Концепции современного естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:02, курс лекций

Описание

Период возникновения науки обычно относят к 6 в. до н.э.; хотя некоторые элементы научного знания стали формироваться в еще более древних обществах: Шумеры, Индия, Китай, Египет, Месопотамия. Знания того исторического периода существовали в мифологической и магической формах, давая человеку наряду с ложной и искаженной информацией, фрагменты истинных знаний.

Работа состоит из  1 файл

КЛКСЕ.doc

— 960.00 Кб (Скачать документ)

                        Поведение животных, основанное  на врожденных программах, не  превращает их в биохимические  автоматы, во-первых, инстинктов множество (парламент инстинктов), как и врожденных программ и животные умело их комбинируют. В результате их поведение выглядит разнообразно и разумно. Во-вторых, в процессе  научения, животными  приобретаются новые рефлексы, привычки   и  программы поведения, придающие их действиям целенаправленный характер. Результатом является появление психики, как нового фактора адаптивной эволюции.

                        Этологи открыли у животных, как  высших, так и низших, большой  набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных им в общении с сородичами. Лоренц назвал эту систему «моралью животных». Наиболее распространенными запретами, являются: не убивай своих (особей своего вида, либо членов своей группы), при  нападении на своих, соблюдай ритуал, запрещающий нападать сзади, без предупреждения и без попытки мирного разрешения конфликта, не бей того, кто принял позу покорности, победа с тем, кто прав, не нападай на детенышей. Сравните это с поведением современного человека и ответьте на вопрос, – не деградировал ли он по сравнению со своими животными предками? Кстати, один из спорных вопросов социобиологии – это выяснение того, что в большей мере – эгоизм или альтруизм, является движущей силой эволюции. Английский ученый Р.Докинс в книге «Эгоистичный ген» утверждает, что само воспроизводство жизни – это функция эгоизма, и все что эволюционирует, должно быть эгоистичным. Его оппоненты доказывают, что популяции, в которых индивиды проявляют альтруизм и самопожертвование ради пользы других (пчёлы, термиты), оказываются в выигрыше сравнительно с сообществом эгоист, если, конечно, размножению альтруистов не препятствует жесткое ограничение  в пище, территории и т.д.

                        Животные живут по одиночке  и сообща. Общественное поведение  их – это не случайность, а эволюционный механизм, обеспечивающий преимущество. Птичьи  гнездовья колониями уменьшают потери от хищников, как и лежбища моржей, стада копытных и стаи рыб.       

                        Социальные группы по величине  могут колебаться  от двух особей у птиц, десяти – ста у обезьян, до нескольких тысяч у насекомых. Самой простейшей формой сообщества является анонимная стая, в которой все находятся в одинаковом положении, возглавляемые случайно выбранным вожаком: стаи рыб, стадные животные. Следующей формой сообщества является безличная семья, основанная на совместной жизни родителей и их потомства, например, у аистов. Замена одного члена семьи на другого проходит в такой семье незамеченной, т.к. отсутствует индивидуальное распознавание. Наряду с этим, существуют личные семьи, хорошо изученные у диких гусей. Здесь возникает дружба, любовь и т.п. Четвертой формой сообществ являются иерархические группы, присущие большому числу видов, начиная от пчел и термитов и кончая обезьянами. Иерархия – это принцип организации, без которого не может развиваться общественная жизнь высших животных. Согласно ему  каждый индивид в группе  знает, кто сильнее и слабее его и соблюдает свой ранг. Положение в иерархии зависит от размеров, силы, агрессивности и выносливости. Управляет иерархией вожак или коллегия, всегда помогающая слабейшим. Социальная  иерархия повышает  генетическую жизнеспособность группы.  Такая форма сообщества, включающая в себя наряду с эгоистической программой  альтруистическую, относится к самому высокому уровню развития животного мира, с которого начинает свое развитие человеческий мир. 

                          Сопоставляя биологическое сообщество  и социальное, этология и социобиология  не только ищут в них общее  и различное, не только разрабатывают  эволюционный механизм перехода от  животного мира к человеческому, но и углубляют  наше понимание природы самого человека, отношений людей между собой и всего социума.      

. Биосфера и космические циклы как факторы исторического процесса. Теория гелиотараксии А.Л.Чижевского. Этнология и теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

                         Человеческое общество представляет  собой сложнейшую систему, элементами  которой, являются такие социальные  образования, как социальные общности, нации, народности, другие социально-этнические группы, а также -  классы, классовые слои, страты, социальные институты и организации и др. Все они взаимосвязаны между собой многообразными общественными отношениями: экономическими, политическими, социальными, идеологическими и т.п. Но в эту общественную ткань входят связи и отношения, являющиеся по своей сути естественно – природными: этнические, расовые, половые, что дает  основание изучать их место и роль в механизме функционирования и развития  социума.

                         Ранее мы убедились в том, что многие общественные структуры и формы организации, а также механизмы социального поведения уходят своими корнями в биологическую предысторию, в инстинкты и законы естественного отбора животного мира. Однако, существует еще более широкий подход к пониманию взаимосвязи природы и общества, физического и гуманитарного. Согласно ему, основным фактором, определяющим сущность социума, его важнейших образований, механизм исторического творчества и направленность исторического процесса являются  не только и не столько биологические предпосылки, сколько природные физические и  энергетические условия окружающей всю биосферу планеты космической среды. К такому подходу можно отнести всю естественнонаучную (не религиозную) ветвь философского течения – русский космизм.

                        К нему, в частности принадлежит  А.Л.Чижевский (1897 – 1964) – выдающийся  советский ученый, основатель гелио-  и космобиологии, теории гелиотараксии,  поэт и художник, находившийся  в тюрьме и ссылке с 1941 по 1957 год. В 1939 году он был выдвинут на соискание нобелевской премии (как Леонардо да Винчи 20 века) и главу биофизиков мира. В 1924 году в Калуге при содействии Циолковского были опубликованы извлечения из научного труда «Физические факторы исторического процесса» в которой он по словам Циолковского «пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца и путем вычислений  определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания». Прослеживая влияние солнечной радиации, Чижевский пришел к выводу, что когда с интервалом в 11 лет начинается период солнечной активности, всё на Земле приходит в возмущение -  от её стихий: землетрясения, смерчи, наводнения, засухи, до нижайших живых форм: усиленное размножение вирусов, бактерий, эпидемические катастрофы. Чижевского, по праву, считают основателем космической биологии, изучающей зависимость всех функций живого от деятельности Солнца и от состояния космоса.

                         Но самым  новаторским научным  исследованием Чижевского, стала  теория гелиотараксии (от греч.т гелиус – солнце и тараксио – возмущаю). Её основной закон гласит, что  «состояние предрасположения человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца). Солнечная радиация, воздействую на нервную и гармонально-эндокринную систему индивидуальных организмов, повышает коллективную возбудимость, переводя потенциальную нервную энергию целых групп людей в кинетическую, неудержимо и бурно требующую разрядки в движении и действии. Когда нет какой то объединяющей идеи, единой цели, куда может устремиться общая нервная возбужденность, возрастают индивидуальные групповые аномалии поведения: хулиганство, преступность, истерии и т.п. А когда есть такая идея, и в котел общего недовольства  попадает ещё не выявленное излучение, социум дестабилизируется и приходит к социальным взрывам. Например, все знаменитые мировые революции 1789, 1830, 1848, 1870, 1905, 1917 гг.,  как и период советской перестройки конца 80 – х гг., пришлись на годы активного Солнца. Чижевский подсчитал, что в период минимума солнечной активности наблюдается и минимум массовых движений – 5%, а во время максимума – 60%.

                        Чижевский считал, что государственным институтам, управляющими обществом, правительствам всех стран необходимо уметь прогнозировать подобные космические циклы, чтобы противопоставлять негативному воздействию внешней энергии, процессы организации масс, народов, направляющие их энергию в созидательное русло, предотвращая возможные социальные катаклизмы  и потрясения. Естественнонаучное познание, таким образом, помогало направить эволюцию общества в сторону его прогресса. Рассматривая Вселенную, как гармоническое целое, таящее в себе не только жизнесозидающее, но и темные, разрушительные силы, он призывал человечество не покоряться природному равнодушию к индивидуальному существованию, а вторгаться в природу вещей с благодетельной для человека коррекцией. Например, создавать воздух, которым мы дышим, способствующий нашей жизнестойкости и долголетию (ионизаторы), искать способы защиты от вредоносной космической радиации и  т.п. – такова была практическая цель исследований Чижевского. В докладе ученого 1939 года он утверждал: «Для того, чтобы победить природу, надо её изучать, и при том изучать до возможной глубины. Без этого глубокого изучения, победа над природой не возможна, и попытки борьбы с природой бессмысленны».            

                         Одной из наук, изучающей общество и его историю  с позиции естествознания   является этнология, изучающая влияние на социум природных факторов. Её основным понятием является понятие этноса, которое в отличие от используемого в гуманитарных науках понятия нации, рассматривает общности людей, главным образом не в культурном, а в природном аспекте. Крупнейшим этнологом современности является русский ученый Л.Н.Гумилев, который подобно Чижевскому, пытался объяснить социальное развитие, учитывая солнечную и космическую энергии, рассматривая взаимодействие не локальных объектов, а Вселенной и биосферы Земли в целом. В своем основополагающем произведении «Этногенес и биосфера Земли» (1979г) он дал целостное изложение своей теории этногенеза с её ключевым звеном – учением о пассионарности. В ней он выступил с позиции интеграции наук не только как историк, но, и как  географ, этнограф, востоковед, психолог, вызвав шквал критики историков, литераторов.

                         В отличие от подходов к  истории как истории социально  – экономических формаций, или истории войн, истории культуры и т.д., Гумилев рассматривал историю, как историю народов, этносов, творящих её в процессе своего взаимодействия. Любой человек на Земле сознает свою этническую принадлежность (русский, китаец и т.д.), но последняя не есть продукт его сознания, отражая глубинную объективную сторону природы человека, некую биологическую реальность, Общность территории, языка, происхождения, исторической судьбы, материальной культуры, экономической жизни, идеологии могут быть определяющими факторами, но иногда – нет. Но всегда каждый индивид осознает: «Я, мы – такие-то, а все прочие – другие».

