Анализ рынка биологически активных добавок к пище

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ рынков биологически активных добавок к пище на российском и региональном уровне.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения БАД
Определить сущность БАД
Проанализировать общероссийский рынок БАД
Изучить PR БАД на рынке России
Рассмотреть региональный аспект рынка БАД
Определить мнение различных специалистов о БАДах
Проанализировать отношение потребителей к БАД по России

Содержание

Введение______________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие БАД___________________________________________ 5
История появления БАД_______________________________ 5
Сущность БАД_______________________________________ 7
Глава 2. Рынок БАД в России_____________________________________ 11
2.1 Общероссийский рынок БАД_____________________________ 11
2.2 PR БАДа на рынке Росссии_______________________________16
2.3Региональный рынок БАД________________________________19
Глава 3. Потребители и биологически активные добавки к пище. _______22
3.1 Мнение специалистов о БАДах: за и против_________________22
3.2 Анализ отношения потребителей к БАДам__________________25
3.3 Отношение потребителей к БАДам в Костроме______________30
Заключение____________________________________________________32
Список литературы______________________________________________34
Приложения____________________________________________________37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа БАД!.docx

— 144.23 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Костромской государственный  технологический университет»

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

по экономической теории

 

 

 

на тему: _Анализ рынка биологически активных добавок к пище

(Региональный  аспект)

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

                            Студент: Кудринская Екатерина Михайловна

Группа:         11-ММГ-7

 

 

 

                                        Научный руководитель:  кандидат экономических                               наук, доцент Кофанова Тамара Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие БАД___________________________________________ 5

    1. История появления БАД_______________________________ 5
    2. Сущность БАД_______________________________________ 7

Глава 2. Рынок БАД в  России_____________________________________ 11

2.1 Общероссийский рынок  БАД_____________________________ 11

2.2 PR БАДа на рынке Росссии_______________________________16

2.3Региональный рынок  БАД________________________________19

Глава 3. Потребители и  биологически активные добавки к  пище. _______22

3.1 Мнение специалистов  о БАДах: за и против_________________22

3.2 Анализ отношения потребителей  к БАДам__________________25

3.3 Отношение потребителей  к БАДам в Костроме______________30

Заключение____________________________________________________32

Список литературы______________________________________________34

Приложения____________________________________________________37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В течение последних нескольких лет наблюдается динамичное развитие рынка биологически активных добавок. БАДы стремительно заполняют аптечный рынок, все более активно составляя  конкуренцию лекарственным препаратам. В настоящее время потребление  биологически активных добавок настолько  широко распространено, что часто  воспринимается как непременная  составляющая здорового образа жизни.

 Актуальность курсовой  работы проявляется в следующем:  На мировом рынке БАДов, начиная  с 2001 года, наблюдается постоянный  рост; Во многих развитых странах мира производство и потребление БАДов достигает огромных масштабов, например в Японии, в США, в Европе. Россияне в своем потреблении БАДов пока более консервативны (по данным НИИ питания РАМН).[1]

Существует мнение, что  уровень индустрии БАДов зависит  от развития экономики региона. В  тех странах, где происходит рост доходов на душу населения, наблюдается  и увеличение потребления биологически активных добавок. Люди начинают понимать, что болеть невыгодно и неразумно, лучше предотвратить болезнь, чем потом тратить деньги на лечение. Но в то же время в России многие потенциальные потребители данной категории испытывают недоверие к БАДам. Это связано с тем, что на российском рынке присутствует много контрафактной продукции (незарегистрированной в государственном реестре, либо распространяемой по поддельным регистрационным удостоверениям), обещаемые результаты приема которой не соответствуют действительности.[10]

Целью работы является анализ рынков биологически активных добавок  к пище на российском и региональном уровне.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю возникновения БАД
  2. Определить сущность БАД
  3. Проанализировать общероссийский рынок БАД
  4. Изучить PR БАД на рынке России
  5. Рассмотреть региональный аспект рынка БАД
  6. Определить мнение различных специалистов о БАДах
  7. Проанализировать отношение потребителей к БАД по России
  8. Определить отношение потребителей к БАДам в Костроме

