Анализ учебника «Общая биология» (под редакцией Д.К. Беляева и проф. Г.М.Дымшица)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:56, доклад

Описание

Учебник «Общая биология» (под редакцией Д.К. Беляева и проф. Г.М.Дымшица)
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций, в этом помогает учебник.

Работа состоит из  1 файл

Анализ учебника Общая биология. Федоренко Г..docx

— 21.61 Кб (Скачать документ)

«Общая  биология» (под ред.Д.К. Беляева и  проф. Г.М.Дымшица)

Выполнила: студентка 1 курса магистратуры,

Федоренко Галина.

 

Учебник «Общая биология» (под редакцией Д.К. Беляева и  проф. Г.М.Дымшица)

  1. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций, в этом помогает учебник.

Целями образовательной  программы является:  освоение системы  биологических знаний: основных биологических  теорий, идей и принципов, лежащих  в основе современной научной  картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях  и современных исследованиях  в биологической науке; ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке; овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов; воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования; приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей в учебнике имеются различные  задания, вопросы.

  1. В старшем школьном возрасте (10-11 класс) учащиеся способны усваивать большее количество материала, слушать более продолжительный рассказ учителя, чем в младшем возрасте.

Учебник «Общая биология»  написан с учетом возрастных особенностей учащихся, в нем имеются вопросы для повторения, а так же предлагается ряд генетических задач (раздел III «Основы генетики и селекции»).

  1. Макроструктура  учебника.

Содержание  учебника изложено на 304 страницах (17 глав, 5 разделов, 79 параграфов, правила пользования учебником, введение, заключение).

Учебник соответствует базовому стандарту. Материал излагается детально и подробно. Например, присутствует информация об ученых, которая носит воспитывающий характер, специальные разделы посвящены работам Линнея, Ламарка, экспедиции Дарвина, исследованию Дарвина по искусственному отбору, типам симбиоза, хищничеству, паразитизму, конкуренции.

  1. Микроструктура учебника.

Тексты параграфов излагаются в среднем на 2- 3 листах, что является оптимальным объемом для изучения нового материала учащимися данной возрастной группы. В тексте используются различные приемы акцентуации внимания к главным (основным) рассматриваемым  вопросам: курсив, жирный шрифт. После  каждого параграфа имеется опросник для самоконтроля усвоения учащимися полученных знаний, который имеет дифференцированный подход (что немаловажно). Учебник содержит лабораторный практикум, который имеет вариативный характер. 
Учебное пособие хорошо иллюстрировано. Все имеющиеся иллюстрации можно разделить на фотографические изображения, рисунки, схемы. Преобладающим видом являются рисунки. Они расположены практически в каждом параграфе учебника, что способствует развитию интереса учащихся к теме, более легкому восприятию содержания параграфа, создает образное представление об изучаемом объекте, а особенно у детей с преобладающим зрительным видом памяти.

  1. Работа с учебником может быть различной, например, работа с текстом параграфа(выписать термины), составить таблицу, работа со схемами(рисунками) в параграфе. Задания в учебнике весьма однообразны. Это задания на соотношение и ответы на вопросы к параграфу.

Существует огромное разнообразие видов компетенций.  Выделю основные виды компетенций, которые приобретаются  учащимся в учебном процессе: ценностно-смысловая(Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.), образовательная(На уроках биологии ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.), учебная(в процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе.), познавательная (На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение), информационно-коммуникативная(Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности), общекультурная(осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира), социально-трудовая(Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений).

  1. Данное учебное пособие соответствует обязательному минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки учащихся основной (полной) школы.

Наиболее удачными моментами  организации учебника и подачи учебного материала являются: 
• Удобный формат учебника. 
• Изложение тем соответствует уровням организации жизни. 
• Наличие краткого словаря терминов. 
• Указание на то, что необходимо повторить для следующего урока. 
• Экологический подход к изучению многих тем. 
К небольшим недостаткам учебника можно отнести: 
• Малое количество фотографических изображений. 
• Недостаточное число табличного материала. 
• Решение задач в конце учебника.

В учебнике мало заданий  для самостоятельной работы учащихся, поэтому педагогу  надо продумывать  их заранее. 

Для получения более полной информации необходимо пользоваться дополнительными  источниками. И они как раз входят в состав учебно-методического комплекта по общей биологии. Это:

С.С. Красновидова и др. Дидактические материалы по общей биологии. 10 -11 классы

О. В. Сабдина, Г.М. Дымщиц. Рабочая тетрадь по общей биологии. 10-11 классы.

Я бы рекомендовала данный учебник для общеобразовательных  школ.


Информация о работе Анализ учебника «Общая биология» (под редакцией Д.К. Беляева и проф. Г.М.Дымшица)