Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:05, доклад
Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, должна быть +22 °С. О
окостенения скелета и отложение солей кальция в костях.
Действие солнечных лучей
тканях и, раздражая многочисленные рецепторы - нервные окончания,
находящиеся в наружных покровах и внутренних органах, вызывает возбуждение
нервных центров спинного и головного мозга. В результате изменяется частота
и глубина дыхания, увеличивается легочная вентиляция, изменяется просвет
капилляров сосудистой сети и величина артериального давления крови.
Влияние ультрафиолетовых лучей на нервную систему выражается в
изменениях реакций высшей нервной деятельности. В зависимости от дозы
облучения, индивидуальной для каждого человека, можно наблюдать или
стимуляцию, или угнетение безусловных рефлексов, направленных на сохранение
постоянства температуры тела. Повышение возбудимости коры головного мозга
проявляется в ускорении рефлекторных реакций, увеличении подвижности
нервных процессов и улучшении восприятия органами чувств (в увеличении
остроты зрения, слуха).
Действие солнечного света (ультрафиолетового, видимого и инфракрасного
излучения) в больших дозах на неподготовленный незакаленный организм может
вызвать расстройство его нормальной деятельности, снижение его защитных
сил, и, как следствие этого, может легко возникнуть какое-либо заболевание.
Действие солнечного света, используемое вначале в малых дозах,
сопровождается мобилизацией всего многообразия защитных сил организма.
Многостороннее влияние
правильного использования, выражается в улучшении общего состояния,
физического и нервно-психического развития детей, повышении защитных сил
организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям
окружающей среды. Повышается интенсивность обмена веществ, улучшается
состав крови, нормализуются функции и взаимодействия всех органов и тканей.
Поскольку солнечные лучи оказывают на организм очень сильное
физиологическое влияние, использование их в целях закаливания детей
ограничено. Это ограничение вызывается еще и тем, что отношение площади
поверхности кожных покровов, через которую собственно и действуют солнечные
лучи, к массе тела у детей гораздо больше, чем у взрослых. Закаливание
солнечными лучами можно начинать только после подготовки организма ребенка
воздушными ваннами, которые проводят сначала в помещении, а затем на
открытом воздухе.
Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через 1,5 часа после еды и
заканчивать не позднее, чем за 30 – 40 минут до еды. Это условие необходимо
соблюдать потому, что в жаркую погоду под влиянием высокой температуры
окружающего воздуха угнетается секреция пищеварительных соков, и условия
для переваривания пищи ухудшаются. Закаливание здоровых детей солнечными
лучами, так же как и воздухом, полезнее сочетать с различной деятельностью
детей, составляющей содержание прогулки в весеннее - летний период.
Продолжительность облучения индивидуальна для каждого ребенка: учитываются
возраст, общее развитие, состояние здоровья, упитанность, типологические
особенности высшей нервной деятельность. Необходимо также принимать во
внимание предварительную
частичного облучения солнцем, которое невольно получает каждый человек,
бывающий на открытом воздухе. Постепенность увеличения действия солнечных
лучей может быть достигнута несколькими путями:
1. Используется ослабляющее
ранним утром или после полудня (косые лучи менее эффективны).
2. Проводят солнечные ванны в облачные дни, облачность способствует
рассеиванию лучей.
3. Используют отраженные лучи (в тени).
4. Изменяют площадь обнаженной
поверхности кожи подбором
5. Изменяют продолжительность
Площадка для прогулок детей
летом располагается таким
ней имеются примерно в разном соотношении участки плотной тени, участки
светотени и места, беспрепятственно облучаемые солнцем. Затененная площадь
должна быть хорошо проветриваемой, сухой. Лучше, если Тань создается не
навесом, а листвой деревьев.
Если для защиты от солнца используются навесы, то они должны быть
полотняными или деревянными и обязательно с потолком. Слой воздуха между
потолком и крышей навеса служит надежной тепловой изоляцией.
Не меньшее значение имеет поверхность участка. Наиболее благоприятной
поверхностью является травяной покров: он хорошо предохраняет от пыли, не
сильно нагревается.
Песчаные площадки, как и открытая поверхность почвы, крайне
неблагоприятны – при ветре и движении детей поднимается обильная пыль.
Покрытие асфальтом участков для прогулок детей категорически запрещается.
На площадке для прогулок детей должны быть озелененные беседки, манежи
и все необходимое оборудование для различных игр и физических упражнений
соответственно возрасту и развитию детей.
Использование свежего воздуха в целях закаливания детей осуществляется
постоянно. Благодаря малой
воздушные процедуры (общие и местные ванны) действуют на организм наименее
резко и потому должны предшествовать другим видам закаливания. Закаливание
воздухом осуществляется следующими мерами, применяемыми постоянно и
систематически:
1. Соблюдение правильного режима
проветривания помещения. В
года непродолжительное
обязательно перед сном и за 20 – 30 минут до подъема после сна, до и
после занятий в дневное и вечернее время бодрствования. В теплое время
года окна открыты почти круглые сутки.
2. Влажная протирка пола (вода - [pic]) в групповых комнатах дважды в день
– после дневного и вечернего бодрствования.
