Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:00, курсовая работа
Цель работы: выполнить творческую работу в технике папье-маше «Венецианские карнавальные маски».
Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки следующих задач:
Изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования.
Собрать иллюстрационный материал.
Изучить технологию папье-маше.
Создание творческой работы.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава I. История масок………………………………………………….…6
Возникновение, развитие и разновидности масок……….....6
История венецианских карнавальных масок………………17
Глава II. Технология изготовления масок……………………………....28
2.1 История развития технологии папье-маше…………………..28
2.2 Описание процесса создания творческой работы по теме «Венецианские карнавальные маски»………………….………..34
Заключение……………………………………………………….………39
Список литературы………………………………………………………
Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.
Т. Готье.
Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия принадлежит католической церкви, которая утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным днём.
Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко под масками скрывались для совершения неблаговидных поступков. Это вынудило церковь запретить ношение масок вне карнавалов. А в 1608 году в Венеции был издан декрет, согласно которому мужчины за ношение масок в повседневной жизни приговаривались к двум годам тюремного заключения и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.
Во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным. Карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами.
Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь.
Венецианские маски делаются из кожи или папье-маше. Самые первые маски были довольно простыми по дизайну, часто имели как символическое, так и практическое значение. Современные маски раскрашивают от руки, с использованием грунта и сусального золота (рис.15). Их украшают птичьими перьями и драгоценными камнями.
Каждый год свыше полумиллиона туристов приезжают в Венецию на карнавальные мероприятия — в том числе и для участия в них. Карнавал открывается старейшим венецианским праздником — Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. На площади Святого Марка устраиваются представления в стиле комедии Дель-Арт а потом на зрителей обрушиваются тонны конфетти. Затем начинается карнавальное шествие. На городских площадях проводятся концерты, устраиваются фейерверки, в театрах ставятся спектакли на тему карнавала, в старинных дворцах города даются балы-маскарады. На улицы Венеции выходят горожане в костюмах всемирно известных персонажей итальянской комедии дель арте — Арлекино, Пьеро, Панталоне, а Коломбина становится эмблемой.
Организуются и
В 1990 году Венецианский карнавал получил собственный гимн, который написал известный кутюрье Пьер Карден. В последние годы в постановочных проектах Венецианского карнавала принимает участие российский художник Михаил Шемякин, по его эскизам создаются костюмы для элитной публики.
Главным действующим лицом, а точнее персонажем, Венецианского карнавала конечно же, является венецианская маска. Немногие знают, что давным-давно карнавальный костюм состоял лишь из белой маски, черной накидки и черной треуголки, а размалеванные лица и фигуры из комедии Дель-Арте появились значительно позже.
Одной из причин популяризации венецианских масок можно считать свирепствовавшую в 11 веке эпидемию чумы. Жители Венеции считали, что если лицо закрыто маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо. Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос вставляли ткань, пропитанную эфирными маслами, позволявшим владельцу маски избежать заражения, по крайней мере древние люди так считали. В этих масках часто ходили врачи, обследующих больных.
Привыкнув, в маске стали ходить на рынки, в гости, театры. Благодаря ей, стирались все иерархические социальные различия. Желание измениться и спрятать свое лицо под "личиной" (от фр. masque лат. - mascus) родилась из желания преобразить действительность. В венецианской маске воплощено игровое начало, которое помогает выйти из рамок реальной жизни. Эта виртуальная действительность удовлетворяет человеческую потребность в радости, в общении, в отдыхе. Италия "гуляла" и карнавальная стихия оправдывала любые превращения. Скрытое под венецианской маской лицо позволяет раскованно открывать свои чувства окружающим (рис.16).
Спрос на маски в Венеции способствовал созданию многих мастерских, занимающихся их изготовлением и продажей. К концу XV века профессия масочника была официально зарегистрирована и пользовалась большим почетом у горожан.
Формально, маски можно разделить на два вида. Одни маски пришли к нам из уличного венецианского театра комедии Дель-Арте(commedia dell’arte)— комедия масок — уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 в. Эта итальянская импровизация с ее острыми шутками и акробатическими этюдами — родилась в чреве карнавала, и достигла своего расцвета в Венеции. К маскам театра относятся — Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино, Бригелла, Дзанни. Второй вид масок — Баута, Венецианская дама, Джокер,Кот, Доктор Чума и Вольто, образовались в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды.
Маски комедии Дель-Арт. Персонажи итальянской Комедии Дель-Арт - Арлекин, Коломбина, Пьеро, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем и манерой одеваться, развлекали своими представлениями жителей городов. Они пользовались огромной популярностью и на несколько веков стали народными любимцами. Поэтому один раз в год, во время знаменитого венецианского карнавала, каждый желающий поучаствовать в завораживающей феерии обзаводился собственной маской одного из героев и, скрыв свое истинное лицо, погружался в море безудержного многодневного веселья.
Количество масок в комедии Дель-Арт очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок — Северного (Венецианского) и Южного (Неаполитанского). Венецианскую составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин. Неаполитанскую — Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья.
Существует мнение, что они стали продолжением карнавала. Другие источники, в частности последний великий Арлекин современности, посвятивший свою жизнь реставрации и популяризации театра комедии Дель Арте, Ферруччо, Солери, утверждают, что и маски, и сам театр имеют другие корни.
Венеция всегда была городом торговым. Торговые прилавки стояли вдоль набережных залива и по площадям. Публика, заинтересованная в покупках или просто лавирующая, проплывала вдоль торговых рядов, выбирая или разглядывая витрины. Местные бездельники не нашедшие работы молодые люди, частенько скапливались у какого-нибудь прилавка и начинали словесные баталии. Иногда между собой, иногда беззлобно задевая прохожих или просто рассказывая анекдоты. Среди таких групп нередко отыскивался лидер – молодой человек, язык которого был подвешен более ловко. Послушать такого остроумца находилось много желающих. Вокруг прилавка собиралась толпа. Торговля становилась бойче. Хитрые торговцы быстро поняли, какой выгодой могут обернуться подобные «рекламные акции», и стали специально зазывать к себе талантливых молодых людей, а чуть позже стали и нанимать их на постоянной основе, прося только говорить громче, смешнее и делать паузы, чтобы зеваки смогли обратить внимание на товары.
Наиболее привлекательны для покупателей, конечно же, были смешные репризы. Для увеличения комического эффекта, для того чтобы «черты лица» персонажа было лучше видно, а также для усиления его голоса, появилась первая маска – Дзанни (венецианский вариант произнесения популярного в Италии имени Джанни), нерадивого слуги- пройдохи, вечно попадавшего в какие-то нелепые истории (рис.17).
Наряд Дзанни состоял (да и
до сих пор состоит) из двугорбой
шапочки, полумаски с огромным длинным
носом (почти птичьим клювом) и
просторного «крестьянского»
Бригелла получил свое имя от итальянского слова Briga – неприятность. Его маска скрывала примерно две трети лица, была курноса и слегка смахивала на кошачью морду, а голову покрывал белый колпак, похожий на поварской.
Арлекин – самый популярный персонаж комедии Дель Арте – сначала был Дзанни-простаком, а потом переквалифицировался в Дзанни-пройдоху. Его костюм покрыт яркими заплатками, лицо скрывает черная мало-рельефная маска, а на голове плотно прилегающая шапочка-колпак, длинный конец которого закручивается под подбородком и заправляется под маску. Все это делается не только ради визуального эффекта. Все персонажи комедии Дель Арте отличаются только им свойственным способом передвижения по сцене. Арлекин – первый и единственный персонаж - акробат. Ни маска, ни колпак не должны слететь, пока их обладатель кувыркается и делает сальто перед зрителями.
Кроме персонажей - Дзанни в Венецианской комедии Дель Арте существовали персонажи-старики и персонажи - псевдо-интеллектуалы: Магнифико, он же Панталоне (так презрительно называли венецианцев), Дотторе (псевдо доктор-юрист, подчеркивающий свою полуобразованность постоянно прижатой к толстому животу книгой) и Капитан. Естественно, вся эта толпа уже не занималась привлечением покупателей к прилавкам торговцев, а перебралась сначала на площади, чтобы развлекать горожан во время праздников, а потом и в театры, специально построенные для них щедрыми или, наоборот, меркантильными и понимающими свою выгоду венецианцами.
Традиционные венецианские маски.
Сегодня, как и в стародавние времена, самые популярные маски карнавала – Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума, Коломбина и Вольто.
Венецианская маска «Баута»
Этимологический итальянский
словарь объясняет
Венецианская карнавальная баутта (рис.18) подчинена изумительно строгому рисунку и строгому сочетанию двух цветов - черного и белого. В этом видна прекрасная привычка к художественному закону и до сих пор управляющему городом черных гондол и черных платков zendaletto. Венецианская баутта состояла из белой атласной маски larva с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкого черного плаща с черной кружевной пелериной. К маске был прикреплен кусок черного шелка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок и придававший всему облику наряженного таинственный и немного жуткий оттенок. На голову надевалась треугольная черная шляпа, отделанная серебряным галуном. При баутте носили белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками. Эта маска была чрезвычайно популярна среди венецианцев, и они были готовы заплатить большую сумму, чтобы иметь самые лучшие кружева и ткани самого высокого качества.
Венецианская маска «Кот»
Маской Кота венецианский карнавал обязан старой забавной легенде (рис.19). В ней рассказывается, как некий бедный китаец приехал в Венецию со своим старым котом. Кошек в городе не водилось, зато мышей было в преизбытке. Голодное животное набросилось на добычу и в несколько дней освободило островную республику от грызунов. Дож настолько обрадовался, что одарил китайца несметными сокровищами и отправил домой с большим почетом. Чудо-животное осталось во дворце, на случай будущих нашествий.
Другой бедный китаец, увидев такое дело, решил, что если даже за кота наивные венецианцы готовы выложить столько денег, то за шелк и прочие «приличные товары» он получит от них сторицей. Китаец залез в долги, накупил товаров и отправился в край непуганых идиотов. Дож потерял дар речи при виде новых товаров из Китая, а когда обрел, пообещал отдать за них самую большую свою драгоценность. Ударили по рукам. Как вы понимаете, бедный кот закончил свои дни в Китае.
Венецианская маска «Вольто»
Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).