Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курс лекций
Период возникновения науки обычно относят к 6 в. до н.э.; хотя некоторые элементы научного знания стали формироваться в еще более древних обществах: Шумеры, Индия, Китай, Египет, Месопотамия. Знания того исторического периода существовали в мифологической и магической формах, давая человеку наряду с ложной и искаженной информацией, фрагменты истинных знаний.
Таким образом, появление
Принадлежа одновременно
2. Проблемы антропогенеза как биологической эволюции человека и антропосоциогенеза как процесса становления человека и общества. Гипотезы современной антропологии.
Человек – сложная система,
которая в свою очередь являетс
Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в том, что биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека – существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы анропогенеза. Вопрос о происхождении человека исторически имел несколько основных вариантов своего решения. В абсолютном большинстве религиозных мифов утверждалось представление о его божественном творении. К таковым относится древнеегипетская религия, религии Древнего Востока, иудаизм, христианство, ислам и др.
Во многих первобытных
Интенсивное научное
Становление человека и общества – процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Нет сомнения, что возникновение труда и его развитие действительно оказали огромное влияние на антропосоциогенез. Причем важным моментом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления.
Необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни, как впрочем, и в социальной, видимо, вообще маловероятен строго линейный процесс развития и монофакторной детерминации эволюции. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению Р.Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, - пишет он, - что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим». Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у человека нет близких родственников среди живущих ныне предков. Таким образом, основная проблема антропогенеза состоит в прослеживании превращения биологического организма, представляющего собой определенное звено в цепи эволюции, существо социальное – носителя не только разума, но и культуры. Хотя научному осмыслению этой проблемы способствовало утверждение эволюционной теории, однако, даже в рамках современной картины мира антропогенез представляется задачей со многими неизвестными. Дело в том, что и дарвинизм и синтетическая теория эволюции, вобравшая в себя новейшие достижения генетики, не рассматривают роли трудовой деятельности в процессе антропогенеза. Сторонники же трудовой теории антропогенеза (Ф.Энгельс) именно с ней связывают развитие речи, мышления, сотрудничества людей, приведшие к их объединению в общественные коллективы. Действительно, в процессе изготовления и применения орудий труда, в которых синтезированы умения, навыки, знания человека, происходит выработка хранения и передача социального опыта – процесс социального наследования, остающийся за рамками теории биологической эволюции, но связанный с передачей из поколения в поколение информации, важной для выживания вида в условиях естественного отбора.
Таким образом, процесс антропо
В широком смысле «антропология» – это наука о человеке (от греч.«антропос», т.е. человек). Но так как человека изучает множество наук, как естественных, так и гуманитарных, то предметом антропологии в узком смысле является проблема происхождения человека, специфики его строения и эволюции. Во второй половине 19 века после создания теории эволюции Дарвина, Э.Геккель высказал гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом – буквально «обезьяночеловек». До недавнего времени, развитие современного человека прослеживалось как линейный процесс, начиная именно с питекантропа, жившего в интервале от 1,5 до 0,5 млн.лет назад, имевшего рост более 150см., объем мозга приблизительно 900 куб.см., использовавшего ножи, сверла, скрепки, ручные рубила. Следующим звеном в эволюции стал синантроп, появившийся около 400 тыс. лет назад, обнаруженный археологами в Китае, пользовавшийся огнем и сосудами, но не имевшего речи. Наконец, ранней формой Homo sapiens считался неандерталец, существовавший 200 – 35 тыс.лет назад, имевший объем мозга близкий к современному человеку, покатый лоб, надбровные дуги, низкий череп и живший в пещерах, охотясь на мамонтов, хоронивший трупы сородичей. Что касается кроманьонца, костные остатки которого найдены во всех частях света, а самые ранние датируются временем около 40 тыс.лет назад, то его относят к человеку современного вида – неоантропу. Он имел рост 180 см., объем черепа 1600куб.см., расовые различия. Это и есть «Человек разумный». После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда, как его социальная эволюция продолжалась.
В последнее время эволюция человека рассматривается уже не как линейный, а как ветвящийся процесс. Предполагается, что самым древним известным предком и человека и высших обезьян является рамапитек (от индийского бога Рамы) - человекообразная обезьяна, жившая на территории юга Азии и Африки 14 – 8 млн.лет назад. Так же предполагается, что одна из ветвей рамапитеков – дриопитек ( древесная обезьяна) дала общего предка гориллы, шимпанзе и человека, обосновавшегося в Африке в качестве непосредственного предка человека, рассматривается австралопитека, обитавший в Юго-Восточной Африке 4 – 2 млн.лет назад. Установлено, что австралопитек первым из приматов передвигался на двух конечностях, полностью выпрямившись. Эволюционно он ближе к человеку, чем шимпанзе. Несмотря на прямохождение, австралопитеки так и не научились изготовлению каменных орудий, поэтому скорее всего они принадлежали к миру животных – обезьянам (лат. питекус – обезьяна). За 3 млн.лет эволюции их мозг в отличие от туловища не изменился в объеме – около 550 куб.см., почти столько же сколько у современных человекообразных обезьян.
Первым представителем рода Homo (человек) стал Homo habilis (человек умелый), отделившийся от одной из четырех разновидностей австралопитековых обезьян, около 3 млн.лет назад и существовавший до 1,5 млн.лет назад на Юге и Юго - Востоке Африки и не только использовавший разнообразные орудия, но и изготавливавший их из камней и костей животных, сооружавший жилища.
Примерно, 1,6 млн.лет назад от человека умелого вероятно произошел более крупный, с мозгом большего объема Homo erectus (человек прямоходящий). Более развитый интеллект, новая техника изготовления орудий, использование огня помогли этому охотнику раннего каменного века заселить всю Африку, Европу и Юго – Восточную Азию. Яванского питекантропа и пекинского синантропа относят именно к человеку прямоходящему. Вымер этот вид около 200 тыс.лет назад, а ему на смену пришел неандерталец, с объемом мозга большим (!), чем у современного человека. Однако, есть и точка зрения согласно которой, неандертальцы представляли собой отдельный вид, тупиковую ветвь эволюции рода Homo. Вполне возможно, что судьба этого подвида свидетельствует о том, что линейный (количественный) рост объема мозга пришел в критическую точку, успешный выход из которой, оказался возможным только за счет качественно нового уровня структуры мозга, обеспечивший новый уровень его информационных возможностей.
Неандертальцев вытеснил наш вид - Homo sapiens примерно 500 – 400 тыс.лет назад, а современный человек произошел около 100 тыс.лет назад от его архаической формы, сохранившейся в Африке и повторно расселившейся по планете. Другие же ветви эволюционного дерева оказались тупиковыми. Сравнительно-генетическое исследование ДНК у сотен людей по всему земному шару показало, что все современные люди являются потомками одной женщины, которая жила около 200тыс.лет назад, которую называют «митохондриальной Евой», поскольку её вычислили, изучая не хромосомную ДНК, которую человек получает от обоих родителей, а ДНК митохондрий, наследуемую только по материнской линии. Это не означает, что других женщин во времена этой Евы не было – просто, их генеологические ветви по женской линии пресеклись (аналогично фамилиям в стране).
Если, антропогенез, согласно теории самоорганизации является нелинейным процессом, то палеонтологическая летопись ископаемых форм, по всей видимости, не соответствует реальной картине антропогенеза и эволюции вообще, которые на самом деле представляют собой процесс постоянного возникновения многочисленных ответвлений, большинство из которых отвергается естественным отбором. Поэтому, ископаемые останки человекоподобных приматов могут быть связаны между собой только общими предками, отнюдь не являясь последовательными переходными формами к человеку. Так, на основании результатов молекулярно-генетического анализа считается, что живущие в настоящее время человекообразные обезьяны: шимпанзе и гориллы – имели общего предка с человеком около 5 – 7 млн. лет назад, причем за это время в каждой из этих двух ветвей эволюции исчезло, вымерло множество оказавшихся тупиковыми ответвлений. До сих пор не решен окончательно вопрос и в пользу какой либо точки зрения на место происхождения современного человека – либо моноцентристской (Восточная Африка), либо мультирегиональной (только архаичные люди возникли в Африке, а современные, покинувшие Африку не менее одного млн. лет назад – там где они живут сейчас). Какая из этих гипотез справедлива, ещё предстоит раскрыть, так как палеонтологическая летопись не полна и промежуточные виды между человеком и обезьянами до сих пор в полном объеме неизвестны. Однако, очевиден тот факт, что феномен человека разумного – это закономерный результат естественного развития биосферы Земли.
3.Социальная и культурная эволюции человека. Социобиология о природе человека.
Одним из фундаментальных
Последним, крупным
Современная антропология