3. Поддержание нормальной
детей в пределах [pic]; для детей в возрасте от 1 года до 3 лет в
пределах [pic] и для детей 4 – 7 лет в пределах[pic].
4. Правильный подбор одежды, обеспечивающий состояние теплового комфорта
каждому ребенку. Своевременная смена одежды, предупреждающая избыточное
охлаждение и перегревание.
5. Воздушные ванны (полное или частичное обнажение кожных покровов):
короткие – от 3 – 4 до 8 – 10 минут – при каждом пеленании или смене
одежды и более
детьми первых трех лет жизни, утренней гигиенической зарядки с более
старшими детьми, а также при проведении музыкальных занятий, подвижных
игр и занятий по развитию движений.
6. Правильная организация
спокойной и подвижной деятельности). Создание условий для разнообразных
игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих возрасту
и способствующих всестороннему физическому развитию детей.
7. Проведение дневного сна на
открытом воздухе во все
независимо от погоды.
Полезно совмещать закаливание воздухом и водой, применяя
комбинированные воздействия (непосредственно за воздушной ванной проводится
водная процедура).
Воздух как средство закаливания используют, воздействуя ею не только на
кожные покровы, но и на слизистые полости рта и носоглотки. Простое
полоскание рта кипяченой
систематически после каждого приема пищи, является превосходным средством,
предупреждающим заболевание зубов и слизистых полости рта.
Гигиенические процедуры, связанные с применением воды, могут оказывать
и закаливающее действие, если при этом соблюдать соответствующие правила:
1. Выбирать средства закаливания водой с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей ребенка.
2. Начиная со слабодействующих процедур, постепенно переходить к
сильнодействующим.
3. Снижение температуры воды производить постепенно, с учетом возраста и
состояния ребенка, характера процедуры и условий окружающей обстановки.
4. Закаливающие процедуры
же время дня.
5. Обеспечить хорошее настроение ребенка во время закаливания. В качестве
местных закаливающих процедур могут быть использованы умывание,
обтирание, мытье рук, мытье и обливание ног, игра с водой.
Для местных процедур применяется более прохладная вода, чем для общих.
Местное действие воды вызывает комплекс общих рефлекторных реакций,
изменяющих физиологические
В качестве общих закаливающих процедур можно использовать обтирание
всего тела, обливание, душ, а также гигиеническую ванну с последующим
обливанием водой, температура которой на 2 градуса ниже, чем в ванне.
Наиболее сильное действие оказывает купание в открытом водоеме.
Условия, созданные для закаливания детей.
Средний дошкольный возраст.
1. Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5 – 7 минут, открыть окна или
фрамугу с одной стороны. Закрыть за 20 – 30 минут до подъема детей.
2. Прогулка на свежем воздухе, увеличение до 4 – 6 часов.
3. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем воздухе (см.
таблицу № 9).
4. Общие воздушные ванны во
время раздевания перед
после сна. Местные воздушные ванны во время музыкальных занятий в
группах (см. таблицу № 4, № 6).
5. Хождение босиком по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку
(5 – 7 минут, 4 – 5 дыхательных упражнений, 30 – 40 секунд по солевой
дорожке).
6. Полоскание рта водой
с 3 – 5 полоскание горла.
7. Умывание: лица, кистей рук – 3 – 4 лет, рук до локтей, шею – с 4-х лет.
8. Обливание голеней и стоп после дневного сна на теплые ноги ребенка (см.
таблицу № 11), температура воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5
л воды. Вторая группа закаливания: начальная температура 34 градуса,
конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.
9. Купание в водоеме с трех лет. Температура воздуха 23 градуса,
температура воды – 25 градусов, продолжительность 3 – 8 минуты.
10. Местные солнечные ванны
на 1 – 2 минуты через каждые два дня.
11. Общие солнечные ванны с 5 до 10 минут. В течении дня по 40 – 50 минут.
В возрасте 3 – 4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте
4 – 5 лет – полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое
полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура
(дважды в сутки)
недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног
водой с постепенным понижением температуры от 30 до 16 градусов, что
рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был
разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждениях новый метод:
использование кратковременного интенсивного
воздействия холодом при
закаливающих мероприятиях.
Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении,
легко вписывается в режим дня и не требует много времени. Проводится он
следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по
гигиеническим коврикам, затем в течении 5 секунд и более (в зависимости от
желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана,
вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой
простыней, и ложатся в постель. Дети не желающие вставать в таз с водой или
имеющие противопоказания, не делают этого. Температура воды изменяется по
сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное
время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор
марганцовокислого калия (розового цвета).
Длительные перерывы в закаливании (более 2 – 3 недель) вновь повышают
чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного
перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению
закаливание нужно проводить осторожно.
П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь
План.
1. Диаграммы заболеваемости
2. Анализ адаптации детей к закаливающим процедурам.
3. Таблицы по опыту
В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена
обобщенных, диффузных, генерализованных реакций, характерных для плода и
новорожденного, а также для детей раннего возраста, на реакции локальные,
ограниченные отдельными видами приспособлений, что свойственно взрослым.
Данная особенность весьма характерна для проявления деятельности
центральной нервной системы и скелетной мускулатуры.
Здоровье ребенка в раннем возрасте можно определить как состояние, при