Дифференциация, интеграция и математизация в развитии науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:23, контрольная работа

Описание

Многие историки полагают, что наука зародилась примерно в V в. до н.э. в Древней Греции. Именно в это время возникают первые программы исследования природы и создаются первые фундаментальные принципы познания природы. Во времена Аристотеля перечень существующих тогда наук едва ли достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.) Делавшие свои первые шаги научное знание было поневоле синкретичным, т.е. слитным, неразделённым. В настоящее время насчитывается около 15 тысяч различных научных дисциплин. И с каждым годом их число растет.

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………..3
2 Дифференциация в развитии науки………………………………....3
2.1 Начало процесса деления наук……………………………………3
2.2 Отрицательные стороны процесса
дифференциации наук………………………………..…………….5
3 Интеграция в развитии науки………………………………………..6
3.1 Появление новой тенденции в развитии науки………………...6
3.2 Проявление интегративных процессов……………………….…8
4 Математизация в развитии науки………………………………..…9
4.1 Влияние математики на развитие естествознания.....10
4.2 Причины увеличения темпов математизации……….....11
4.3 «Выгоды» от использования математики……………....12
4.4 Математическая гипотеза……………………………..…..13
4.5 Роль математики в развитии……………………………...13
5 Заключение………………………………………………………………14
6 Список использованной литературы…………………………..….15

Работа состоит из  1 файл

7 вариант Концепции сов.естеств..doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

Брянский филиал Финуниверситета

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине : «Концепции современного  естествознания»

 

Тема: Дифференциация, интеграция и математизация в развитии науки»

вариант № 7

 

 

 

 

                                                          Выполнила: Джумаева Махфират

                                                                 Факультет: ФиК,бакалавр экономики                                                                                       

                                                             Курс____2____ группа № __2_____                                                                Личное дело:   № 11флд10478                                                           Преподаватель : Глебов Валерий Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

Брянск -2013

 

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………..3

  1. Дифференциация в развитии науки………………………………....3

    1. Начало процесса деления наук……………………………………3

    1. Отрицательные стороны процесса

       дифференциации наук………………………………..…………….5

  1. Интеграция в развитии науки………………………………………..6

    1. Появление новой тенденции в развитии науки………………...6

    1. Проявление интегративных процессов……………………….…8

  1. Математизация в развитии науки………………………………..…9

    1. Влияние математики на развитие естествознания.....10

    1. Причины увеличения темпов математизации……….....11

    1. «Выгоды» от использования математики……………....12

    1. Математическая гипотеза……………………………..…..13

    1. Роль математики в развитии……………………………...13

  1. Заключение………………………………………………………………14

  1. Список использованной литературы…………………………..….15

 

 

1. Введение

Многие историки полагают, что наука зародилась примерно в V в. до н.э. в Древней Греции. Именно в это время возникают первые программы исследования природы и создаются первые фундаментальные принципы познания природы. Во времена Аристотеля перечень существующих тогда наук едва ли достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.)   Делавшие свои первые шаги научное знание было поневоле синкретичным, т.е. слитным, неразделённым. В настоящее время насчитывается около 15 тысяч различных научных дисциплин. И с каждым годом их число растет.

Одной из самых важных закономерностей развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания, которое до сих пор сопровождает развитие науки.

Целью данной работы является рассмотрение таких процессов, как дифференциация, интеграция и математизация (которая занимает неотъемлемую часть в развитии науки).

 

2. Дифференциация в развитии науки

Дифференциация науки (от лат. differentia — разность, различие)– выделение внутри какой-либо науки более узких, частных областей исследования и превращение их в самостоятельные науки.

Современную науку недаром  называют «большой наукой». Её системная  сложность и разветвлённость  поражают - Но это – сегодня. В  прошлом картина была существенно  другой.

2.1 Начало процесса деления наук

Известно, что в античной Греции не было строгого разграничения между конкретными областями исследования и не существовало отдельных научных дисциплин за исключением математики и частично астрономии. Все известные знания и приемы изучения явлений входили в состав философии как нерасчлененной области знания. Впервые отдельные научные дисциплины возникают в эпоху Возрождения, когда появляется экспериментальное естествознание, которое начало изучение природы с установления законов простейшей, механической формы движения.

 В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных "ствола" - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения. Позднее      постепенно формируются физика, биология и др. фундаментальные науки о природе. По мере дальнейшего научного прогресса происходит ускоренный процесс появления все новых и новых научных дисциплин и их ответвлений.

Стремление свести всю сложность единого, целостного мира природы к нескольким «простым элементам» настроило исследователей на подробнейшую детализацию изучаемой реальности. Изобретение таких приборов, как телескоп и микроскоп, гигантски расширило познавательные возможности и количество доступных изучению объектов природы. Поэтому рост научного знания сопровождался его непрерывной дифференциацией. В физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр. Интенсивно делилась и химия: сначала на органическую и неорганическую, затем - на физическую, а потом возникла химия углеводородов.

Необходимость и преимущества такой  объектной специализации наук самоочевидны. Процесс этот продолжается и по сей  день, правда, уже не таким стремительными темпами, как в XIX в. Только недавно оформившаяся в качестве самостоятельной науки генетика уже предстаёт в различных видах: эволюционная, молекулярная, популяционная и т.д.; в химии появились такие направления, как квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий. Количество самоопределяющихся в качестве самостоятельных научных дисциплин непрерывно растёт.   

