и обоснованных решений судоводителю в наглядном  и легко интерпретируемом виде должна представляться информация, характеризующая  все стороны процесса судовождения. Основой такой интегрированной  информации является электронная карта.

Касаясь отображения самой  ЭК, следует отметить следующее. При построении навигационных ЭК на экране дисплея должно отдаваться предпочтение проекции Меркатора, нормальной (НПМ) для широт От-850 или поперечной (ППМ) - 80-90°, наиболее отвечающим целям судовождения. За главную параллель карты обычно принимается параллель, проходящая через центр экрана.

Содержание и вид представляемой на ecdis-карте информации определяется Специальной публикацией МГО S-52: Specification for Chart Content and Display of ECDIS, Edition 5, Dec 1996 ("Спецификация для данных карт и отображаемой информации для ECDIS."). Эта публикация содержит спецификации и руководство относительно выпуска, корректуры и отображения ENC в ECDIS. В приложении 2 к S-52: Provisional Color & Symbol Specification for ECDIS ("Временная спецификация цветов и символов для ECDIS") определены символы, цвета, цветовые планы, требования к дисплеям, справочные таблицы и правила, по , которым каждый класс картографических объектов с учетом их атрибутов представляется на экране дисплея.

Для удобства пользования  ЭК должны отображаться как в оригинальном масштабе, которому соответствуют ее данные, так и в других масштабах. Масштаб, в котором карта представляется на экране дисплея, носит название масштаба ее отображения. Отображение на экране дисплея карты в более крупном масштабе, чем оригинальный, называется перемасштабированием (over scale). Следует иметь ввиду, что при перемасштабировании карта может оказаться недогруженной, т.е. недостаточно подробной, поэтому система должна сообщать оператору о случаях перемасштабирования.

Представление на экране дисплея  карты в масштабе меньшем оригинального  называется недомасштабированием (underseale). Если не принимаются специальные меры, то при недомасштабировании карта может оказаться перегруженной информацией.

С изменением масштаба ЭК связаны понятия наибольшего и наименьшего ее масштабов отображения. Наибольший (наименьший) масштаб ЭК - это значение самого крупного (мелкого) масштаба, в котором в системе может представляться определенная карта.

Для того, чтобы избежать перегруженности карты при недомасштабировании, применяются операции генерализации. Генерализация картографической информации (Generalization) - это процедура, с помощью которой при недомасштабировании отдельные КО показываются упрощенно, либо не отображаются в соответствии с используемым масштабом, чтобы избежать перегруженности карты. При генерализации в соответствии с изменением масштаба из цифровых данных карты требуется произвести отбор главного и закрепить в виде производной карты. Сложность учета ряда факторов, влияющих на генерализацию, требует непосредственного участия картографа в выполнении этой процедуры, поэтому автоматически в полном объеме генерализация пока не может быть реализована.

Для оптимизации содержания представляемой на карте информации в соответствии с условиями плавания используется операция селекции КО, позволяющая путем включения/отключения определенных видов КО изменять нагрузку отображаемой карты. Селекция картографических объектов (Selection) - это рациональный избирательный выбор для отображения картографических объектов с отличительными характеристиками принадлежности к одному типу.

При отображении ЭК в различных условиях освещенности должны использоваться различные палитры цветов (ясный день, пасмурный день, сумерки, ночь), чтобы не ухудшать способность судоводителя вести наблюдение за окружающей обстановкой.

Помимо представления  картографической информации должна быть возможность отображения на карте  данных, характеризующих процесс  судовождения: текущего места собственного судна и траектории его движения; планируемого маршрута, оперативной  информации, вводимой с пульта оператором; безопасной изобаты собственного судна; условных знаков сопровождаемых АРП  судов и векторов их скорости либо данных об элементах движения судов, получаемых от транспондера Автоматической идентификационной системы и  ряда других данных. Для удобства измерений и возможности выполнения различных функций на карте должен отображаться курсор с географическими координатами.

Безопасная изобата  собственного судна (own ship's safety contour) - это изобата, соответствующая наименьшей безопасной, по мнению капитана, глубине для его судна при данной осадке. Значение этой глубины вводится в память системы судоводителем, служит для отличия на дисплее опасных вод от безопасных и применяется для выработки сигнала об опасности посадки на мель.