Объектом исследования является рынок биологически активных добавок к пище. Предметом исследования являются особенности общероссийского и регионального рынка БАД, а так же отношение потребителей к ним. Методы изучения рынков БАД: анализ литературы, нормативно-правовой документации о БАДах, а также документов, архивов, экономических журналов, интервьюирование.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения, в которых  последовательно рассмотрены названные  аспекты данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БАД

 

1.1 История появления БАД

Автором идеи использования БАД для профилактики и лечения болезней не был один человек. Исследования биологически активных пищевых добавок, их клинические испытания при лечении различных заболеваний проводились одновременно и параллельно во многих научных институтах и медицинских учреждениях мира. Все больше врачей, убедившихся на личном опыте в действенности новых методик, становились их активными сторонниками. [9]

В результате многолетних поисков лекарств от различных болезней ученые выяснили, что человеку для нормального существования очень нужны витамины, особые аминокислоты, микроэлементы и еще много чего. И все это можно найти в продуктах растительного, животного и минерального происхождения.[17]

Ученые занимались выделением этих жизненно необходимых веществ в чистом виде, а заодно и химическими опытами по их искусственному получению. Многие, заинтригованные научными открытиями, стали серьезнее относиться к тому, что едят. Идеями полноценного питания больше других увлекся американский химик Карл Ренборг. В своем родном городе Санкт-Питерсберге (штат Флорида) он читал книги и статьи о витаминах, микроэлементах, лекарственных растениях и технологиях консервирования продуктов.[17]

Впрочем, эти знания пригодились  ему чуть позже, когда судьба занесла  его в далекий Китай (случилось  так, что в 1915 году химик Ренборг  подписал контракт с одной из американских нефтяных компаний и отправился за заработком на Восток). Сначала его  приняли благосклонно, но в середине 1920-х годов в этой стране к власти пришли революционеры, и американскому  подданному Ренборгу пришлось несладко. Он, оказался в китайской тюрьме, где с заключенными особо не церемонились. Там антисанитарные условия и голод быстро подрывали здоровье всех, но не Ренборга. [17]

Для начала Ренборг решил  восполнить запасы железа в организме. Когда в один день сокамерники  и тюремщики увидели, как американец растирает ржавые гвозди и подмешивает получившиеся опилки в пищу, то решили, что тот сошел с ума. Чтобы восполнить нехватку витаминов и растительной пищи, Ренборг ел траву и коренья, которые ему приносили сердобольные охранники. Вскоре окружающие стали считать заключенного Ренборга местным сумасшедшим, хотя и признавали, что изнуренным и обессилевшим он не выглядит. В 1927 году, обретя долгожданную свободу, Карл Ренборг вернулся в США и решил разработать оздоровительную пищевую добавку. Тогда он еще не знал, что войдет в историю как создатель первого в мире БАДа. Памятуя о том, как он выжил благодаря подножному корму в китайской тюрьме, основным компонентом первого в истории БАДа Ренборг сделал люцерну. Ренборг стал предлагать результат своих трудов знакомым на пробу. [17]

Сначала химик-новатор действовал бескорыстно, но на бесплатную пищевую добавку никто не польстился. Тогда Карл стал брать за нее деньги, и неожиданно дело пошло на лад. Знакомые принимали чудо-средство и нахваливали своим знакомым. Вскоре Ренборг уже не справлялся с наплывом желающих. Он предложил всем заинтересованным лицам самим продавать пищевую добавку и получать процент в зависимости от количества привлеченных покупателей. Те, в свою очередь, тоже могли влиться в ряды продавцов. Ренборг назвал такую систему продаж «маркетингом по рекомендациям», а позже ее переименовали в многоуровневый, или сетевой, маркетинг. [17]

К 1934 году Карл Ренборг был  уже достаточно богат и основал  собственную фирму «California Vitamins», которую пять лет спустя переименовал в «Nutrilite Products» по названию своего первого БАДа. Несмотря на то, что продукция Ренборга имела несомненный успех, это событие осталось тогда незамеченным на фоне других выдающихся достижений химии, особенно в области органического синтеза. [17]

Но уже через несколько  десятилетий становится ясно, что  синтетические лекарства, несмотря на очевидные достоинства, сделать  человека здоровым не могут.

