Проект плана организационно-хозяйственного устройства СПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание

Планирование являются важнейшей стороной государственного регулирования социально-экономического развития. В любом обществе активной творческой жизнедеятельности людей присуще планирование. В настоящее время программное планирование и прогнозирование агропромышленного производства представляет собой совокупность процессов определения основных показателей производства в отраслевом и территориальном разрезе, развития социальной инфраструктуры и формирования системы экономического регулирования. В новых экономических условиях программное планирование будет иметь силу в тех случаях, когда через определенные инструменты достигается реальное положительное воздействие государства на функционирование АПК.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1. Теоретические основы планирования...................................................................5
1. 1 Стратегическое планирование..................................................................5
1.2 План организационно-хозяйственного устройства...............................12
2. Проект плана организационно-хозяйственного устройства.............................17
2.1 Краткая характеристика предприятия.....................................................17
2.2 Производственная программа развития..................................................22
2.2.1 Производственная программа развития животноводства…..…..22
2.2.2 Производственная программа развития растениеводства............29
2.2.3 Планирование потребности в рабочей силе...................................35
2.3 Планирование финансовой деятельности...............................................39
2.4 Программа социального развития коллектива.......................................41
Выводы и предложения............................................................................................42
Список использованных источников.......................................................................44

Работа состоит из  1 файл

проект по планированию.doc

— 907.50 Кб (Скачать документ)

     Взаимообмен достоверной информацией при  разработке стратегических планов предприятий  и регионов должен быть более детализированным, поскольку необходимо учитывать  особенности их взаимоотношений, заключающиеся  в специфике функционирования производственной и социальной инфраструктуры, насыщении регионального рынка продовольственными и промышленными товарами для населения, а также использовании региональных ресурсов с учетом требований экологии, предприятия самостоятельно не в состоянии удовлетворить весь спектр материальных и культурных потребностей своих работников и членов их семей, поэтому регион должен брать на себя решение многих социальных проблем. Кроме того, он должен быть заинтересован в эффективной деятельности предприятий, поскольку от этого зависят получаемые регионам платежи и насыщение потребительского рынка товарами. [1, с. 82].

     Функции стратегического планирования на предприятии:

  • определение стратегии, миссии, целей и задач развития предприятия;
  • создание стратегических хозяйственных подразделений;
  • обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований;
  • выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;
  • разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
  • выбор тактики, планирование способов и средств достижения поставленных задач;
  • контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

     Персональную  ответственность за разработку стратегического  плана несет руководитель предприятия в лице генерального директора, председателя производственного кооператива и т. д. В его функции входят выработка и согласование основных целей и плановых показателей с правлением предприятия, подбор персонала, обеспечение соответствия текущей деятельности стратегическим ориентирам, принятие окончательных решений по любым вопросам. Важно, чтобы руководитель обладал высокой квалификацией в вопросах планирования, а методология стратегического планирования должна стать философией управления предприятием.

     В западных фирмах разработкой стратегических планов занимаются особые подразделения – отделы стратегического планирования, которые, как правило, выступают в качестве структурной единицы плановой службы предприятия. Функции отдела стратегического планирования такие:

     - формирование стратегического мышления на предприятии;

     - сбор и обработка стратегической информации, позволяющей высшему руководству осуществлять процесс целеполагания;

     - организация работы по выработке общей стратегии предприятия;

     - координация работы подразделений предприятия по обоснованию функциональных стратегий и крупных программ, а также стыковка тактического и стратегического планирования;

     - организация контроля выполнения стратегического плана.

    Численность отдела стратегического планирования обычно зависит от размера фирмы.

    На  отечественных предприятиях целесообразно  создавать группу по стратегическому  планированию в рамках планово-экономической  службы       [2, с. 58].

