Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:05, доклад
Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, должна быть +22 °С. О
котором имеется соответствие или несоответствие паспортного возраста его
биологическому возрасту. Задержка в росте или развитии детей, снижение
уровня их зрелости могут быть определены как снижение уровня здоровья
ребенка. Что касается недоношенных детей, то после 3-х лет жизни, когда они
«догоняют» доношенных по уровню зрелости, здоровье можно также определить
как состояние соответствия паспортного возраста ребенка его биологическому
возрасту.
В этой связи цель мероприятий по закаливанию – не просто увеличение
адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение
характера развития. Задачей закаливания является не только снижение уровня
текущей заболеваемости детского населения.
Важнее, чтобы закаливание в детском возрасте заложило основу для
приумножения здоровья и в последующие периоды жизни. В.Ю. Альбицким (1985)
показано, что в настоящее время существенно меняются те факторы внешней
среды, которые провоцируют
воздействуют на состояние здоровья детей дошкольного возраста. Такие
факторы, как жилищно–бытовые условия, материальная обеспеченность,
образовательный ценз и социальная принадлежность, потеряли свое значение в
качестве оказывающих решающее влияние на состояние здоровья детей. В
настоящее время для характеристики уровня здоровья детей рекомендованы
критерии его оценки. С.М. Громбахом (1979) и Г.Н. Сердюковской (1979)
предложены 4 критерия, характеризующие состояние здоровья:
1. наличие или отсутствие
2. уровень функционального состояния основных систем организма.
3. степень резистентности
4. уровень достигнутого
Применение этих критериев позволило комплексно оценить состояние
здоровья детей различного возраста (каждый из четырех критериев в
отдельности не может дать характеристику его в целом), причем результаты
обследования детей позволили разделить их на 5 групп (С.М. Громбах, 1979):
1. здоровые с нормальным
2. здоровые, но имеющий функциональные и некоторые морфологические
отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим
заболеваниям.
3. дети, больные хроническими
сохраненными функциональными возможностями организма.
4. дети, больные хроническими
значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как
правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего
профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
5. дети, больные хроническими
значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети
данной группы также не посещают детские учреждения и не охвачены
осмотрами.
Большое социальное значение имеет, в частности, выделение 2-й группы
здоровья, так как функциональные возможности этих детей чаще всего снижены.
Они нуждаются в оздоровительных, закаливающих мероприятиях. Разграничение 1-
й и 2-й групп здоровья обычно не вызывает затруднений. К 1-й группе
относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не
имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, ко 2-ой – те, у
которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые
функциональные и морфологическ
Это дети со следующим перечнем отклонений в состоянии здоровья:
> отягощенный акушерско-
патология беременности, в том числе хронические заболевания матери и
резус – отрицательная принадлежность
многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков
незрелости, крупный плод (4 кг и более при рождении), асфиксия в родах,
состояние оживленного организма,
состояние после обменного
крови и др.
> начальный период рахита I степени, выраженные остаточные явления рахита
> гипотрофия I степени, дефицит или избыток тела I и II степени
> аллергическая
веществам, кожные проявления экссудативного диатеза,
> пилороспазм без явлений
> некоторые врожденные аномалии,
не требующие оперативного
расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота,
недопущение яичек в мошонку на первом – втором году жизни и др.
> дефекты осанки, уплощенная стопа
> функциональные изменения
функционального характера, тенденция к понижению или повышению
артериального давления, изменение ритма и частоты пульса,
неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой
> аденоидные вегетации I – II степеней, гипотрофия миндалин II степени,
искривление носовой перегородки при отсутствии нарушений носового
дыхания, повторные заболевания бронхитом или пневмониями, частые острые
респираторные заболевания (4 раза в год)
> понижение содержания
(угроза анемии)
> тимомегалия
> субкомпенсированный кариес (6 – 8 кариозных зубов)
> аномалия прикуса, не
> отдельные невротические реакции, патологические привычки, задержка
нервно – психического развития, косноязычие
> дисфункция желудочно-
живота, тошнота, рвота и др.)
> миопия слабой степени
> дальнозоркость средней степени
амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без
нарушений бинокулярного зрения
> вираж туберкулиновой пробы
> состояние реконвалесценций
после перенесенных острых
неинфекционных заболеваний длительным нарушением общего самочувствия и
состояния, в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых
нейроонфекций и др.
Анализ показал, что формирование
хронических заболеваний
основном за счет 2-й группы, т.е. детей с функциональными отклонениями
(часто болеющих, имеющих хронический тонзиллит, аденоиды, анемию и т.д.)