Появление биологически активных добавок (БАДов) в России можно отнести  к 1994 г., именно в этом году начинают регистрировать данные продукты не как  лекарственные средства (ЛС), а выносят  в отдельную группу, которую и  назвали БАД. Широкое распространение  в России биологически активные добавки  получили в конце 90-х годов.[1]

 

 

1.2 Сущность БАД

Что же представляют собой  биологически активные добавки? Биологически активные добавки к пище - это компоненты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ. Предназначены для непосредственного приёма или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека биологически активными веществами или их комплексами. [13]

БАД к пище получают в виде фармацевтических форм - порошков, таблеток, капсул, сиропов, экстрактов, настоев, концентратов из растительного, животного или минерального сырья, а также химическими и биотехнологическими способами.

 Биологически активные добавки к пище нельзя отождествлять с пищевыми добавками, представляющими собой красители, антиоксиданты, эмульгаторы, корригирующие вещества, изменяющие органолептические свойства продуктов, но не обладающие биологической активностью. БАД к пище содержат вещества, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности, а также средства сопутствующей или вспомогательной терапии при различных заболеваниях. [14]

Биодобавки к пище делят  на две группы: нутрицевтические средства и парафармацевтические препараты. [13]

Нутрицевтические средства представляют собой биологически активные вещества, которые являются основными компонентами организма: витамины или их предшественники, макро- и микроэлементы (железо, кальций, селен, цинк, фтор и т.д.), полиненасыщенные жирные кислоты, незаменимые аминокислоты, некоторые моно- и дисахариды, пищевые волокна, применяемые для коррекции химического состава пищи человека. [3]

Парафармацевтические препараты - биологически активные вещества, обладающие определённой фармакологической активностью и применяемые для профилактики, вспомогательной терапии и поддержки в физиологических границах функциональной активности органов и систем. К ним относятся биофлавоноиды, алкалоиды, гликозиды, сапонины, органические кислоты, эфирные масла, полисахариды, то есть это препараты растительного и животного происхождения или их синтетические аналоги - так называемые "натурпродукты. [13]

Биологически активные добавки  к пище используются для следующих  целей:

    • рационализация питания, а именно для наиболее быстрого восполнения дефицита поступающих с пищей биологически активных веществ, потребление которых снижено.
    • уменьшение калорийности рациона, регулирование массы тела.
    • удовлетворение физиологических потребностей в пищевых веществах больного человека, уменьшив при этом нагрузку на поражённые патологическим процессом метаболические звенья.
    • повышение защиты организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
    • профилактика нарушения обменных процессов и возникновения связанных с этим хронических заболеваний.
    • направленное изменение метаболизма, связывание и ускоренное выведение из организма токсических и чужеродных веществ.
    • восстановление сниженной иммунной системы организма.
    • нормализация состава и функционирования сапрофитной кишечной микрофлоры.
    • осуществление в физиологических границах регуляции функций организма.

Конечной целью использования  нутрицевтиков является улучшение пищевого статуса человека, укрепление здоровья и профилактика ряда заболеваний; парафармацевтиков - профилактика и вспомогательная терапия различных патологических состояний и регуляция деятельности организма в границах функциональной активности. [20]

Таким образом, можно отметить следующую основную направленность использования БАД и лекарственных препаратов. С учётом того, что состояние человека можно охарактеризовать как здоровье, предболезнь или болезнь, лекарственные препараты применяются в основном для лечения различных заболеваний, для их профилактики в состоянии предболезни и очень редко у здоровых людей, при этом часть лекарственных препаратов, применяемых у здоровых людей, в настоящее время можно отнести к разряду БАД (например, комплексные препараты, содержащие витамины, макро- и микроэлементы, дозировки которых соответствуют критериям БАД). В отличие от лекарственных препаратов БАД в основном применяются у здоровых людей по перечисленным выше показаниям, реже в состоянии предболезни, в состоянии болезни эти вещества могут применяться только как дополнение основной терапии, но ни в коем случае не использоваться при лечении только одним лекарственным препаратом.[4]

Информация о работе Анализ рынка биологически активных добавок к пище