Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:00, курсовая работа
Цель работы: выполнить творческую работу в технике папье-маше «Венецианские карнавальные маски».
Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки следующих задач:
Изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования.
Собрать иллюстрационный материал.
Изучить технологию папье-маше.
Создание творческой работы.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава I. История масок………………………………………………….…6
Возникновение, развитие и разновидности масок……….....6
История венецианских карнавальных масок………………17
Глава II. Технология изготовления масок……………………………....28
2.1 История развития технологии папье-маше…………………..28
2.2 Описание процесса создания творческой работы по теме «Венецианские карнавальные маски»………………….………..34
Заключение……………………………………………………….………39
Список литературы………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Бирская государственная социально-педагогическая академия»
Факультет технологии и художественного образования
Кафедра теории и методики изобразительного искусства
Курсовая работа
по декоративно-прикладному искусству
«Венецианские карнавальные маски»
Выполнила: студентка 4 курса
факультета ТиХО
Морус Г. Г.
Бирск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. История масок………………………………………………….…6
Глава II. Технология изготовления масок……………………………....28
2.1 История развития технологии папье-маше…………………..28
2.2 Описание процесса создания творческой работы по теме «Венецианские карнавальные маски»………………….………..34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
«Мы все носим маски, и приходит время, когда мы не можем снять их, не затронув собственной кожи»
Андре Бертье
Наша жизнь такая яркая, контрастная и многоликая. Именно многоликая. Каждый человек с детства начинает примерять на себя разные роли, менять лица, примерять маски. Это всегда было, есть и будет. Что же такое маска?
Ма́ска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица.
Карнавальная маска – яркий атрибут праздника, с одной стороны – демонстрирующий индивидуальность носителя, с другой стороны – скрывающий его истинное лицо. Изначально карнавальные маски – это маски персонажей Комедии Дель-Арт. Зародился этот жанр в Италии и представлял собой уличные театральные представления, главными героями которых были хорошо известные нам Арлекин, Пьеро, Коломбина, Кот, Доктор Чума и другие герои в масках (рис.1)
Каждый из них обладал особенным характером, был облачён в яркий наряд и носил карнавальную маску. Персонажи эти быстро завоевали признание публики и стали всенародными любимцами, а такой атрибут, как маскарадная маска, стал популярен в качестве важнейшего элемента знаменитого венецианского карнавала, где каждый, надев маску, становился таинственным незнакомцем или незнакомкой и погружался в мир веселья. В наши дни карнавальная маска – это оригинальное дополнение к вашему наряду на праздник: на Новый Год, Хеллоуин или просто тематическую вечеринку. Кроме того, карнавальная маска – это оригинальный подарок, сувенир, который наверняка понравится будущему владельцу.
Маски изготавливаются из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других. Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать, они являются настоящими шедеврами декоративно-прикладного искусства.
Лучшим вариантом для самостоятельного изготовления маски считается техника папье-маше, так как эта техника достаточно проста в исполнении и доступна каждому. Папье-маше зародилось во Франции и применялось для изготовления прекрасных кукол. Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины. В наше время данная техника не потеряла своей актуальности и очень широко применяется в различных сферах деятельности.
Во времена появления карнавала, как указано в различных источниках, маски изготавливали мастера-ремесленники или рабы для своих господ. Да и в целом, маски были народным ремеслом, и именно поэтому до нас не дошли имена выдающихся авторов.
В нашей стране на современном этапе существует множество клубов и студий, занимающихся созданием авторских карнавальных масок (Москва, Санкт-Петербург, Нижнекамск, Екатеринбург и пр.). А также отдельные мастера: Оксана Середюк, Марина Лапа, Андрей Тимофеев, Марина Ларионова и многие другие.
Все вышесказанное, а также работы многих авторов вдохновили меня на создание трех персонажей карнавальных масок: Коломбина, Кот, доктор Чума.
Цель работы: выполнить творческую работу в технике папье-маше «Венецианские карнавальные маски».
Объект исследования: папье-маше как вид ДПИ.
Предмет исследования: создание авторских масок для камеди Дель-Арт.
Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки следующих задач:
Методы исследования:
- Теоретические;
- праксиметрические.
Глава I. История масок
1.1 Возникновение, развитие и разновидности масок
«Я в тайну масок все-таки
проник, —
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушия у иных —
Защита от плевков и от пощечин»
Владимир Высоцкий.
О чем думает человек, когда слышит слово «маска»? Возможно, шумный и красочный карнавал, а возможно, современный Хэллоуин, может быть, очередной корпоратив, а может – новогоднее шоу. А вот у некоторых возникнет ассоциация с музейными экспонатами или же с частью интерьера квартиры, а вполне вероятно, что и с рестораном, который имеет экзотический дизайн, например, в этническом стиле.
Но в традиционных культурах у маски было совершенно иное предназначение – вовсе не развлекательное – она была частью священных ритуалов. При этом маска имела некое магическое предназначение. К примеру, жрец, священник или какой-то другой участник ритуала, прежде, чем надеть маску, и сам превращался в того, кого эта маска представляла. То есть, «актер» словно перевоплощался в мифического героя, или духа, или же бога.
