Венецианские карнавальные маски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание

Цель работы: выполнить творческую работу в технике папье-маше «Венецианские карнавальные маски».

Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки следующих задач:
Изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования.
Собрать иллюстрационный материал.
Изучить технологию папье-маше.
Создание творческой работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава I. История масок………………………………………………….…6
Возникновение, развитие и разновидности масок……….....6
История венецианских карнавальных масок………………17
Глава II. Технология изготовления масок……………………………....28
2.1 История развития технологии папье-маше…………………..28
2.2 Описание процесса создания творческой работы по теме «Венецианские карнавальные маски»………………….………..34
Заключение……………………………………………………….………39
Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 2.55 Мб (Скачать документ)

Венецианская  маска «Дама»

Венецианская Дама очень  элегантна и изысканна. Она изображает знатную венецианскую красавицу  эпохи возрождения. Очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Венецианская  маска «Доктор Чума»

Самая жуткая маска карнавала  – Доктор Чума. Она появилась не для развлечения. Эпидемии чумы не раз охватывали Венецию и, за счет большой плотности населения, уносили множество жизней. Единственные люди, хоть как-то боровшиеся с болезнью, – доктора для личной безопасности надевали на лицо длинноносые маски. Считалось, что эти «клювы» с помещенными в них ароматическими веществами могут защитить их от заразы. С той же целью поверх обычной одежды врачи носили темные длинные плащи из льняной или вощеной материи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному руками.

Поспорить красотой с  Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно  обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов. Коломби́на (итал. Colombina) — традиционный персонаж итальянской народной комедии масок — служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д (рис.23). Большую популярность получила во французском театре.

  • Происхождение: крестьянская девушка, в городе чувствующая себя неуверенно и непривычно.
  • Занятие: служанка, как правило при Панталоне или Докторе, девушка—дзанни.
  • Костюм: обычно одета в красивое пышное платье; в более позднем театре (с XVIII в.) часто появляется в платье из заплат, похожем на костюм Арлекина.
  • Поведение: первоначально это деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина; подчёркивается её честность и порядочность, а также всегда хорошее настроение. Во французском театре маска приобрела характер типичной французской субретки.

 

Глава II. Технология изготовления масок.

2.1 История развития  технологии папье-маше.

Папье-маше (франц. papier mâché, буквально - жёваная бумага) - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше  изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки,  вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением. А также из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, маски, подносы, архитектурную  лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же  разнообразные изделия  мебели, включая кровати и гардеробы.

С точки зрения сегодняшней  классификации, папье-маше это конструкционный  композитный материал и его можно  рассматривать, например,  как  одного из предшественников  древесноволокнистых плит. Подобно  ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея. Папье-маше изобрели в начале 16 века  во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным  китайским и японским  лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком  к развитию производства в Европе  изделий из папье-маше.

Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную  лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же  разнообразные изделия  мебели, включая кровати и гардеробы.

Папье-маше в России  стало популярно, вероятно, еще в  эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел. Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры)  возникло  только в 19 веке (Федоскино, Палех, Мстера и Холуй).

К этому же времени относится    расцвет производства изделий из папье-маше в самых разных странах. Например,  во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода  
Jennings и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке. Слева показан стул  викторианской эпохи, изготовленный  из папье-маше, а внизу фрагменты его росписи и перламутровой  интарсии (рис.24,24а,24б,24в).

Рис.24а  Элементы росписи

  

Рис.24б  Элементы росписи

 

Рис.24в  Элементы росписи


Существует три метода изготовления изделий из папье-маше.

Первый  метод - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

Второй метод – изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

Папье-маше из бумажной массы. Материалы: салфетки; туалетная бумага; кассеты из под яиц (или старые газеты); клей ПВА или клейстер, который варится из крахмала (1 ч. л. крахмала на 1 стакан холодной воды).

Инструменты: пластиковый лоток, миксер, марля.

Порядок работы:

  1. Порвите бумажные салфетки на небольшие кусочки и, как следует, сомните (салфетки удобней и быстрее рвать по волокнам, также как и бумагу). Сложите бумагу в лоток, залейте водой и оставьте на некоторое время.

2. После того как бумага размокнет,  слейте лишнюю воду. Хорошо перемешайте  бумажную массу миксером.

3. Смешайте получившуюся «кашицу»  с клеем ПВА в пропорции  2 части бумажной массы на 1 часть  клея. Вымесите массу как тесто,  продолжая измельчать отдельные  комочки бумаги до однородной  массы.

4. Заверните бумажное «тесто»  в марлю и немного отожмите. Также можно отжать просто  руками. По пластичности масса  должна напоминать глину. Для  проверки пластичности можно  использовать технологию кольца. Скатайте в ладонях колбаску  и обверните вокруг пальца, проверти  наличие разрывов и трещин  в образовавшемся кольце. Если  кольцо осталось цельным, масса  готова для лепки.

Третий метод - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.

Склеивание плотного картона под прессом. Материалы: плотный картон (или гофрированный картон), клей ПВА, скрепки, скобы с маркировкой для конкретного степлера

Инструменты: ножницы, пробойники, резак  для бумаги, лезвие, степлер.

Порядок работы:

1. Вырежи из картона достаточное  количество нужных форм. Количество  зависит от нужной плотности,  толщины и жесткости изготовляемого изделия.  Обычно в этой технике достаточно 8 – 10 слоев картона. 
2. После того как картон вырезан, он склеивается поочередно друг с другом. Вся поверхность детали равномерно покрывается тонким слоем клея и под давлением прижимается друг к другу. Для плотного и ровного склеивания картонных пластин рекомендую использовать канцелярские скрепки и степлер. Для создания нужного давления используйте груз. В особых случаях, когда мы хотим придать изделию вогнутую форму, придется в виде пресса использовать гири, банки с водой, веревку. 
3. Дайте изделию хорошо высохнуть, если нужно проделайте дополнительные отверстия с помощью пробойников.

4. Прогрунтуйте и прошкурите поверхность, после чего можно приступить к декорированию изделия. Очень часто одной технологией изготовления папье-маше дело не ограничивается. В одном изделие встречается несколько технологий, один из которых является основным, а другой вспомогательным. Например, для декорирования меча, по готовой поверхности рукоятки, наносится объемный декор с помощью бумажной массы, а при изготовлении маскарадной маски с помощью бумажной массы мы используем традиционный способ оклеивания формы кусочками рваной бумаги для придания изделию повышенной прочности.

Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.

Модели для формования изделий  выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и  повышения плотности изделий  можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при  изготовлении твердых ДВП.

Привлекательность папье-маше для  современного обывателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.

Технология изготовления папье-маше из бумаги. Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. В 80 года в любом детском саду, школе дети знакомились с техникой папье-маше, и с любовью вспоминают эти уроки. Техника папье -маше с одной стороны насчитывает историю четырех веков а с другой стороны стремительно развивается и занимает все большее пространство в современном искусстве, благодаря новым материалом декорирования (акрил, кожа, стеклярус и т.д.).

Формы для папье-маше. В качестве форм для папье-маше рекомендуется использовать различные поверхности, например воздушные шары, с помощью которых можно делать карнавальные маски. Стеклянные банки подойдут для изготовления емкостей под любые мелочи. Жестяные банки и коробки пригодятся в процессе выполнения шкатулок для пуговиц, канцелярских принадлежностей, бижутерии и пр. Банки из-под консервов также могут стать формой для любых емкостей или цветочных горшков. Чтобы создать оригинальную основу, можно воспользоваться пластилином, вылепив нужную для изделия фигуру, например, замок, дом, модель автомобиля, сердечко и др.

Обработка изделий из папье-маше. Когда папье-маше снимут с формы, его поверхность может быть недостаточно ровной и гладкой. Чтобы этого избежать, ее необходимо загрунтовать любой строительной шпатлевкой на водной основе. Грунт наносят на поверхность и тщательно размазывают, заделывая все неровности и трещины. Дают грунтовке высохнуть, после чего обрабатывают изделие мелкой наждачной бумагой.

Способы декорирования  изделий из папье-маше. Чтобы изделие из папье-маше стало красивым и оригинальным его нужно декорировать. Для этого подойдет техника декупаж, которая позволит создать изящные вещи для домашнего интерьера.

Декупаж – (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

Для декупажа можно использовать трехслойные бумажные салфетки с красивым рисунком или вырезать любую понравившуюся картинку из глянцевого журнала. Бумажный элемент для декупажа можно выполнить и самостоятельно, нарисовав любой узор или орнамент. Далее его прикрепляют к поверхности изделия клеем ПВА, яичным белком, клеящим карандашом или специальным клеем для декупажа. Затем обязательно покрывают несколькими слоями лака, давая каждому из них хорошо просохнуть.

Покрывать папье-маше красками также  уместно, но желательно использовать акриловые  или масляные каски, которые не стираются  от прикосновений к предмету. Гуашь  и акварель непременно следует покрыть  лаком. При росписи гуашью лучше  всего добавить в краску немного  клея ПВА, тогда она будет хорошо ложиться на поверхность.

Готовое изделие из папье-маше можно  украшать объемными фигурками, создавая композицию или орнамент. Для их изготовления используют соленое тесто  или затвердевающую массу для  лепки. Соленое тесто является простым  и дешевым способом декорирования  поверхности папье-маше. Для приготовления  теста необходимо смешать 1 часть  муки с 1 частью мелкой соли, добавить немного  кипяченой воды и замесить эту  смесь. Влить 1 ч. л. растительного масла, чтобы масса стала более эластичной. Фигурки из соленого теста можно просто вылепить или вырезать острым ножом из тонкого раскатанного пласта. Особенно удачно и красиво смотрятся орнаменты, составленные из фигурок, которые выполнены из тонких жгутиков.

Поверхность папье-маше будет выглядеть  очень красиво, если украсить ее бисером, приклеенным на клей ПВА и покрытым лаком для прочности.

Бумажная аппликация является одним из способов декорирования поверхности изделий из папье-маше. Из цветной бумаги можно выполнить аппликацию в стиле квилинг, например, на шкатулке или рамке для фотографий. Тонкие полоски бумаги скручивают в тугие спирали, придавая им разнообразные формы. Затем заготовки из полосок наклеивают на поверхность, создавая причудливые узоры или орнаменты, изящные цветы или красочных бабочек. Самый простой способ бумажной аппликации – это приклеивание различных фигур (цветов, кружков, полосок) на предмет из папье-маше. Например, обычный стакан может легко превратиться в оригинальную подставку для карандашей и ручек, если на нем будет выполнена простая аппликация из кружков и квадратов.

 

2.2 Описание процесса создания творческой работы по теме «Венецианские карнавальные маски»

Изучив многочисленное количество масок, а также все методы изготовления изделий в технике папье-маше мы решили создать серию венецианских карнавальных масок. Выбрав определенных персонажей, мы попытались передать их скрытые характеры через пластику формы, цветовую гамму и материал, в котором каждый из них должен быть был исполнен.

Информация о работе Венецианские карнавальные маски