Пассионарный толчок знаменует
рождение нового организма –
этноса, который проходит в своем
развитии ряд закономерных фаз,
подобных различным возрастам
человека. Это следующие фазы:
- фаза подъема - быстрое увеличение пассионариев в результате размножения или инкорпорации, с завоевательная динамикой, частыми войнами, проходящими под лозунгом «интересы этноса важнее всего;
- фаза пассионарного перегрева (акматическая – от франц. акме – вершина) когда число пассионариев в этносе максимально, а он достигает своей высшей точки силы;
- фаза надлома – резкое уменьшение числа пассионариев и стеснение их субпассионариями, начало деградации этноса;
- инерционная фаза – переход в нормальное состояние с продолжающимся медленным уменьшением числа пассионарных особей, когда процветает индивидуализм под лозунгом «будь самим собой», растранжириваются, накопленные предками, богатство и слава, разрушаются завоеванные провинции за счет роста культуры и благосостояния метрополий;
- фаза обскурации – полная замена пассионариев субпассионариями, губящих этнос изнутри, либо сдающих его завоевателям извне, происходящая в режиме затухающих колебаний под лозунгами – «будь как все», «мы устали от великих». Каждый думает о себе. Продолжается рост культуры и накопления материальных ценностей. Этнос достигает гомеостаза. Природа или консервируется или деградирует, обрекая этнос на гибель, восстанавливаясь лишь после полного упадка его пассионарности. Весьма похоже на современную Россию;
- в конечной фазе развития этноса – футуристическое
восприятие времени, забвение прошлого
и настоящего ради будущего, приводящее
к губительным восстаниям и крушениям.
Инерция пассионарного толчка теряется
за 1200 лет при любом, даже самом благоприятном
варианте, но лишь счастливые этносы доживают
до своего естественного конца. В истории
наблюдались постоянные обрывы этногенезов
в самых разных возрастах, либо в процессе
собственного разложения, либо в результате
нашествия других, более молодых и энергичных
этносов. Последние стадии упадка – мемориальная, когда остается
только память в форме сказаний о героях
в народном фольклоре как воспоминаний
о героической поре возникновения и могущества
этноса, и реликтовая, когда историческая
память исчезает, свидетельствуя о наступившей
смерти этноса, представляющей собой распад
системной целостности, а не поголовное
истребление людей, в неё входящих.
Выдвинутая Гумилевым концепция,
отвергалась многими критиками, называющих её «руссофобско-спекулятивной»
(В.Чивилихин), самообманом (акад.Б.Рыбаков),
«плодом предвзятых идей и авторской фантазии»,
но, критика ограничивалась конкретными
положениями и никто пока не сделал убедительную
попытку опровергнуть её в целом. В то
же время, оставаясь недоступной проверке,
научным опытам, эта оригинальная концепция
остается впечатляющей гипотезой.
. Социальная
экология о коэволюции биосферы
и общества. Глобальный экологический
кризис и законы био - экосферы Земли. Экологическая этика как форма
естественнонаучного обоснования нравственности.
Как мы уже знаем, в истории
жизни на планете произошел
переход от соматической эволюции
к экзосоматической. Но это отнюдь
не означает, что человек и общество полностью вышел из-под
контроля биологических законов. Просвещенческие
люди о всемогуществе человека, как преобразователя
и покорителя природы, к началу 21 века,
полностью развеялись. Ныне абсолютно
ясно, что человек остается, хотя и
могущественной, активной, целенаправленной
в своей деятельности, но все же составной
частью биосферы, вынужденной существовать
и функционировать, не вопреки, а в соответствии
с её законами. Поэтому следует понимать
историю общества не как процесс его развития
в условиях природной среды, а как совместную
и согласованную коэволюцию человека,
общества и биосферы.
Коэволюция (однако) не означает
постоянную гармонию человека
и биосферы, а нынешний глобальный
экологический кризис - не первый в её истории. Появление в ходе
биологической эволюции Человека умелого,
изготавливавшего и пользовавшегося орудиями
труда, превратило его из собирателя в
хищника, каковых было много, а значит,
не изменило радикально его положение
в биосфере. Общественное поведение, обеспеченное
речью, помогло ему влиять на несколько
трофических уровней природных экосистем,
охотиться на всех хищных и травоядных
животных. Овладение же огнем позволило
начать первое целенаправленное и систематическое
изменение окружающей среды путем выжигания
растительности (пал на охоте, огневое
земледелие). Так человек стал все более
активно перекраивать биосферу для
своих нужд, тогда как ранее биосфера перестраивала
под себя животных. Этим человек окончательно
выделил себя из животного мира. Большая
часть открытых территорий современной
Африки, североамериканские прерии, травянистые
равнины Индии и Южной Америки, степи прикаспийской
низменности – это результат человеческой
практики выжигания.
