Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:04, контрольная работа
1. Предмет анатомии, ее место среди других наук. Уровни анатомических исследований. Современные направления анатомической науки, развивающиеся в рамках общей анатомии.
Анатомия - наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Слово «анатомия» происходит от греческого «анатемно» - рассекать, расчленять.
Это название определяется тем обстоятельством, что первоначальным и основным методом, с помощью которого анатомия добывала фактический материал, относящийся к внутреннему устройству человека, был метод анатомирования, т.е. разделения, расчленения на части человеческого тела.
Антропология
Антропология –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.
Принято разграничивать:
археологию (ископаемые останки)
этнографию (культуру и быт народов)
антропология (происхождение и эволюцию физ. Организации человека и рас)
Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина.
Предметом изучения антропологии является человек. Антропология тесно связана с рядом биологических и общественных наук.
Антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии, поскольку жизнь человека может протекать только в условиях общества. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.
Антропология
отвергает идеалистическое
Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода зависимости развития животного предка человека от биологических факторов к социальным.
МЕТОДЫ:
палеонтологический – проследить становление хомо сапиенс, выявить причины гоминизации.
анатомо-морфологический – установление сходства и различий между особями, популяциями, расами.
группа антропометрических методов – измерение тела. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают:
соматометрию – измерение живого человека
остеометрию — измерение костей скелета
краниометрию — измерение черепа.
антропоскопию – методику описательной характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков.
В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроизведения размеров и формы объекта:
метод графического воспроизведения контуров тела, черепа
1 специальные приемы
2 пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков
3 получение отпечатков рельефа кожи
Большое применение в антропологии получили методы статистической обработки материалов, с помощью которых определяется чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, а так же сопоставляются данные между разными группами. Для получения надежных результатов требуется соблюдать правила, учитывать возрастные изменения, патологические нарушения. Широкое применение получили всевозможные шкалы (высокая точность, возможность сравнивать результаты разных исследователей).
Антропология – (от греч. антропос – человек + логос – наука) наука о человеке. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.
Морфология изучает характер индивидуальной изменчивости человека и особенности его физической организации возникающие:
Морфология изучает строение человеческого тела в целом, устанавливает стандарты или нормы размеров человеческого тела, стремится постигнуть причины уклонений от среднего типа. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, и связи телосложения с физиологическими особенностями организма.
Главная проблема в разделе морфологии — исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “механизмов” формообразования.
Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза — это изучение процесса становления человека и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков.
В разделе антропогенеза
рассматриваются вопросы о
Раздел антропогенеза включает:
1) приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян,
2) эволюционную анатомию
3) палеоантропологию, т. е.
Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественно-исторических — геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических — археология палеолита; из наук философских — психология.
Расоведение изучает сходства и различия между расами человека. Расоведение, или этническая антропология, изучает:
Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза — это изучение процесса становления человека и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков. Антропогенез неотделим от социогенеза.
В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.
Раздел антропогенеза включает:
1) приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян,
2) эволюционную анатомию человека,
3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека.
Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественно-исторических — геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических — археология палеолита; из наук философских — психология.
Надцарство эукариоты
Царство животные
Подцаство многоклеточные
Раздел двустроннесиметричные
Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс млекопитающие
Отряд приматы
Семейство гоминиды
Род люди, вид человек разумный.
Черты строения человека, общие с позвоночными
1. внyтpeнний скелет, растущий вместе с ростом организма. Скелет служит для поддержания и защиты мягких частей тела;
2. человек, как и
все позвоночные, имеет
3. постоянным хвостом
обладают все позвоночные во
взрослом или зародышевом (
4. человек обладает двумя парами конечностей.
5. рот закрывается посредством нижней челюсти.
6. дыхательный аппарат
7. сердце всех позвоночных лежит на вентральной стороне тела, как и сердце человека. У беспозвоночных сердце лежит на дорсальной стороне;
8. замкнутая кровеносная система.
9. эритроциты крови позвоночных содержат гемоглобин, способный переносить кислород от легких к тканям. У беспозвоночных гемоглобин, если он имеется, растворен в плазме крови.
10. кожа позвоночных построена
из многих слоев клеток, распадающихся
на собственно кожу и
Черты строения человека, общие с млекопитающими
Важнейшим преимуществом
млекопитающих было обладание постоянной
температурой тела, независимой от
колебаний температуры
Человек обладает всеми отличительными признаками класса млекопитающих:
1) волосяным покровом, который у некоторых видов млекопитающих редуцирован, иногда даже в большей мере, чем у человека (например, киты, дельфины);
2) потовыми и сальными железами в коже;
3) диафрагмой, или грудобрюшной
преградой, построенной из
4) гортанью (голосовым аппаратом), расположенной в верхней части дыхательной трубки;
5) двумя поколениями зубов - молочными
и постоянными,
6) семью шейными позвонками, что имеет место у всех млекопитающих, за небольшими исключениями;
7) сочленением черепа с
8) наличием костного мозга внутри костей; трубчатые кости птиц полые, содержащие воздух, кроме участков губчатого вещества, в котором имеется костный мозг;
9) безъядерными эритроцитами; у
остальных позвоночных
10) способом причленения нижней челюсти к черепу при посредстве чешуи височной. кости, тогда как у низших позвоночных это сочленение осуществляется при посредстве более сложной конструкции;
11) наличием в полости среднего уха трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка вместо одной косточки у рептилий и птиц;
12) наличием наружного уха (ушной
раковины в виде кожной
13) наличием оформленных губ и мускулистых щек, чего нет у других классов позвоночных;
14) присутствием молочных желез, обладающих сосками.
15) Характерная биологическая
черта млекопитающих
Черты строения человека, общие приматами