Знак собственного судна в некоторых системах может выбираться в виде выраженного в масштабе его контура либо символом (own ship's symbol). Отображение судна выраженным в масштабе в соответствии с максимальной длиной и шириной контуром корпуса производится при отображении карты в крупном масштабе и используется, чтобы оценивать на дисплее свободное пространство при плавании в узкостях и по фарватерам и расстояние до опасностей. Символ собственного судна - это условный не обязательно в виде "кораблика" знак, который предназначен для указания и простого различения на карте места собственного судна.

2.4. Просмотр протоколов и лицензий на карты

 

Окна общих протоколов

Рис. 2.21

Окна общих протоколов могут содержать следующие данные:

Chart – номера карт;

Edition – издание карты, может представляться в виде:

номер издания;

дата издания в формате  yyyymm.

Last correction – дата последней корректуры карты в формате dd-mm-yyyy;

Size – объем, занимаемый картой на носителе информации в байтах;

Licensed – лицензия на карту отображается следующим образом:

Yes – лицензия на карту существует или карта не требует лицензии;

No – отсутствие лицензии на карту;

yyyy.mm – дата окончания срока действующей лицензии.

Old version – предыдущее издание карты в судовой коллекции;

Result – результат операции с картой;

Previous correction – дата предыдущей корректуры в формате dd-mm-yyyy;

Last correction number – номер последнего извещения на карту;

Last NtM – номер последнего извещения мореплавателям, по который откорректирована карта.

Протоколы операции с коллекцией растровых карт

Информация по работе с  коллекцией карт является важной, поэтому  в утилите “Chart Manager” (CM) предусмотрена возможность создания ряда протоколов после операций с картами. Существуют следующие виды протоколов:

•Специальный протокол для  карт форматов ARCS и Seafarer генерируется автоматически после проведения операций инсталляции и корректуры с этими форматами карт. В протокол включается информация о выполненной работе, а в случае возникновения ошибок – приведенные ниже предупреждения:

–При инсталляции:

FATAL ERROR: INCORRECT CHART PERMIT;

FATAL ERROR: NO PERMITS FOUND;

PERMIT NOT UPDATED.

–При производстве корректуры:

Chart____(Номер карты). Update information relates to a newer version of the chart. Please load the UPDATE CD that contains ____(Номер карты) with an issue date of RCID (RCID – Дата издания корректируемой карты);

Chart ____(Номер карты). The chart data already incorporates this update information. Please load the latest UPDATE CD.

–При истечении срока лицензии:

Chart ____(Номер карты). Licence expired – updating is not permitted. Please contact your agent to re–new licence;

Chart ____ (Номер карты). Warning: License expires in less than one month. Please contact your ARCS agent for a licence renewal;

Chart ____(Номер карты). Warning: License expired. The displayed chart may not be up. Contact to your agent to arrange for a license renewal (∗), или

Chart ____ (Номер карты). Warning: License expired. Chart cannot be displayed. Contact to your agent for a license renewal;

Chart ____(Номер карты). The loaded version of this chart is too old; to be used with this license. Please load a more recent version of the chart. Chart version is ___. Permit version is ___(*).

•Общий протокол для карт всех форматов генерируется CM после  проведения любой операции с коллекцией карт (инсталляция, корректура и удаление);

•Архивный протокол карт определенного  формата вызывается функцией Tools/Reports главного меню СМ. Данный протокол содержит информацию по проводившимся операциям, аналогичную информации в общих протоколах, генерировавшихся для данного формата, но записанную на жесткий диск компьютера.

Лицензирование карт

Компания TRANSAS MARINE Ltd. обладает лицензиями UK HO и Royal  Australian Navy Hydrographic Office на использование ARCS и Seafarer технологий в своей электронной картографической системе Navi–Sailor. Для обеспечения защиты от несанкционированного копирования в ARCS и Seafarer применяется кодирование данных карт и необходимой дополнительной информации. В процессе представления карт ARCS и Seafarer происходит расшифровка этих данных.

Информация о работе Работа с электронными навигационными картами в “Navi Sailor-3000”