Сегодня теме масок посвящено огромное количество литературы. Например, среди классических трудов выделяется работа Клода Леви-Стросса «Путь масок». А в 1994 году по мотивам известных комиксов был снят популярный фильм в главной роли с комиком Джимом Кэрри – «Маска». Кстати, для Кэрри это стала самая звездная роль. Этот фильм о том, как главный герой как-то нашел ритуальную маску божества «Локи», которая отдаленно напоминает трикстера Локки, который в германо-скандинавской мифологии выступает обманщиком, двойственной фигурой, имеющей и «добрые», и «злые» черты, то есть, это и герой и злодей одновременно. А сама магическая сила и мощь этой маски проявилась только лишь тогда, когда главный герой случайно одел.
«Маска Агамемнона» была создана примерно в 1550-1500 годах до нашей эры. Найден этот золотой атрибут был Генрихом Шлиманом в Микенах – случилось это в 1876 году. Название эта маска получила от легендарного царя Агамемнона, так как Шлиман был уверен, что нашел именно его могилу, тем не менее, по времени своего создания эта маска была более древней.
Эту маску как раз нашли
во время раскопок около Львиных
ворот – это на западной стороне
различных микенских
Шлиман был уверен на сто процентов, что он нашел гробницу именно легендарного царя. Тогда же он и написал королю Греции: «С огромной радостью сообщаю, что мне удалось найти погребения, где был похоронен не только Агамемнон, но и Кассандра, Эвримедон, а также их друзья, которые были умерщвленные аккурат во время трапезы Клитемнестрой и Эгистом – ее любовником».
В этих гробницах также было найдено пять золотых погребальных масок. Вот последнюю, по времени обнаружения, Шлиман и связал с легендарным правителем Микен.
Эта маска изображает лицо пожилого человека с бородой. У него тонкий нос и близко посаженные глаза, а также крупный рот. Это лицо соответствует индоевропейскому типу – при этом кончики усов приподняты вверх, словно в форме полумесяца, а около ушей явно видны бакенбарды. При этом маска имеет отверстия для нити – с ее помощью маска крепилась к лицу покойного.
Практически все найденные в гробницах артефакты, в том числе и маска Агамемнона, в настоящее время находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин. Тогда как в археологическом музее Микен выставлена только лишь копия маски.
Рассмотрим остальные также всем известные, имеющие широкое распространение в мире маски.
Древние погребальные маски. С древних времен маски использовались в различных ритуалах, которые были связаны с тем или иным этапом в жизни человека. Древний обычай надевать маску сначала во время охоты возник уже в VII-VI тысячелетии до нашей эры. В т о время на маску возлагали надежду – мол, она обязательно должна помочь охотнику, который сам «перевоплотился» в хищника, выйти, естественно, победителем в этой неравной схватке со зверем. В то же время, он не должен был разгневать и духов природы. Танцы с участием масок, которые изображали тотемных животных, сопровождались также и все сельскохозяйственные праздники, начиная от посева и заканчивая сбором урожая.
Начиная с самых древних традиций, были сохранены формы-образа в виде масок – этим считалось, что есть продолжение существования человека после смерти – но уже в потустороннем мире. Так проявлялось его духовное преображение. Например, на выставке как-то был представлен череп с моделированной глиняной накладкой. Этот череп был раскрашен охрой – а она, как известно, относится к эпохе бронзы (III тысячелетие до нашей эры). Еще в ранних цивилизациях были известны различные примеры изготовления глиняной личины, при этом глазницы и рот этой маски были закрыты золотыми пластинами – считалось, что они охраняли умершего от воздействия злых чар, которые проникали через его незащищенные глаза и рот. Согласно представлению различных народов, души предков вполне могли являться потомкам, они даже могли вселяться в них, особенно через свое изображение, то есть, через маску.
А вот в культуре Древнего Египта погребальным маскам отводили особое место (рис.3). Дело в том, что вера в загробную жизнь сильно отражалась на всем погребальном обряде. Самая ранняя из обнаруженных масок – это маска, которая принадлежит царю Пепи II. Он жил в XXIII веке до нашей эры. Данная маска была сделана из картонажа – это несколько склеенных кусков ткани – также она была раскрашена. Лицо Пепи было с крупным носом, а еще с большими черными глазами. Его обрамляли длинные брови – то есть, нет никакого сомнения, что это был именно портрет. Также известно, что Пепи II прожил ровно сто лет, а данная маска изображала его непосредственно в расцвете сил. Это несоответствие вполне объясняется тем, что люди даже много веков назад стремились даже в потусторонней жизни оставаться вечно молодыми.
Африканские маски. Маски народов Африки наиболее ярки, красочны и разнообразны по способу изготовления. Некоторые объединяют человечьи и звериные черты, некоторые несут в себе какую-то символичность (например, маленький дом, прикрепленный к верху маски), некоторые изображают шуточных персонажей (танзанские маски с выступающими клыками и стеклянными глазами). Зачастую, одна и та же маска может днем быть шутливой, а ночью становится злой и мстительницей. Есть африканские маски из дерева, выплетенные из тростника, из шкур и шерсти животных. Наверное, ни в одной культуре нет такого многообразия масок, как у племен «черного континента».
Часто в африканских масках встречаются несуществующие, сказочные элементы. Это вызвано тем, что в африканской культуре все изображается наиболее просто и доступно для понимания, чтобы каждый участник обряда или представления был задействован духовно. Это основная отличительная черта африканских театральных масок от европейских.