Процесс формирования отдельных научных  дисциплин происходил за счет отграничения предмета этих дисциплин от предметов других наук.

2.2 Отрицательные стороны процесса дифференциации науки

 Хотя при этом значительно  возрастают точность и глубина  знаний о действительности, одновременно  ослабевают связи между отдельными  научными дисциплинами и взаимопонимание между учеными. В наше время дело доходит до того, что специалисты разных отраслей одной и той же науки нередко не понимают ни теорий, ни конечных результатов других отраслей. Возрастающая дифференциация и узко дисциплинарный подход грозят превратить единую науку в совокупность обособленных и изолированных областей исследования, вследствие чего ученые перестают видеть место результатов своей деятельности и своей научной дисциплины в познании единого, целостного мира. Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника" .

В самой науке существуют средства и методы для ограничения негативных сторон чисто дисциплинарного подхода к изучению мира. С прогрессом научного познания становится все более очевидным, что сосредоточение усилий только на установлении специфических законов конкретных классов явлений в отдельных дисциплинах не способствует открытию общих, а тем более фундаментальных законов, с помощью которых раскрывается единство мира, взаимосвязь и взаимодействие образующих его систем и процессов. С помощью эмпирических законов можно понять и объяснить лишь постоянные, регулярно повторяющиеся связи между наблюдаемыми явлениями. Теоретические законы, раскрывающие более существенные, глубокие связи между ними, дают      возможность более точно объяснить не только конкретные факты, но и сами эмпирические законы. Еще большей объяснительной и предсказательной силой обладают фундаментальные законы и принципы науки.

Но при этом, уже  в рамках классического естествознания, стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений  природы, а следовательно, и отображающих их научных дисциплин. Оказалось, что объяснение химических явлений невозможно без привлечения физики, объекты геологии требовали как физических, так и химических средств анализа. Та же ситуация сложилась и с объяснением жизнедеятельности живых организмов – ведь даже простейший из них представляет собой и термодинамическую систему, и химическую машину одновременно, т.е. происходят интегративные процессы.

 

3. Интеграция в развитии науки

Интеграция науки (от integratio — восстановление, восполнение) – проявление синтетических тенденций в развитии науки, выражающиеся в появлении новых наук на стыках старых.

3.1 Появление новой тенденции в развитии науки

Во второй половине XIX в. впервые  определилась тенденция в развитии наук от их изолированности к их связыванию через промежуточные науки. В результате действия этой тенденции в эволюции наук со второй половины XIX в. началось постепенное заполнение прежних пробелов и разрывов между различными и, прежде всего, смежными в их общей системе науками. В связи с этим движением наук от их изолированности к возникновению наук промежуточного, переходного характера стали образовываться связующие звенья ("мосты") между ранее разорванными и внешне соположенными одна возле другой науками. Основой для вновь возникавших промежуточных отраслей научного знания служили переходы между различными формами движения материи. В неорганической природе такие переходы были обнаружены благодаря открытию процессов взаимного превращения различных форм энергии. Переход же между неорганической и органической природой был отражен в гипотезе Энгельса о химическом происхождении жизни на Земле. В связи с этим Энгельс выдвинул представление о биологической форме движения. Наконец, переход между этой последней и общественной формой движения (историей) Энгельс осветил в своей трудовой теории антропогенеза.

В самом естествознании впервые  один из переходов между ранее  разобщенными науками был создан открытием спектрального анализа. Это была первая промежуточная отрасль  науки, связавшая собой физику (оптику), химию и астрономию. В результате такого их связывания возникла астрофизика и в какой-то степени астрохимия.

В общем случае возникновение таких  наук промежуточного характера может  иметь место, когда метод одной  науки в качестве нового средства исследования применяется к изучению предмета другой науки. Так, в наше время возникла радиоастрономия как часть современной астрофизики.

Такой процесс заполнения пропастей  между науками продолжался и  позднее, причем в нараставших масштабах. В итоге вновь возникавшие научные направления переходного характера выступали как цементирующие собой ранее разобщенные, изолированные основные науки, наподобие физики и химии. Этим сообщалась все большая связанность всему научному знанию, что способствовало процессу его интеграции. Иначе говоря, дальнейшая дифференциация наук (появление множества промежуточных – междисциплинарных – научных отраслей) прямо выливалась в их более глубокую интеграцию, так что эта последняя совершалась уже непосредственно через продолжающуюся дифференциацию наук.

Границы, проведённые  оформившимися разделами и подразделами естествознания, становились прозрачными  и условными.

Тенденцию "смыкания наук", ставшей  закономерностью современного этапа  их развития и проявлением парадигмы  целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Он считал, что "впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется".

 Таково было положение вещей примерно к концу первой половины ХХ в. В последующие десятилетия произошло усиление взаимодействия наук и достижение его новых, более высоких и более сложных форм.

К настоящему времени  основные фундаментальные науки  настолько сильно диффундировали друг в друга, что пришла пора задуматься о единой науке о природе. Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

3.2 Проявление интегративных процессов

Интегративные процессы в естествознании ныне, кажется, «пересиливают» процессы дифференциации, дробления наук. Она может проявляться во многих формах:

Информация о работе Дифференциация, интеграция и математизация в развитии науки