Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:09, дипломная работа
Институт банкротства является неотъемлемой частью, рыночного хозяйства, и представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Данный институт служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
Таблица 8
Прогноз вероятности банкротства ООО «Полесье» по пятифакторной
модели Э. Альтмана
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Отношение собственного оборотного капитала к величине оборотных активов предприятия, т.е. Л7 - х1 | 0,91 |
0,84 |
0,84 |
Экономическая рентабельность -х2 | -7,3 |
-6,1 |
5,43 |
Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов к величине активов предприятия –х3 | -0,073 |
-0,061 |
0,054 |
Отношение величины собственного капитала к величине заемного капитала предприятия -х4 | 11,1 |
11,1 |
12,5 |
Отношение выручки от продажи к величине активов предприятия, т.е. ресурсоотдача -х5 | -0,08 |
-0,03 |
0,05 |
В практике финансово-хозяйственной деятельности широко используется для анализа банкротств пятифакторная модель Альтмана, которая точнее определяет, грозит предприятию банкротство или нет. Она имеет вид:
Z2 = -0,012х1 + 0,014х2 + 0,033х3 + 0,006х4 + 0,999х5 ,
Где Х1= чистые оборотные средства/ объем активов;
Чистые
оборотные средства – разность между
текущими активами и текущими обязательствами.
Проведем расчет перечисленных показателей для ООО «Полесье»
ZF = 0,717х1 + 0,847х2 + 3,107х3 + 0,42х4 + 0,995х5;
ZF08 = 0,65 + (- 6,2) + (-0,23) + 4,7 + (-0,08) =-1,16;
ZF09 = 0,6 + (-5,2) + (-0,2) + 4,7 + (-0,03) = -0,13;
ZF10 = 0,6 + 4,6 + 0,16 + 5,25 + 0,05 = 10,7.
В зависимости от значения Z(2) дается оценка вероятности банкротства
предприятия по определенной шкале, представленной в таблице 8.
Таблица
9
Структура финансовых результатов ООО «Полесье»
за период 2008-2010 год
Показатели | 2008
год |
2009
год |
2010
год |
Отклонение
(+;-) | |
2009г.-
2008г. |
2010г.-
2009г. | ||||
Товарооборот | 4681 | 10251 | 10700 | 5570 | 449 |
Себестоимость проданных товаров | (4987) |
(11298) |
(10280) |
-6311 |
1018 |
Валовой доход | -280 | -986 | 553 | -706 | 1539 |
Издержки обращения | - | - | - | - | - |
Прибыль (убыток)от продаж | 4707 |
10312 |
10833 |
5605 |
521 |
Прочие доходы | 336 | 496 | 184 | 160 | -312 |
Прочие расходы | 522 | 370 | 116 | -152 | -254 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | -466 |
-860 |
621 |
-1326 |
-705 |
Налог на прибыль | - | - | - | - | - |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | -664 |
-860 |
621 |
-196 |
1481 |
В
данном случае значение Z(2), характеризующее
вероятность наступления банкротства:
Z(2) ≤ 1,8 Очень высокая
1,8 < Z(2) ≤ 2,7 Высокая
2,7 < Z(2) < 2,9 Возможная
Z(2) ≥
2,9 Очень низкая
для ООО «Полесье» к 2010 году характеризуется как очень низкой.
Таким образом, в рассматриваемый период (2008-2010 гг.) многие значения финансовых коэффициентов соответствуют нормативному уровню. Следовательно, и рейтинговое число за все анализируемые периоды достигло нормативного значения.