                         Гумилев применил к этносфере  общую теорию открытых систем. Этнос – не просто скопление  людей, теми или иными чертами похожими друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, окружающей географической и этнической среды, а также тенденций, господствующих в развитии системы. Мера устойчивости этноса как системы определяется не его массой, т.е. численностью населения и точностью копирования предков, а среднестатистическим набором связей различных весов и знаков. В этносе, как динамической системе, первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается, поэтому система должна постоянно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией.

                         Этническая целостность не совпадает  ни с семьей, ни с формами  развития производства и культуры. Зато, этнос тесно связан с окружающим ландшафтом, который действует на него принудительно, а при его смене этнос вынужден либо исчезнуть, либо выработать новую форму адаптации, что означает смену стереотипа поведения. А это означает появление нового субэтноса или даже этноса, если популяция мигрирует за пределы этноландшафтной зоны (например, горцы переселившиеся в степь). Таким образом, этнос – это устойчивый, естественносложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

                        Этническую классификацию,  которая  может быть произведена по  любому, произвольно взятому признаку: языку, расе, религии, государству,  Гумилев заменяет этнической систематикой, отражающей то, что заложено в природе вещей.  Крупнейшей единицей в аморфной оболочке Земли – антропосфере (человечестве в целом), является суперэтнос, представляющий ,собой, группу этносов, возникшую одновременно в одном регионе и проявляющей себя в истории как мозаичная целостность. Известные истории суперэтносы, это – Римский мир, Византия, Западная Европа (Христианский мир), Великая степь, Китай и т.п., большинство из которых, существует и поныне, но под другими именами (Цивилизованный мир – Западная Европа, США, Канада, Австралия, Южная Африка, Восточная Европа).Этнос – уменьшенный вариант суперэтноса, а составляющими последнего, являются субэтносы, распадающиеся и гибнущие  без этноса. Этносы возникают в следствии разных исторических обстоятельств, сравнительно безболезненно, рассасываясь и заменясь другими, но с теми же судьбами и функциями. Так, в середине 9 века, когда впервые появилось этническое название «французы», многочисленные народы: бретонские кельты, гасконцы, лотарингцы, провансальцы, бургунды, норманны, аквитанцы, савояры еще не составляли единого этноса, образовав его, через тысячу лет. Процесс слияния не уничтожил местных обычаев, обрядов, традиций, диалектов, сохранив их в рамках  французского этноса.  

                          Развивая теорию Вернадского,  Гумилев пришел к выводу об  энергетической сущности этногенеза. Планета получает из космоса  больше энергии, чем это необходимо  для поддержания равновесия биосферы  – свободная энергия порождает  у животных спазмы активности, а у человека взрывы этногенеза, вызывающие определенного рода мутации, порождая у части индивидов новый признак, названный Гумилевым «пассионарностью». По этому признаку выделяются  пассионарии, гармоничные особи и субпассионарии. Если принять за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения, то импульс пассионарности имеет обратный знак, ибо, заставляет людей жертвовать людей собой и своим потомством, что губительно для его носителя и его близкого окружения. В первой группе импульс пассионарности преобладает, во второй равен  импульсу самосохранения, а в третьей уступает последнему.  Пассионарии – это люди, у которых стремление к самопожертвованию сильнее чувства самосохранения, как индивидуального, так и видового. Варианты пассионарности различны, в их число входят пророки и революционеры, конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересеархи, вожди и полководцы. Пассионарность одинаково порождает подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие.

                         Пассионарность  заразительна, распространяясь  на гармоничных индивидов, формируя  пассионарное ядро этноса и  определяя его тенденции, тем  самым, изменяя мир. Субпассионарии  лишь существуют в этносе, подобно  римскому плебсу, нагло требовавшего «хлеба и зрелищ». Последние часто играют важную роль в судьбах этноса, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты, но если пассионарии могут проявить себя самостоятельно, то субпассионарии сами по себе – ничто, и способны только на нищету и разбой.

                         Пусковой момент этногенеза или пассионарный толчок – это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев, которые, индуцируя пассионарность и увеличиваясь в числе,  формируют этнос, навязывая свою волю большинству населения. Происходит этническая перестройка, когда из старых этносов образуются - новые. Гумилев отметил в известной нам мировой истории 17 пассионарных толчков, указывая, что зоны их появления – это длинные полосы, идущие или вдоль меридиана или по параллелям, или под углом к ним, но всегда – прямые: «Как будто кто- то хлещет плетью шар земной, а к рубцу приливает кровь». Примером такого взрыва этногенеза является образование в первом веке этноса христиан в Римской империи, а в 13 веке литовский этнос и великорусский (собирание земель вокруг Москвы).

Информация о работе Концепции современного естествознания