Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:56, доклад
Учебник «Общая биология» (под редакцией Д.К. Беляева и проф. Г.М.Дымшица)
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций, в этом помогает учебник.
«Общая биология» (под ред.Д.К. Беляева и проф. Г.М.Дымшица)
Выполнила: студентка 1 курса магистратуры,
Федоренко Галина.
Учебник «Общая биология» (под редакцией Д.К. Беляева и проф. Г.М.Дымшица)
Целями образовательной программы является: освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке; овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов; воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования; приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей в учебнике имеются различные задания, вопросы.
Учебник «Общая биология» написан с учетом возрастных особенностей учащихся, в нем имеются вопросы для повторения, а так же предлагается ряд генетических задач (раздел III «Основы генетики и селекции»).
Содержание учебника изложено на 304 страницах (17 глав, 5 разделов, 79 параграфов, правила пользования учебником, введение, заключение).
Учебник соответствует базовому стандарту. Материал излагается детально и подробно. Например, присутствует информация об ученых, которая носит воспитывающий характер, специальные разделы посвящены работам Линнея, Ламарка, экспедиции Дарвина, исследованию Дарвина по искусственному отбору, типам симбиоза, хищничеству, паразитизму, конкуренции.
Тексты параграфов излагаются
в среднем на 2- 3 листах, что является
оптимальным объемом для
Учебное пособие хорошо иллюстрировано.
Все имеющиеся иллюстрации можно разделить
на фотографические изображения, рисунки,
схемы. Преобладающим видом являются рисунки.
Они расположены практически в каждом
параграфе учебника, что способствует
развитию интереса учащихся к теме, более
легкому восприятию содержания параграфа,
создает образное представление об изучаемом
объекте, а особенно у детей с преобладающим
зрительным видом памяти.
Существует огромное разнообразие
видов компетенций. Выделю основные
виды компетенций, которые приобретаются
учащимся в учебном процессе: ценностно-смысловая(Ценностное
отношение и интерес к содержанию и процессу
учебной деятельности формируются путем
постоянного обращения к реальной жизни,
к окружающей действительности. На уроках
используется множество живых объектов,
рассматриваются явления, с которыми ученик
часто сталкивается в жизни, не зная причин
и механизмов их возникновения. Это формирует
новый взгляд на уже знакомые вещи.), образовательная(На
уроках биологии ученик учится с разных
сторон рассматривать одну и ту же проблему.
Он учится аргументировано отстаивать
любую точку зрения, даже отличную от его
собственной и общепринятой, чтобы затем
самостоятельно или в обсуждении в группе
сформулировать верное решение.), учебная(в
процессе работы индивидуально или в группах
ученики учатся сложные задачи, стоящие
перед ними, делить на более мелкие. И,
решая каждую из задач, обобщать и делать
вывод о наблюдаемом явлении или процессе.),
познавательная (На уроках биологии учащиеся
продолжают овладение такими простейшими
методами изучения окружающего мира, как
наблюдение), информационно-коммуникативная(
Наиболее удачными моментами
организации учебника и подачи учебного
материала являются:
• Удобный формат учебника.
• Изложение тем соответствует уровням
организации жизни.
• Наличие краткого словаря терминов.
• Указание на то, что необходимо повторить
для следующего урока.
• Экологический подход к изучению многих
тем.
К небольшим недостаткам учебника можно
отнести:
• Малое количество фотографических изображений.
• Недостаточное число табличного материала.
• Решение задач в конце учебника.
В учебнике мало заданий для самостоятельной работы учащихся, поэтому педагогу надо продумывать их заранее.
Для получения более полной информации необходимо пользоваться дополнительными источниками. И они как раз входят в состав учебно-методического комплекта по общей биологии. Это:
С.С. Красновидова и др. Дидактические материалы по общей биологии. 10 -11 классы
О. В. Сабдина, Г.М. Дымщиц. Рабочая тетрадь по общей биологии. 10-11 классы.
Я бы рекомендовала данный
учебник для