Таким
образом, финансовое состояние ООО «Полесье»
можно охарактеризовать как удовлетворительное.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАНКРОТСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Мероприятия по финансовому оздоровлению
хозяйствующего
субъекта
В контексте происходящих преобразований Правительства РФ, Министерства финансов и других ведомств становится очевидным, что проблематика внесудебного государственного регулирования процессов финансового оздоровления предприятий остается неохваченной. А между тем доля убыточных предприятий в стране не уменьшается и политика предотвращения, недопущения банкротств, приоритетности превентивных мер, поддержки и оздоровления востребованных на рынке промышленных предприятий приобретает сегодня особое, первостепенное значение. Решающую роль в этом направлении могут и должны сыграть субъекты Федерации, как никто другой знающие глубину, сущность и специфику проблем предприятий, расположенных на их территориях.
С введением в действие закона РФ №127-ФЗ от 26.10.02 г. «О несостоятельности (банкротстве)», на фоне совершенствования судебных процедур банкротства, законодателями оказались упразднены внесудебные механизмы государственного регулирования процессов финансового оздоровления и профилактики банкротств. В рамках работы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО РФ) комплекс превентивных мер объединял в себе практически все проблемные блоки предприятий, независимо от их формы собственности, отраслевой принадлежности, уровня финансовой устойчивости и иных характеристик.
В результате сегодня на законодательном уровне полностью утрачен комплекс превентивных мер при работе с кризисными предприятиями, наработанный за период с 1994 по 2002 г. ФСФО РФ и включавший в себя:
Благодаря функционированию указанного выше спектра внесудебных процедур, в специальном ежеквартальном мониторинге находились также предприятия ВПК, спиртовой и ликероводочной промышленности, гостиничного бизнеса, и прочие.
Внесудебные механизмы работы с кризисными предприятиями, охватывая подавляющую их часть, позволяли своевременно выявлять кризисные объекты и применять к ним более щадящие механизмы, давали реально ощутимый фискальный эффект, усиливая платежно-расчетную дисциплину предприятий-должников и пополняя бюджеты всех уровней, способствовали реструктуризации бизнеса предприятий (избавлению от излишних и непрофильных активов, частичному перепрофилированию) и поиску эффективных собственников, сохранению производств и, как следствие, обеспечению занятости населения и сохранению налогоплательщиков.
Действенность работы с кризисными предприятиями, безусловно, обеспечивалась регулярностью взаимодействия ФСФО РФ как профильного ведомства с органами государственной исполнительной власти – МНС, МАП, ФСНП, ССП МЮ, УБЭП МВД, прокуратурой, ПФ, ФСС, ФОМС, ГФСЗ населения, РФФИ, администрациями субъектов Федерации в лице промышленно-экономических, имущественных, финансовых и иных комитетов. Сегодня фактическое состояние реального сектора экономики подтверждает преждевременность ослабления государственных регуляторов и отмены указанных инструментов оздоровления. В частности, по данным Госкомстата России, доля убыточных предприятий продолжает превышать 40 % в их общем количестве. Администрации субъектов Федерации стали отмечать недопоступление средств от предприятий в фискальную систему.
Таким образом, эффективность ранее действовавших внесудебных методов работы с кризисными предприятиями на базе ФСФО РФ обуславливает сегодня целесообразность компенсации их отсутствия на федеральном уровне созданием в рамках законодательства субъектов Федерации комплексных систем финансового оздоровления проблемных предприятий в целях скорейшей реабилитации и развития промышленного сектора экономики.
Важным обстоятельством является то, что это не приведет к дублированию функций действующих профильных федеральных ведомств, а явится дополнением и расширением антикризисного регулирования.
Таким образом, под финансовым оздоровлением проблемных предприятий понимается трансформация предприятий и изменение принципов их действия, направленные на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, посредством применения мер государственной поддержки, разработки и реализации планов финансового оздоровления, механизмов привлечения к кризисным предприятиям инвестиционных ресурсов, антикризисных компаний и инфраструктуры сопровождения реабилитационных процедур (страховые, лизинговые, субконтрактинговые, иные компании).
Основной
целью создания и приведения в действие
системы финансового оздоровления является
необходимость приведения производственно-
Система оздоровления проблемных предприятий должна решать следующие задачи: