Концепции современного естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курс лекций

Описание

Период возникновения науки обычно относят к 6 в. до н.э.; хотя некоторые элементы научного знания стали формироваться в еще более древних обществах: Шумеры, Индия, Китай, Египет, Месопотамия. Знания того исторического периода существовали в мифологической и магической формах, давая человеку наряду с ложной и искаженной информацией, фрагменты истинных знаний.

Работа состоит из  1 файл

КЛКСЕ.doc

— 960.00 Кб (Скачать документ)

                     Таким образом, появление человека  выходит далеко за рамки возникновения   в процессе направленной и  необратимой эволюции нового  биологического вида, а означает  новую эпоху в истории планетарного развития. Возникновение разума и основанной на нем  трудовой деятельности приводит человеческое общество к необходимости осмысленных  организованных  действий в масштабе всей планеты и за ее пределами, без чего дальнейшее существование человека становятся  весьма проблематичным.                   

                           Принадлежа одновременно природе  и социуму, входя в качестве  важнейшего элемента в био-экосистему  и в социальную систему, человек  является объектом исследования как гуманитарного, так и естественнонаучного познания. В рамках первого, он изучается практически всеми общественными науками. В рамках второго, он,   может исследоваться и как физическая, термодинамическая, химическая, биологическая система. Основные аспекты естественнонаучного познания человека включают в себя: исследование его происхождения; выявление в нем соотношения естественного, природного и общественного, гуманитарного начал; изучение естественнонаучными методами его составляющих; мозга, физиологии, психики, сознания. Первое направление, включающее антропологию и этнологию, изучает   происхождение человека и естественные механизмы общественных образований; второе направление, представленное этологией и социобиологией, изучает генетическую основу человеческой деятельности, её сходство и отличие от  деятельности животных сообществ, соотношение физиологического и психического  в человеке; к третьему направлению относятся такие науки, как физиология в.н.д., нейрофизиология, биохимия, рефлексология, психология и др..

 

2. Проблемы антропогенеза как биологической  эволюции человека и антропосоциогенеза как  процесса становления человека и общества. Гипотезы современной антропологии.

                  Человек – сложная система,  которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он является существом как биологическим, так и социальным. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой – социальному миру. А в целом он является предметом изучения различных наук. В данном случае, речь пойдет о том аспекте, который связан с естественно-научным познанием человека.

                 Первый вопрос, на который следует  ответить, заключается в том, что  биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека – существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы анропогенеза.                 Вопрос о происхождении человека  исторически имел несколько основных вариантов своего решения. В абсолютном большинстве религиозных мифов утверждалось представление о его божественном творении. К таковым относится древнеегипетская религия, религии Древнего Востока, иудаизм, христианство, ислам и др.

                 Во многих первобытных племенах  считалось, что их предки произошли  от животных или растений (тотемизм). В античности ряд философов  высказывал мысль о естественном  происхождении людей из различных субстратов природы: воды, земли, ила. В 20 веке   возникли версии о происхождении человека от внеземных космических пришельцев. Однако, господствующей концепцией в науке с конца 19 века и по наши дни является гипотеза о происхождении человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Высказанная впервые, ещё древнегреческим мыслителем Ганноном из Карфагена, указавшим на сходство человека и обезьяны, фундаментально обоснованная теория эволюции Дарвина, она получила в последние десятилетия генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетической структуре ближе всего к человеку оказались шимпанзе.    

                 Интенсивное научное осмысление  проблемы антропогенеза началось  в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский геолог Дж.Гентон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других, указав при этом на сходство современных и древних геологических процессов. Вслед за ним в 1796 г. французский астроном, математик и физик П.С.Лаплас предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа). В этом же году дед знаменитого Ч.Дарвина, английский врач и натуралист Э.Дарвин опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия». В ней в натурфилософской форме он развивал представления об эволюции животных под влиянием внешней среды.

                 Становление человека и общества – процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Нет сомнения, что возникновение труда и его развитие действительно оказали огромное влияние на антропосоциогенез. Причем важным моментом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления.

                 Необходимо отметить, что антропогенез  не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни, как впрочем, и в социальной, видимо, вообще маловероятен строго линейный процесс развития и монофакторной детерминации эволюции. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению Р.Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, - пишет он, - что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим». Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у человека нет близких родственников среди живущих ныне предков.                   Таким образом, основная проблема антропогенеза состоит в прослеживании превращения биологического организма, представляющего собой определенное звено в цепи эволюции, существо социальное – носителя не только разума, но и культуры. Хотя научному осмыслению этой проблемы способствовало утверждение эволюционной теории, однако, даже в рамках современной картины мира антропогенез представляется задачей со многими неизвестными. Дело в том, что и дарвинизм и синтетическая теория эволюции, вобравшая в себя новейшие достижения генетики, не рассматривают роли трудовой деятельности в процессе антропогенеза. Сторонники же трудовой теории антропогенеза (Ф.Энгельс) именно с ней связывают развитие речи, мышления, сотрудничества людей, приведшие к их объединению в общественные коллективы. Действительно, в процессе изготовления и применения орудий труда, в которых синтезированы умения, навыки, знания человека, происходит выработка хранения и передача социального опыта – процесс социального наследования, остающийся за рамками теории биологической эволюции, но связанный с передачей из поколения в поколение информации, важной для выживания вида в условиях естественного отбора.

                    Таким образом, процесс антропосоциогенеза, т.е. становление человека и общества, представляет собой явление, в котором обе стороны взаимосвязаны и оказывают друг на друга постоянное влияние. Важная роль в этом процессе принадлежит сознательной, общественной трудовой деятельности, необходимость которой, однако, возникла в ходе жесточайшего, естественного отбора. По словам П.Тейяр де Шардена, «первым человеком» могло быть только множества людей, их сообщество. Следы первобытных орудий труда, датируемые одним и тем же периодом, встречаются повсеместно в Европе, Азии и Африке, свидетельствуя об одновременности и коллективном характере появления в истории вида Человек разумный. Особенности и основные этапы, звенья в этом извилистом пути развития первобытного человека изучают такие науки, как антропология и археология.

                         В широком смысле «антропология» – это наука о человеке (от греч.«антропос», т.е. человек). Но так как человека изучает множество наук, как естественных, так и гуманитарных, то предметом антропологии в узком смысле является проблема происхождения человека, специфики его строения и эволюции. Во второй половине 19 века после создания теории эволюции Дарвина, Э.Геккель высказал гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом – буквально «обезьяночеловек». До недавнего времени, развитие современного человека  прослеживалось как линейный процесс, начиная именно с питекантропа, жившего в интервале от 1,5 до 0,5 млн.лет назад, имевшего рост более 150см., объем мозга приблизительно 900 куб.см., использовавшего ножи, сверла, скрепки, ручные рубила. Следующим звеном в эволюции стал синантроп, появившийся около 400 тыс. лет назад, обнаруженный археологами в Китае, пользовавшийся огнем и сосудами, но не имевшего речи.  Наконец, ранней формой  Homo sapiens считался неандерталец, существовавший 200 – 35 тыс.лет назад, имевший объем мозга близкий к современному человеку, покатый лоб, надбровные дуги, низкий череп и  живший в пещерах, охотясь на мамонтов, хоронивший трупы сородичей. Что касается кроманьонца, костные остатки которого найдены во всех частях света, а самые ранние датируются временем около 40 тыс.лет назад, то его относят к человеку современного вида – неоантропу. Он имел рост 180 см., объем черепа 1600куб.см., расовые различия. Это и есть «Человек разумный». После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда, как его социальная эволюция продолжалась.

                         В последнее время эволюция  человека рассматривается уже  не как линейный, а как ветвящийся  процесс. Предполагается, что самым древним известным предком и человека и высших обезьян является рамапитек (от индийского бога Рамы)  -  человекообразная обезьяна, жившая на территории юга Азии и Африки 14 – 8 млн.лет назад. Так же предполагается, что одна из ветвей рамапитеков – дриопитек ( древесная обезьяна) дала общего предка гориллы, шимпанзе и человека, обосновавшегося в Африке в качестве непосредственного предка человека, рассматривается австралопитека, обитавший в Юго-Восточной Африке  4 – 2 млн.лет назад. Установлено, что австралопитек первым из приматов передвигался на двух конечностях, полностью выпрямившись. Эволюционно он ближе к человеку, чем шимпанзе. Несмотря на прямохождение, австралопитеки так и не научились изготовлению каменных орудий, поэтому скорее  всего они принадлежали  к миру животных – обезьянам (лат. питекус – обезьяна).  За 3 млн.лет эволюции  их  мозг в отличие от туловища не изменился в объеме – около 550 куб.см., почти столько же сколько у современных человекообразных обезьян.

                         Первым представителем рода Homo (человек) стал  Homo habilis (человек умелый), отделившийся от одной из четырех разновидностей австралопитековых обезьян, около 3 млн.лет назад и существовавший до 1,5 млн.лет назад на Юге и Юго - Востоке Африки и не только использовавший разнообразные орудия, но и изготавливавший их из камней и костей животных, сооружавший жилища.

                         Примерно, 1,6 млн.лет назад   от человека умелого вероятно произошел  более крупный, с мозгом большего объема Homo erectus (человек прямоходящий). Более развитый интеллект, новая техника изготовления орудий, использование огня помогли этому охотнику раннего каменного века заселить  всю Африку, Европу и Юго – Восточную Азию. Яванского питекантропа и пекинского синантропа  относят именно к человеку прямоходящему. Вымер этот вид около 200 тыс.лет назад, а ему на смену пришел неандерталец, с объемом мозга большим (!), чем у современного человека. Однако, есть и точка зрения согласно которой, неандертальцы представляли собой отдельный вид, тупиковую ветвь эволюции рода Homo. Вполне возможно, что судьба этого подвида свидетельствует о том, что линейный (количественный) рост объема мозга пришел в критическую точку, успешный выход из которой, оказался возможным только за счет качественно нового уровня  структуры мозга, обеспечивший новый уровень его информационных возможностей.

                        Неандертальцев вытеснил наш  вид - Homo sapiens примерно 500 – 400 тыс.лет назад, а современный человек произошел около 100 тыс.лет назад от его архаической формы, сохранившейся в Африке и повторно расселившейся по планете. Другие же ветви эволюционного дерева оказались тупиковыми. Сравнительно-генетическое  исследование ДНК  у сотен людей по всему земному шару показало, что все современные люди являются потомками одной женщины, которая жила около 200тыс.лет назад, которую называют  «митохондриальной Евой», поскольку её вычислили, изучая не хромосомную ДНК, которую человек получает от обоих родителей, а ДНК митохондрий, наследуемую только по материнской линии. Это не означает, что других женщин во времена этой Евы не было – просто, их генеологические ветви по женской линии пресеклись (аналогично фамилиям  в стране).

                         Если, антропогенез, согласно теории  самоорганизации является нелинейным процессом, то палеонтологическая летопись ископаемых форм, по всей видимости, не соответствует реальной картине антропогенеза и эволюции вообще, которые на самом деле представляют собой процесс постоянного возникновения многочисленных ответвлений, большинство из которых отвергается естественным отбором. Поэтому, ископаемые останки человекоподобных приматов могут быть связаны между собой только общими предками, отнюдь не являясь последовательными переходными формами к человеку. Так, на основании результатов молекулярно-генетического анализа считается, что живущие в настоящее время человекообразные обезьяны: шимпанзе и гориллы – имели общего предка с человеком около 5 – 7 млн. лет назад, причем за это время в каждой из этих двух ветвей эволюции исчезло, вымерло множество оказавшихся тупиковыми ответвлений. До сих пор не решен окончательно вопрос и в пользу какой либо точки зрения на место происхождения современного человека – либо моноцентристской   (Восточная Африка), либо мультирегиональной (только архаичные люди возникли в Африке, а современные, покинувшие Африку не менее одного млн. лет назад – там где они живут сейчас). Какая из этих гипотез справедлива, ещё предстоит раскрыть, так как палеонтологическая летопись не полна и промежуточные виды между человеком и обезьянами до сих пор в полном объеме неизвестны. Однако, очевиден тот факт, что феномен человека разумного – это закономерный результат естественного развития биосферы Земли.

 

3.Социальная и культурная эволюции человека. Социобиология о природе человека.

                            Одним из фундаментальных теоретических  вопросов, является вопрос о характере  эволюции современного человека  после его возникновения 30 –  40 тыс.лет тому назад. Наука  уверенно отвечает, что эволюция человека продолжалась в течение всего времени его существования, но изменились её характер и механизм. Ведущую роль стала играть эволюция в социальной сфере жизни, что же касается биологической эволюции, то со временем выделения человека из животного мира она стала играть решающую роль. Одним из подтверждением служит прекращение эволюции человеческого мозга, размеры которого остаются неизменными все эти 30 – 40 тыс.лет., хотя у предполагаемых предков человека в ходе эволюции он постоянно возрастал.            

                         Последним, крупным  биологическим  изменением было возникновение  человеческих рас, относящееся  к эпохе расселения. Самым ранним  по времени (100 – 40 тыс.лет назад)  было отделение от африканской  ветви, представленной современными негроидами, ветви, положившей начало всем остальным расам, которая разделилась на западную (европеоиды и индийцы ) и восточную ветви, которая продолжала делиться дальше по мере заселения Америки, Океании и Австралии. Появившиеся вследствие генетического дрейфа расовые различия между людьми не выходят за пределы вида. Генетических различий между расами в 20 – 40 раз меньше, чем между человеком и шимпанзе. Даже в одном стаде шимпанзе почти всегда можно найти двух особей, которые генетически отличаются друг от друга сильнее, чем любые два человека на земле. С точки зрения генетики человечество – весьма однородная система.

                        Современная антропология считает,  что процесс эволюции человека, как вида (видообразование) прекратился  со времени появления человека современного (Homo sapiens sapiens). С этого времени происходит социальная эволюция, в основе которой лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Человек сходен с животными вещественным составом, строением и поведением организма. Он состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции его тела такие же, как и у животных. Но он имеет и фундаментальные отличия от них, которые связаны не с анатомией, физиологией, например, количеством молочных желез, типом зубов и т.п., а с общественным образом своей жизнедеятельности. Все его важные биологические изменения являются следствием отбора социальной средой. Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд с использованием изготовленных им сложных орудий – стали магистральными путями его дальнейшей эволюции.

Информация о работе Концепции современного естествознания