    Функции стратегического планирования выполняются  по следующим этапам:

     - анализ внешней и внутренней среды предприятия – оценка сложившихся тенденций в экономике, внешних факторов, собственного экономического потенциала;

            - прогнозирование состояния внешней среды и в связи с этим возможностей расширенного воспроизводства;

            - разработка альтернативных стратегий и выбор базовой и функциональных стратегий;

            - разработка стратегических целевых программ и проектов, системы стратегических планов;

            - обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов;

            - реализация стратегических программ, проектов и планов;

            - контроль над ходом и результатами стратегического планирования, корректировка стратегического плана. [1, с. 83].

     Для анализа внешней и внутренней среды необходима база стратегических данных, чтобы оценить сильные и слабые стороны развития предприятия, конкурентов, возможностей, рисков и т. д., которые после аналитической обработки и подготовки для использования в стратегическом планировании принимают вид стратегической информации. Применительно к современным отечественным предприятиям к стратегической информации можно отнести сведения о том, когда наступит переход экономики из фазы экономического кризиса в фазу оживления; о возможных изменениях в отраслях, производящих средства производства для АПК и потребляющих продукцию предприятий отрасли, а также других потенциальных потребителях; о настоящих и потенциальных конкурентах; об изменениях в государственном регулировании экономики; о вероятных технических прорывах на более высокий уровень и т. д. Учет и анализ стратегической информации и экономического потенциала предприятия – необходимые предпосылки выявления стратегических проблем и выбора базовой и функциональных стратегий.

     Среду функционирования предприятия определяют как совокупность трех сред – внутренней, рабочей, общей. Основные элементы внутренней среды – производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах предприятия, его экономическом потенциале.

     Рабочая среда и общая среда составляют внешнюю среду предприятия. Рабочая  среда включает тех участников рынка, с которыми у предприятия складываются прямые отношения, это микросреда предприятия. В нее входят поставщики экономических ресурсов и потребители его продукции, а также посредники – финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (налоговые, страховые и т. д.). Кроме того, к рабочей среде относят конкурирующие предприятия, средства массовой информации, общества потребителей и т. д., которые оказывают определенное влияние на формирование имиджа предприятия.

     Под общей средой понимают ареал косвенных  контактов. Выделяют четыре основных фактора  общей среды предприятия –  экономические, технологические, политические, социальные. Ее также называют макросредой функционирования предприятия. [1, с. 84].

     После ознакомления с микро- и макросредой  определяют пределы их анализа, или  так называемые критические точки. Совокупность этих точек зависит от размеров предприятия, характера предпринимательской деятельности, выбранных целей, географических, исторических и других особенностей.

     Заключительный  этап анализа внутренней и внешней  среды – оценка информации о ней  с целью выявления отрицательных и положительных воздействий на будущую деятельность предприятия. [1, с. 84]. 

1.2 План организационно-хозяйственного  устройства.

     План  организационно-хозяйственного устройства (оргхозплан) сельскохозяйственного  предприятия представляет собой проект рационального его построения, в котором все отрасли и элементы производства находятся в научно обоснованных пропорциях, обеспечивающих расширенное воспроизводство и высокорентабельное ведение хозяйства.

     Оргхозплан  разрабатывается для вновь создаваемого или существующего предприятия любой организационно-правовой формы на период освоения проектной мощности, то есть на год освоения объема производства при намеченном уровне интенсификации, специализации предприятия и его внутрихозяйственных подразделений. В хозяйствах, специализирующихся на производстве растениеводческой продукции, период действия оргхозплана определяется временем освоения севооборотов, мелиорируемых земель, получения запроектированной урожайности, перевода отрасли на индустриальную основу и т. д.; в животноводстве – временем достижения запланированной структуры и качества стада, размером поголовья и его продуктивностью при полной обеспеченности кормами, переводе отрасли на индустриальную основу и т.д. [3, с. 206]

      План  организационно-хозяйственного устройства состоит из двух основных частей:

     - перспектив развития рациональной системы ведения производства по комплексу отраслей в условиях рынка;

     - перспектив социального развития коллектива.