Деятельность первобытных охотников и выжигателей породила
первый антропогенный глобальный экологический
кризис. Быстрый рост населения, усовершенствование
техники охоты (стрелы с желобками для
стекания крови), выжигание лесов привели
8 – 10 тыс.лет назад к почти полному истреблению
крупных млекопитающих ( мамонтов, гиппопотамов
Америки) – наиболее выгодного объекта
охоты. Потребности растущего человечества
превзошли ресурсы занимаемой им экологической
ниши. Кризис охватил все континенты, и
человечество оказалось на грани исчезновения.
В этой точке бифуркации процесса
исторической эволюции произошла неолитическая революция, обеспечившая выход из кризиса через
крутой поворот в развитии. Там где её
не произошло, люди остались в каменном
веке (аборигены Австралии, племена Новой
Гвинеи, приполярные этносы). Важным следствием
неолитического кризиса стало преобразование
общественных отношений в результате
появления частной собственности, которая
оказалась таким мощным стимулом развития,
что этот период можно считать началом
собственно человеческой истории. Резко
ускорив социальное развитие, преобразованное
общество еще более усилило давление на
природные процессы и вызвало новые локальные
и глобальные экологические кризисы. Возникновение
капитализма с его хищническим эксплуататорским
отношением к природе и людям, привело
в начале 20 века к возникновению последнего
и наиболее мощного глобального экологического
кризиса, продолжающегося и поныне.
Глобальная экология, изучающая модели изменения биосферы
в целом под влиянием антропогенной деятельности,
а также социальная экология,
исследующая глобальную систему «человек
– природа» под углом зрения воздействия
общества на среду, призваны ответить
на вопрос, почему и как развитие человечества
привело к экологическому кризису, и какие
существуют пути и методы выхода из него.
Экология утверждает, что уменьшение биологического
разнообразия опасно для устойчивости
экосистем и биосферы, а человек, преследуя
цель максимального повышения продуктивности
и собственного комфорта, нарушает
основные законы и их функционирование
и развитие. Растет давление человечества
на природную среду и остро встает вопрос
о пределах роста, как его производственной
деятельности, так и численности самого
человечества. Есть мнение экологов, что
подобно тому, как в живой природе существует
гомеостаз численности популяции в среде,
так следует оптимизировать численность
людей на планете. Однако, этот предел
называют в диапазоне от 1 млрд. до 700 млрд.,
способных прокормиться и качественно
жить в условиях земных ресурсов. Но, дело
не просто в количестве живущих планете,
а в их качестве. Для преодоления экологического
кризиса, абсолютно необходим отказ от
потребительской ориентации и преобразование
человеческих ценностей, научной этики.
Не менее важно, дальнейшее
познание основных законов и
принципов функционирования и
развития био-и экосистем,
системы «человек – природа».
В настоящее время открыто
и сформулировано множество принципов и законов био- и экосистем всех уровней
от популяций до биосферы в целом. Это,
например: законы трофических цепей,
образующих экологическую пирамиду, отражающую
оптимальное численное соотношение между
продуцентами, консументами разных порядков
и редуцентами в экосистеме; принцип эмерджентности, гласящий,
что система всегда имеет свойства, отсутствующие
у её подсистем или элементов; принцип кооперативности,
определяющий иерархическое строение
природных систем – образование системы
включает её в качестве подсистемы в существующую
или формирующуюся систему более высокого
порядка (надсистему): принцип увеличения степени
идеальности, утверждающий, что гармоничность
отношений между частями системы в процессе
её эволюции увеличивается; закон системного сепаратизма, показывающий,
что разнокачественные элементы системы
всегда структурно независимы (высший
организм не может состоять из аморфной
ткани, биоценоз из единственного вида); закон баланса консервативности
и изменчивости, реализующийся через
функционально разные подсистемы развивающиеся
системы; закон необратимости эволюции
Долло, гласящий, что организм (вид) не
может вернуться к состоянию, уже существовавшему
в ряду его предков, даже если он возвращается
в среду их обитания; закон усложнения системной
организации Рулье, реализующийся
в развитии живых организмов и природных
систем путем нарастающей дифференциации
функции и подсистем; закон неограниченности прогресса,
что развитие от простого к сложному, ничем
не ограничено в принципе (не относится
к конкретной системе); закон согласования строения
и функций подсистем в целостной системе,
из которого следует, что выпадение одного
из звеньев системы меняет структуру и
функции других и может полностью изменить
всю систему в целом; закон неравномерности развития
систем, фиксирующий, что системы одного
уровня иерархии развиваются не строго
синхронно, как маловероятно и эволюционное
изменение всей системы сразу, одновременно.
К законам взаимодействия организма
и среды принадлежат:
- закон единства «организм – среда» Вернадского;
принцип экологического соответствия,
показывающий, что форма существования
организма всегда соответствует условиям
его жизни; - -- закон максимума биогенной энергии (энтропии)
Вернадского – Бауэра; любая биологическая
или биокосная (с участием живого) система,
эволюционно развиваясь, увеличивает
свое воздействие (давление) на среду до
ограничения внешними конкурирующими
системами или до наступления эволюционно-экологической
катастрофы;
- закон лимитирующих факторов Блэкмана о ограничении возможности
существования вида в данных условиях
факторами среды, имеющими наихудшее значение,
при оптимальных параметрах всех остальных
условий (уровень воды в бочке определяется
всегда нижней дырой).
В число законов функционирования биоценозов и сообществ
входят:
- закон пирамиды энергии Линдемана: с одного трофического уровня экологической пирамиды на следующий (например, от растений к животным) переходит в среднем не более 10% поступившей в него энергии, а обратный поток вещества и энергии с более высоких ступеней экологической пирамиды на более низкий (от животных к растениям) – не более 0,5% от общего потока (закон однонаправленности потока энергии);
- правило экологического дублирования: исчезающий вид заменятся в экологической пирамиде другим по схеме – мелкий - на смену крупному, примитивный – высокоорганизованному, более изменчивый мутабельный – на смену более генетически стабильному.
Основной закон формирования
экосистем гласит: длительное существование организмов
возможно лишь в рамках экологических
систем, чьи элементы дополняют друг друга
и приспособлены друг к другу, а закон эволюционно-экологической
необратимости определяет, что экосистема
в ходе сукцессии (последовательной смены
видов) не может вернуться к первоначальному
состоянию, если исчез навсегда или надолго
хотя бы один вид.
Важнейшими законами такой глобальной
экосистемы, как биосфера являются:
--- - закон преломления космических воздействий:
космические факторы, воздействующие
на биосферу, сами подвергаются изменению
с её стороны и могут быть ослаблены, сдвинуты
по времени или полностью погашены;
- закон биогенной миграции атомов Вернадского, показывающий, что биосфера является посредником между биологическими и геохимическими процессами на планете. Воздействуя на биосферу, человек вмешивается в геохимическую среду своего обитания;
- закон постоянства биомассы Вернадского: суммарная масса живого вещества биосферы не изменяется в течение геологических периодов;
- закон саморазвития биосистем Бауэра: развитие биологических систем есть результат их внешней работы, т.е. воздействия этих систем на окружающую среду;
- принцип катастрофического толчка: природная или антропогенная катастрофа всегда приводит к существенным эволюционным перестройкам, относительно прогрессивным для биосферы, так как адаптирует её системы к новым условиям среды. Следствием этого закона является вывод, что антропогенные изменения биосферы в любой момент могут вызвать ускорение её эволюционных перестроек и кардинальную трансформацию экологии планеты, к которой человечество биологически и социально не готово.
Законы системы «природа-общество»
раскрывают соотношение между
потреблением и ресурсами. Эксплуатация ресурсов в развивающемся производстве,
при существующем типе хозяйствования,
вызывает цепные реакции природных процессов
и требует строгого соблюдения правил
рационального природопользования. К
таковым относятся:
- закон бумеранга (четвертый закон экологии по Коммонеру): ничто не дается даром. Глобальная экосистема есть единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения – всё извлеченное из неё человеческим трудом должно быть возвращено;
- закон незаменимости биосферы, которая не может быть заменена никаким искусственным сообществом (третий закон экологии – «природа знает лучше»);
закон обратимости биосферы
Дансеро: биосфера стремится к восстановлению
экологического равновесия тем сильнее, чем больше давления
на неё, пока она сохраняет предел своей
«упругости».
Знание этих и других принципов
и законов биосферы и экосферы,
их учет в деятельности человечества,
прежде всего производственной,
является важнейшим условием его самосохранения.
Переход предела антропогенного давления
на биосферу в процессе её переэксплуатации
может превратить возобновляемые природные
ресурсы в невозобновимые, запустить механизм
катастрофической перестройки экосистемы
Земли, в которой человеческому виду просто
не будет места. Но, познание законов природы
ещё не является исчерпывающим условием
выживания человечества. Другим таким
необходимым условием является радикальное
изменение ценностного отношения к живому
миру. Формирование принципиально новой
экологической морали, нравственности,
психологии, всего мировоззрения.
В современную эпоху невиданно
возросла роль морально-этических
факторов, как в процессе научного
творчества, технического прогресса, так и в социальной практике человечества.
Этика и нравственность в человеческой
истории всегда играла роль ограничителя,
сдерживавшего быстро растущие возможности
человека по преобразованию природной
среды, по угнетению и истреблению своих
сородичей. Чем быстрее и глубже технический
прогресс, тем сильнее его влияние на общество,
тем сильнее необходимость в этических
нормах, регулирующих его последствия.
Научно-техническая революция, происшедшая
во второй половине 20 века, резко усилила
могущество человека и открыла возможность
перестройки самой человеческой природы.
Наряду с гигантскими научно-техническими
достижениями, одним из её плодов стало
нарушение баланса между техникой, технологией
и человеческой моралью.