Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:04, контрольная работа
1. Предмет анатомии, ее место среди других наук. Уровни анатомических исследований. Современные направления анатомической науки, развивающиеся в рамках общей анатомии.
Анатомия - наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Слово «анатомия» происходит от греческого «анатемно» - рассекать, расчленять.
Это название определяется тем обстоятельством, что первоначальным и основным методом, с помощью которого анатомия добывала фактический материал, относящийся к внутреннему устройству человека, был метод анатомирования, т.е. разделения, расчленения на части человеческого тела.
В 20х годах в Китае
были найдены останки еще одной
древней обезьяны, названной синантропом
(китайский человек). Он жил приблизительно
в то же время, что и питекантроп,
а объем его мозга был
Это был этап антропогенеза,
непосредственно
Изучение останков неандертальцев и предметов, найденных рядом с ними дает возможность предполагать, что по уровню организации они стояли значительно ниже современных людей. Самые заметные различия в строении и форме черепа. У неандертальца лоб, был очень покатый, надбровные дуги сильно развиты, черепная коробка низкая, подбородок лишен выступа.
Однако левая лобная доля у неандертальца была несколько больше правой. Значит неандерталец был правшой, имел более высокий уровень интеллекта, обладал развитыми анализаторами органов чувств, о чем можно предположить по расширенным затылочным, теменным и височным долям. Неандерталец еще не обладал развитой членораздельной речью. Вероятнее всего, он только-только начинал осваивать ее.
Рост достигал 170 см, объем мозга превышал средний объем мозга современного человека 1700 и 1300. Имел крепкое телосложение, обладал развитой мускулатурой. Чтобы спастись от холода и свирепых хищников, часто селились в пещерах. Они умели изготовлять уже довольно хорошо отделанные орудия из кремня, кости и дерева, охотились на таких больших и сильных животных, как мамонты и пещерные медведи, уже научились добывать огонь и использовать шкуры животных как одежду. Умел изготавливать многочисленные инструменты из камня. Среди них разнообразные остроконечники, ножи, скребла, скобели и др. Жили группами, у них существовало разделение труда (мужчины охотились на крупных животных. Женщины поддерживали огонь, занимались собирательством, охотились на мелких животных и птиц). Неандертальцы расселились на обширных пространствах Европы, Азии и Африки. В некоторых же местах они достигли даже Полярного круга, суровый климат не пугал их и они могли к нему приспосабливаться.
Неандертальцы, по теории, создали свою своеобразную культуру так называемую мустьерскую культуру каменного века. Многие исследователи сегодня считают, что такие погребения доказательство существования у неандертальцев каких-то нравственных норм. В основе этого отношения лежала, несомненно, забота о сочлене своего коллектива, выражение чувства неразрывной кровной связи между сородичами.
Неандертальцы и созданная ими культура явились предшественниками современного человека и культур позднего каменного века. Постепенно неандертальцы исчезали с лица Земли.
Некоторые из их видов
вымерли. Процесс становления
Выживали те виды существ, которые могли лучше приспособиться к жизни в суровых условиях планеты, кто был в состоянии формировать сообщество, преодолевать дикие инстинкты, совершенствовать орудия труда.
Современные люди (неоантропы)
Homo sapiens (человек разумный) – такое название дает теория эволюции современному человеческому существу.
Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами. Они появились около 40 тыс лет назад. Названы в честь местности Кро-Маньон во Франции. Это были высокие люди(180см, мозг 1800 см3) Кроманьонцы обладали всеми признаками современного человека (высокий лоб, развитый подбородочный выступ. За последние 40 тыс лет внешний облик человека, практически не изменися. Это были крупные люди высотой до 180 сантиметров, с объемом черепа до 1600 кубических сантиметров. Жили они примерно от 50 до 15 тысяч лет назад. По своему внешнему виду кроманьонцы отличались от неандертальцев: лоб прямой, вместо надглазного валика надбровные дуги, явно выраженный подбородочный выступ. Это уже облик современного человека. Они изготовляли разные орудия из камня, кости и рога, в том числе составные орудия. Кроманьонец является последней ветвью в развитии человека, представителей которого мы можем наблюдать и по сей день. К этому времени в объединениях обезьяноподобных существ естественный отбор уже терял свое былое значение.
Заключительный этап сапиентации занял широкий хронологический период. Пока точно неизвестно, происходил ли этот процесс путем ветвления линий или путём ароморфоза — постепенным изменением одного таксона в другой при общем подъеме уровня организации (более вероятно). М.б. и сочетание этих двух путей.
Гипотеза ранней дивергенции: Дивергенция линии сапиенса от австралопитекоидного предка. В целом гипотезы ранней дивергенции, исключающие из эволюции сапиенсов не только неандертальцев, но и homo erectus, пока мало обоснованы. → крайне сложно выделить конкретных предков. Настоящие древнейшие сапиенсы не известны ранее 300 тыс.
Вторая теория представляется наиболее вероятной→ неадертальская фаза — закономерный этап на пути сапиентации. Пока остается невыясненным: произошло ли около 40.000 вытеснение неандертальцев сапиенсом или их эволюционная трансформация в неоантропов.
По вопросу возникновения homo sapiens существуют 2 точки зрения:
1. Моноцентризм. Человек современного облика появился на одной территории Ñ Вост. Африке или передней Азии. Эволюционные процессы привели к формированию расовых особенностей.
2. Полицентризм. Закономерности эволюции человека действовали на нескольких территориях. Центров возникновения современных людей было несколько. Уже неандертальцы на разных территориях обладали зачатками расовой принадлежности. Процесс появления человека Современного облика и расовых различий человека шел одновременно.
Полицентрическая гипотеза появилась
несколько позже
Варинты теории моноцентризма:
Происхождение сапиенса на одной, но достаточно обширной, территории Средиземья (Восточная Африка, Передняя Азия, Южная и Юго-Восточная Европа).
Концепция афро-европейской прародины. Происхождение неоантропов связывается с Африкой, откуда протокроманьонцы мигрировали в Европу. Предок homo sapiens и неандертальца обладал комплексов архаических и прогрессивных признаков. Классические неандертальцы сформировались в результате изоляции, а homo sapiens смешивались с неандертальским населением— потомком более ранней волны переселенцев. При этом только африканский homo erectus являлся предком homo sapiens. . Происхождении homo sapiens от азиатского ствола homo erectus , обосновывается большей частью краниологическими (размеры и форма черепа) данными.
Варианты теории полицентризма.
Выделяют 4 региона формирования человека современного типа:
эволюция происходит внутри одного вида— homo sapiens, куда включены все, вплоть до архантропов. Но эта схема полностью пока не соответствует палеонтологическим данным.
У нас доминируют гипотезы дицентризма с выделением 2 первичных очагов сапиентации:
В целом современные расы возникли в результате внутривидовой дифференциации уже сложившегося раннего homo sapiens, уак как homo sapiens древнее больших рас → процессы сапиентации и расообразования совпадали лишь частично. На этом сходятся моноцентристы и «умеренные» полицентристы (признают происхождение рас от 1-го вида homo sapiens.
Становление вида Homo sapiens – антропогенез – тесно связано с развитием общества – социогенезом. Один из наиболее сложных вопросов – роль биологических и социальных факторов в эволюционном развитии человека. На первый взгляд кажется, что они отрицают друг друга: ведь естественный отбор как биологический фактор антропогенеза формировал организм человека для лучшего приспособления к среде, труд же – это социальное явление, ведущее в конечном итоге к преобразованию среды ради удовлетворения потребностей человека.
Однако в процессе
эволюции эти два мощных фактора
антропогенеза выступали в
Реконструкция ранних этапов социогенеза является значительно более сложной задачей, чем воссоздание картины физической эволюции человека, поскольку здесь фактически отсутствуют прямые данные. Обычно при этом используется сугубо косвенная информация, заимствованная из исторических и естественных наук.
В эволюции живых существ
природа в различные
Но самого высокого развития форма общественной организации достигла в процессе исторического становления человечества. <...>
За прошедшее столетие
появилось много новых фактов
из области первобытной
Однако общественный, стадный образ жизни обезьян, проявляющийся в разнообразных и сложных формах, являлся одной из важнейших биологических предпосылок очеловечения приматов. Разумеется, нужна большая осторожность при попытках распространения данных, полученных в наблюдениях над современными приматами, на древнейшие сообщества предков человека. <...>
Сейчас существует несколько гипотез реконструкции ранних этапов социогенеза и соответствующих им моделей сообществ у обезьяньих предков человека. Чаще всего за основу берутся стада павианов разных видов, сообщества лесных или лесостепных шимпанзе. Ни одна из этих моделей не является общепризнанной, но и ни одну из них пока исключить с абсолютной уверенностью нельзя.
Наиболее распространены «модель стада павианов» и «модель лесостепных шимпанзе». В обоих случаях избираются сообщества животных, экологически наиболее близких к предполагаемым обезьяньим предкам человека – наземным обитателям лесосаванны.
Шимпанзе представляются более подходящей моделью и ввиду тесной филогенетической близости к человеку.
Кроме того, у шимпанзе вожак доминирует менее жестко, чем у павианов. Выраженное систематическое доминирование, вероятно, затрудняло бы совместные действия предков человека, например на охоте.
Разногласия существуют и в оценке роли так называемого зоологического индивидуализма в социогенезе.
Некоторые ученые, признавая
унаследованный от обезьяньих предков
резко выраженный зоологический
индивидуализм характерной
В действительности внутристадные
отношения гораздо
Известно немало примеров взаимопомощи и защиты в стадах обезьян, причем не только в классическом тандеме «мать – детеныш», но и просто по отношению к слабым членам стада. <...>
Многочисленные факты этологических наблюдений не дают оснований приписывать выраженную агрессивность объединениям гоминид. Скорее они свидетельствуют о довольно мирных отношениях в этих сообществах. Отметим, кстати, что и изучение палеоантропологических материалов показало отсутствие кровавых столкновений у древнейших гоминид – южноафриканских австралопитеков.