     В первой части содержатся следующие главные разделы: юридический статус предприятия; природные и организационно-экономические условия производства; специализация, концентрация и размеры предприятия, внутрихозяйственных подразделений и отраслей; система ведения растениеводства, животноводства, вспомогательных производств, подсобных предприятий и промыслов; капитальные вложения, основные средства; механизация, электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства; рабочая сила, ее воспроизводство, население, трудовые ресурсы; результативные показатели.

    Во  второй части объектом социального планирования является коллектив предприятия, а предметом – социальная сфера его жизнедеятельности. [3, с. 207]

    План социального развития коллектива предприятия представляет собой научно обоснованную комплексную программу преобразований, направленных на совершенствование социальной структуры коллектива, духовных и физических качеств работников, рост их материального благосостояния. Основной его целью является обеспечение требуемого уровня социального развития коллектива. Можно выделить пять основных разделов этого плана:

      1. совершенствование социальной структуры коллектива;

      2. совершенствование социально-экономических условий и стимулирования труда;

     3. развитие инфраструктуры;

     4. развитие личного подсобного хозяйства;

     5. повышение социальной активности работников.

    В разделе по совершенствованию социальной структуры коллектива выделяют два  подраздела: определение потребности предприятия в работниках и обеспеченность ими; подготовка и повышение квалификации кадров. 

     В разделе по улучшению социально-экономических условий и стимулированию труда – два подраздела: моральное и материальное стимулирование; улучшение условий труда.

    При этом предусматривается решение  следующих вопросов: рост оплаты и совершенствование материального стимулирования труда; совершенствование техники безопасности, механизации производства, режимов труда и отдыха; улучшение санитарно-гигиенических условий труда и снижение его тяжести.

    В раздел по развитию социальной инфраструктуры села включают два подраздела: улучшение расселения сельчан и их жилищных условий; социально-бытовые условия. Планируют размещение населенных пунктов и населения по территории предприятия, дорожно-транспортную связь, благоустройство населенных пунктов, жилищные условия. Намечают пути развития учреждений просвещения и культуры, торговли и общественного питания, здравоохранения, образования, баз спорта и отдыха.

     Руководствуясь  перспективной потребностью в жилье  и материально-техническими возможностями  предприятия, планируют строительство жилья на перспективу и благоустройство существующего жилищного фонда. Планировку и благоустройство населенных пунктов осуществляют на основе генеральных планов застройки поселков. [3, с. 208]

     План  организационно-хозяйственного устройства сельскохозяйственные предприятия разрабатывают сами хозяйства. Перед его составлением в хозяйстве с участием специалистов сельскохозяйственных органов и научно-исследовательских учреждений разрабатывают проектное задание. В нем учитывают специализацию хозяйства, ориентировочные показатели развития главной отрасли, размещение населенных пунктов, строительство дорог, межхозяйственные производственные связи и т.д.

     Наряду  с проектным заданием для составления плана необходимо иметь и другие исходные материалы: анализ динамики экономики предприятия и прогноз возможного уровня перспективного развития, уточненные и утвержденные нормы и нормативы, прогнозное значение основных технико-экономических показателей плана (урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных), сведения о системах машин, прогрессивных технологиях и т. д.

     Показатели  по обоснованию рациональных производственной, организационной и социальной структур на год освоения оргхозплана заносят в план и разъясняют в пояснительной записке, прилагаемой к бланку плана.

     Содержание  пояснительной записки примерно следующее: задание на разработку оргхозплана; общие сведения о предприятии, экономические и природные условия, перспективная специализация, кооперация и интеграция производства; размещение и размеры отделений, бригад, звеньев, хозяйственных центров, населенных пунктов и дорог; информация по системам ведения растениеводства, животноводства.

    Сведения  по системе ведения растениеводства включают: внутрихозяйственную экономическую оценку земли, севооборотов и сельскохозяйственных культур; системы удобрений и защиты растений; обоснование уровня урожайности по производственным подразделениям; определение перспективной системы машин, потребности в тракторах, сельхозмашинах и автомобилях; исчисление себестоимости продукции.

Информация о работе Проект плана организационно-хозяйственного устройства СПК