Из 2-й группы здоровья выделены дети, имеющие только факторы риска в
раннем постнатальном
социального анамнеза). Такой контингент детей отнесен ко 2-й А группе
здоровья (Черток Т.Я., 1983). Проведенные Институтом гигиены детей и
подростков МЗ СССР исследования состояния детей дошкольного возраста
выявили, что у них впервые 3 – 4 года жизни меньше сформированных
хронических заболеваний по сравнению с дошкольниками более старшего
возраста, и основную массу составляют здоровые дети (82%). В старшем
возрасте (5 – 7 лет) увеличивается количество детей с уже сформированными
хроническими заболеваниями (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).
У детей дошкольного возраста первое
место среди хронических
и отклонений в состоянии здоровья занимает кариес зубов, второе заболевание
глотки и носоглотки, третье – болезни костно-мышечной системы, четвертое –
нервной системы и органов чувств.
Среди хронических заболеваний органов дыхания в дошкольном возрасте
чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у школьников
– в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 % детей, у
школьников – в 10,0 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со
стороны костно-мышечной системы у детей дошкольного возраста является
плоскостопие, которое появляется в возрасте 5 – 6 лет. У детей дошкольного
возраста нарушение осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у
школьников.
В последние годы наибольший интерес представляют сведения с состоянии
здоровья детей дошкольного возраста по оценке функционального состояния
органов и систем.
Ребенок практически здоров, но могут быть определены те или иные
функциональные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой,
дыхательной, выделительной систем. Так, исследования показали, что в
возрасте 2 – 3 лет нормальная частота дыхания была только у 39 % детей,
умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте 6
– 7 лет нормальную частоту дыхания имели уже 78 % детей, 17 % умеренное
учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные или выраженные гипертонические
реакции встречались по показателю систематического артериального давления
вдвое чаще среди детей 3 – 4 летнего возраста (16 %), чем среди детей 6 – 7
лет (8,7 %). С возрастом отмечено увеличение числа детей с выраженной
гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет.
Существенное значение имеют исследования реакции сердечно – сосудистой
системы на физическую нагрузку. Опыт показывает, что с помощью этой пробы
обнаруживается повышенное артериальное давление у ряда детей, у которых в
покое без нагрузки показатели артериального давления отмечались в пределах
нормы.
Третий критерий уровня здоровья – резистентности организма, которая в
практической деятельности определяется количеством и длительностью
заболеваний, перенесенных за определенный период. Частота заболеваемости
детей, отражая иммунобиологическую сопротивляемость, свидетельствует об
уровне развития детей. Наиболее принятым является показатель заболеваемости
по обращаемости за год. В настоящее время изучена возрастная структура
заболеваемости детей.
Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0
на 1000 обследованных детей); в 4-летнем возрасте отмечается снижение до
339,0; в 5 лет – до 302,0; в 7 – 8 лет – до 263,0. заболеваемость по
обращаемости с возрастом
школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3 –
4 лет связано с эмоциональным стрессом, который возникает в связи с
поступлением детей в
и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В., 1980). Однако необходимо учесть,
что в возрасте 3 – 4 лет отмечен значительный скачек роста детей
(Андронеску А., 1970; Кранс В.М., 1979), во время которого, как и при
изменении условий развития, происходят существенные преобразования в
деятельности нервной системы, эндокринного аппарата, различных
функциональных систем. Очевидно, подобные изменения также приводят к
снижению адаптивных возможностей детского организма, что способствует
увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.
Первое место в структуре заболеваемости детей по обращаемости занимают
болезни органов дыхания. В первые годы жизни пневмонии составляют 6 % от
всех заболеваний органов
Ангины, напротив, учащаются с 2 – 3 % в первые 2 года жизни до 8,9 % в 6 –
7 лет.
У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционно-
аллергические болезни, а у школьников – травмы, заболевания уха, нервные
болезни.
Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с
выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что
наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего
школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического
развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 – 3 года. Вместе с тем в
раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен
существенный разброс
называемого гестационного возраста.
В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно
определить не только возрастную, но и биологическую нагрузку на организм,
учитывая не только паспортный, но и биологический возраст, состояние или
уровень здоровья ребенка.
Уровень физического развития имеет существенное значение в
возникновении заболеваний. Детей дошкольного возраста с нормальным
физическим развитием болеют меньше. Так, уровень заболеваемости среди
детей, отстающих по темпам физического развития, превышает уровень
заболеваемости всего контингента (взятого за 100 %) на 1-м году жизни на 4
– 6 %, на 2-м и 3-м – на 16,6 %, на 4-м и 5-м – на 9,8 %, на 6-м и 7-м –
на 7,8 %.
Эти исследования показали, что формирование хронических заболеваний
происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этой связи важно в более раннем возрасте
способствовать профилактике хронической заболеваемости, как специфической,
так и путем закаливающих воздействий
и улучшения физического
детей. (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).
В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в
проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:
1. закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье