Венецианские карнавальные маски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание

Цель работы: выполнить творческую работу в технике папье-маше «Венецианские карнавальные маски».

Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки следующих задач:
Изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования.
Собрать иллюстрационный материал.
Изучить технологию папье-маше.
Создание творческой работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава I. История масок………………………………………………….…6
Возникновение, развитие и разновидности масок……….....6
История венецианских карнавальных масок………………17
Глава II. Технология изготовления масок……………………………....28
2.1 История развития технологии папье-маше…………………..28
2.2 Описание процесса создания творческой работы по теме «Венецианские карнавальные маски»………………….………..34
Заключение……………………………………………………….………39
Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 2.55 Мб (Скачать документ)

В то же время, для африканцев, маска всегда является олицетворением опыта предков и таит в себе жизненные силы, для защиты от злого, неведомого. Африканская маска и вековая культура многочисленных народов Африки неразделимы для понимания целостности истории этих самобытных племен.

Африканские маски существуют со времен палеолита и играют особую роль в  жизни народов Западной и Экваториальной Африки.

Все знаковые моменты жизни человека: смена времен года и уборка урожая, ритуалы и церемонии, похороны и  обряды, посвящение юношей и девушек - сопровождаются появлением масок. Считается, что во время танцев и церемоний  духи предков наделяют владельца  маски своей мистической силой. Маски изготавливаются из однородных материалов – дерева, кости, металлов – или их комбинации с добавлением кожи, волос, перьев, растительных волокон, зубов, бус и т.д. Чаще всего маска делается из одного куска дерева. Ее укрепляют на голове в различных положениях: на темени, на затылке, полностью закрывающей голову или закрывающей только лицо. Даже сегодня африканские маски играют значительную роль в жизни народов Африки и дают ключ к пониманию их тысячелетней истории. Африканское искусство маски - это искусство целого континента, включающее в себя различные региональные школы и охватывающее несколько исторических эпох. В основе его лежит феномен африканского человека, не отличающего себя от природы и признающего только непосредственные ощущения формы и цвета.

Африканская маска "Adwen Pa" является символом надежды. В переводе с "Акан" диалекта "Adwen Pa" означает "позитивный мыслитель" (рис.4).

                           

Африканская маска "Akoben" символизирует бдительность и воинскую защиту. Akoben - это звук горна, возвещающего войну. Используется в качестве боевого клича (рис.5).  

                        

Африканская маска "Ananse Ntontan" олицетворяет символ мудрости и творчества. Перевод "Ananse Ntontan" - "паутина". Маска напоминает о сложности жизни и ссылается на Ananse - знаменитого паука из африканских сказок (рис.6).

Африканская маска "Asafo King" (Король Асафо) дополняет праздничный наряд короля. Используется во время королевских церемоний. Эта западноафриканская маска служит предметом особой гордости африканской культуры (рис.7).

                      

Африканская маска "Eban" в переводе с языка "Акан" означает "забор". В Акан культуре все дома должны иметь ограждения, чтобы защитить семью от внешних врагов. Эта западноафриканская маска служит символом любви и безопасности (рис.8).

 

Африканская маска "Funtunfunefu" объясняет, что не может быть единства там, где есть разнообразие (рис.9).


Маски мифологических существ. С очень ранних времен известны маски, которые изображают непонятных, загадочных, несуществующих в реальности существ. Они сочетают в себе и черты людей, и животных, и другие сказочные элементы. Эти маски связаны с мифами древности и изображают мифологических существ, которым когда-то давно поклонялись наши предки (рис.10).

Наиболее яркими и таинственными  подобные маски выглядят у индейского племени «сэлиш», живущего в Северной Америке. Эти маски гораздо больше, чем лицо. Верх маски как бы срезан. Нижняя часть по форме напоминает трапецию. У маски в районе рта свисает ярко-красный, либо разрисованный, язык. Нос у маски отсутствует, но зачастую заменен выступающей птичьей головой (Ворона, Совы или др.). Глаза маски вырезаны отдельно и очень сильно выпячиваются над поверхностью маски.

Что означают эти образы культуры? Во мнении расходятся даже сами индейцы – одни считают, что они  были дарованы Богами и упали с  неба, другие – что маски получены от духов воды. Но чтобы они не скрывали за собой, маски мифологических существ окружены мистикой и символизируют  божественные черты изображаемых духов. Так, например, достоверно известно, что  выпуклые сильно глаза означают, что  их нельзя ослепить, и они видят  все.

Маски античного  театра (рис.11). Не случайно античный мир зачастую ассоциируется именно с театральным искусством. Античный театр зародился в Древней Греции. Театральное искусство эллинов перешло к Древнему Риму и оказало сильнейшее влияние на искусство театра многих стран Ближнего Востока, подвергшихся завоеваниям римлян.

В античном театре все актеры были мужчинами, даже женские роли исполнялись  ими. Актер древности умел петь, танцевать, отлично владел ораторским искусством. Выступления проходили на «орхестре» (так называлась сцена – круглая  площадка посредине театра). Актеры играли свои роли в масках, чтобы  все зрители, даже на дальних рядах, видели изменения эмоций. Маски менялись в течение спектакля. Кроме этого, маски были снабжены специальным  металлическим устройством, которое  значительно усиливало голос  актера.

Первыми представлениями  были трагедии. Позже искусство античного  театра все больше развивается и  совершенствуется, и появляются такие  жанры как пантомима (где актеры выражают чувства только жестами), флиаки (пародии на трагедии и комедии), ателланы (народные комедии) и другие.

Театр античности стал основной духовной культуры для всего человечества. Традиции античного вдохновения  и творчества до сих пор витают в мире классического театрального искусства.

Маска в Древней  Руси. Роль маски в Древнерусской культуре своеобразна и несколько отличается от других культурных наследий. Дело в том, что в отличие, например, от культуры Древнего Востока, где маска была непосредственно приближена к духовным высшим силам, маска противоречила традициям и устоям русской религии. Маска была олицетворением бесов.

Истоки такого отношения  лежат в язычестве Древней  Руси. До принятия Христианства, русский  народ поклонялся множеству Богов  и духов, добрых и злых. Например, одним из самых ярких божеств  древних русичей был Бог солнца Ярила (рис.12). В его честь проводились яркие шумные обряды, когда колдуны надевали маски, или «ряхи».

С пришествием православия, языческая культура стала изживать себя. Маска стала считаться греховной. В основном, маски были атрибутом  скоморохов, которые веселили народ  на гуляньях. Впоследствии, уже при  Петре I, маска начинает играть большую роль – устраиваются царские маскарады. Но все равно, роль маски лишь как веселящей детали сохраняется. Даже, когда в после петровскую эпоху в Россию пришло искусство традиционного европейского театра, в представлениях маски прижились только для изображения злых образов, чтобы подчеркнуть их отрицательные черты.

О китайских масках. Культура Китая неразрывно связана с масками. История китайских масок ведет свое начало с давних времен и насчитывает более трех с половиной тысяч лет, т.е. в Китае маска зародилась задолго до начала нашей эры, во времена правления династий Чжоу и Шан. Именно поэтому маска имеет в китайской культуре такое высокое значение. Китайские шаманы во время своих обрядов, заклинаний обязательно должны были надевать маску – только в маске шаман мог общаться божествами древности (рис.13).

Даже до наших дней донеслись  отголоски значимости культуры маски  в Китае. Многие современные ритуалы  немыслимы без маски (похоронный процесс, свадьбы и др.).

Маски в основном изготавливаются  из дерева и раскрашиваются самыми разнообразными узорами. Китайская  культура разделяет маски, в зависимости  от того, в какой ситуации она  используется.

Существуют праздничные  маски – понятно, что эти маски  китайцы надевают во время гуляний, свадьбы, просьб, обращенных к божествам  о благополучии. Малые народности в Китае часто используют маски  танцоров, которые должны произносить  молитвы для изгнания злых духов. Также для защиты от злых духов в домах китайцы развешивают маски, которые призваны защитить жилище. Есть маски, которые надевают во время обрядов, посвященных рождению ребенка. И, конечно же, в Китае присутствуют разнообразные театральные маски.

Японские маски. Как известно, именно по лицу люди могут узнать этническую принадлежность человека, а также его возраст, пол, а порой настроение и характер (рис.14). А вот японцы еще с давних времен могли по лицу определить намерения и даже судьбу человека.

У японцев лица в основном спокойные, а их выражения – безмятежные, причем независимо от внутренних эмоций – их лица часто похожи на маски, а за их нейтральностью иногда скрывается то, чужому человеку совершенно не надо видеть. Только в кругу семьи они  могут дать волю чувствам, эмоциям  и переживаниям. Может, именно это  и породило любовь к изготовлению масок. Любая маска имеет свою особенность, а вот японские маски  способны передать разные человеческие эмоции: начиная от радости и заканчивая злобой. Эти маски делятся на мужские и женские. Также в каждом типе есть маски молодых и старых, а еще – маски демонов и богов.

В Японии очень часто маски  используются для оформления интерьера. Причем это может сделать каждый – главное, знать кое-какие нюансы. В каждом интерьере есть место  – центр, относительно которого и  разворачиваются главные действия. Центр интерьера часто бывает какой-то объект. Когда появляется в  интерьере японская маска, то она  автоматически становится центром  интерьера. Вот поэтому и начинают все вещи вокруг этой маски восприниматься по-другому. Маска всегда влияет на человека. Например, две маски, которые  размещены «лоб в лоб», сразу наполнят помещение энергией агрессии и противостояния. Естественно, что человек, который находится между этими образами, будет пропускать эту энергию через себя. А вот маски, размещенные хаотично на стене вносят рассеянность в жизнь, они также привнесут некую аморфность. Лучше всего японские маски размещать в прихожей или в библиотеке. Причем, их можно вешать не только на стены, но и размещать на подставках, или в нишах, или оформлять в паспорту.

Не забывайте, что японские маски могут отпугивать людей  своим внешне агрессивным видом  и ритуальностью, которая заложена в самой их идее. Но на самом деле злых японских масок не бывает, все  они – позитивны, так как служат своеобразным оберегом. Да, согласно азиатским  поверьям, все устрашающие японские маски могут отпугивать злых духов, беду и различные напасти от жилища владельца. Поэтому, не стоит думать о них плохо.

Виды японских масок. Окина («старец») – эта маска является прародительнице ритуальной маски саругаку. Сейчас она предназначена для очень важной роли окина, то есть, небесного божества. Данную маску надевают во время особых случаях. Разновидности маски Окина: Кокусики-дзе, Хакусики-дзе, Эммэй-кадзя, Тити-но-дзе. Эти улыбчивые маски олицетворяют старого бога. У масок Хакусики-дз, Кокусики-дз, Тити-но-дзе есть шарнирные челюсти. Кстати, маска Тити-но-дзе появляется всегда только вместе с маской Эммэй-кадзя, так как это не только сын первого, но и наследник, который олицетворяет процветание как нынешнего, так и будущего поколений. Он также отождествляется с прочной связью своего рода.

Дзе-мэн – все эти маски символизируют пожилых людей. Эта категория включает в себя простого сельского жителя, рыбака и лесоруба.

Онна-мэн – данные маски только женские, они классифицируются либо по возрасту, либо по характеру. Например, маска Омионна – это исключительно молодые женщины, маска Сякуми – это женщина средних лет, а вот маска Фукай – пожилая женщина. Ко-омотэ – маска, которая изображает лицо юной пятнадцатилетней девушки, она является самой «молодой» среди всех остальных женских масок. Она символизирует невинность, крастоу, а также душевную чистоту.

Отоко-мэн – это мужские маски, который определяют социальный статус ее персонажа. Здесь встречаются воин, аристократ, монах, поэт, бедный симпатичный юноша.

 Кисин («демоны») – эти маски изображают сверхъестественных существ. Все они разделены на две категории. Первая – это «Тобидэ», боги-демоны, которые символизируют силы зла. Вторая – это «Бэсими», маски тэнгу, которые изображают сказочного героя, обладающего сверхъестественной силой. Она позволяет парить в воздухе, а также прыгать по скалам. Вообще термин тэнгу применяется для того, чтобы подчеркнуть отрицательные черты характера какого-то персонажа. Иногда этим показывают самоуверенность и надменность – из-за этого маска и имеет такую характерную экспрессию: у нее сведены брови, их концы подняты, у нее приподнятый вверх подбородок, выпученные глаза, сжатые губы, а также большой мясистый нос – эта маска всегда красного цвета.

 Онре («духи мертвых людей») – это мстительные печальные маски. К этой категории относится и маска Хання – она изображает разгневанную женщину, вот поэтому она чаще всего вызывает отвращение. А рога здесь специально для сравнения разгневанной женщины и дьявола. Главная особенность данной маски – большой рот, который свидетельствует о крайней истеричности, вот поэтому японские мужчины и опасаются женщин с большим ртом.

В целом маски применялись  в различных культурах в разные эпохи. И применение нашли в самых  различных сферах; так маски применяют  в военном деле, в медицине, в  спорте, косметологии, в строительстве, промышленности и в мн.др. Однако, заострять внимание на них не стоит, так как большой ценности и  особого интереса для изобразительного искусства не представляют.

1.2 История венецианских  карнавальных масок.

Истоки венецианского  карнавала лежат в древних римских Сатурналиях - ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.

Информация о работе Венецианские карнавальные маски