Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция
Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.
Источник: Независимая газета, 23.11. 1999. С.11.
Аналогичную позицию занял
Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), подвергший
беспощадной критике
Весьма неоднозначное влияние оказала глобализация на структуру, функции и конечные цели межгосударственных отношений. В апреле 1999 г. премьер-министр Великобритании Т. Блэр, находясь с официальным визитом в Чикаго, выдвинул концепцию «гуманитарной интервенции, в соответствиии с которой гуманитарная катастрофа отныне не может считаться исключительно внутренним делом того или иного государства и что мировое сообщество не только вправе, но и обязано решительно вмешиваться в подобные гуманитарные кризисы с целью защиты прав человека.
Несмотря на вполне благодушные
намерения, подобная точка зрения может
привести к серьезным конфликтам
в современном мире, что и было
впоследствии доказано во время натовских
бомбардировок Югославии. Нет сомнения,
что «гуманитарная интервенция»
может и в дальнейшем стать
благовидным предлогом для
Вместе с переходом
от старого индустриального
Понятие «информационного противоборства»
впервые появилось в середине
80-х гг., то есть на завершающем этапе
холодной войны и получило новое
развитие в 1991 г., после окончания
ближневосточной военной
В декабре 1992 г. этот термин
был официально введен в директиву
министра обороны США, и с тех
пор страны Запада приступили к окончательному
формированию концепции информационных
войн. К концу 90-х гг. стали понятными
основные контуры этого нового явления.
Информационное противоборство стало
трактоваться ведущими политиками как
открытое или скрытое целенаправленное
информационное воздействие на противника
с целью его дезинформации, дезориентации
и дестабилизации. Другим словами, это
уже не просто радиоэлектронная борьба,
а прежде всего психологическая
и мировоззренческая
Таким образом, совокупность всех социально-экономических и общественно-политических процессов в странах Запада в 90-е гг. позволяют выделить несколько ведущих факторов мирового развития и соответственно столько же основных противоречий современного мира:
Резкий сдвиг в сторону однополярности и отчаянные попытки не вошедших в элитное сообщество развитых стран противостоять этому процессу и защитить спасительный для них принцип многополярности.
Глобализация мировой экономики обрела необратимый характер, но вместе с тем вызывает резкое противодействие тех, кто не вошел в элитарный клуб "золотого миллиарда".
Усилилось ослабление национальных
государств, что неизбежно вызвало
практически неконтролируемый рост
националистических настроений, усугубляемый
массовыми миграционными
Поиски цивилизационной идентичности стали более решительными и энергичными, что привело в ряде случаев к радикальной смене цивилизационной парадигмы (страны Восточной Европы).
Бунт бедного большинства
мирового сообщества против несправедливого
миропорядка и показного
Вряд ли приходится сомневаться в том, что именно эти проблемы будут определять развитие мира в течение всего ХХI века и решаться они будут будущими поколениями, однако основы для их решения закладываются уже сейчас.
В течение последних
двух десятилетий ХХ в. в странах
Запада обозначились настолько существенные
перемены в социально-экономической
и общественно политической жизни,
что можно с полным основанием
считать это время завершающей
фазой становления
Во-первых, произошло
формирование устойчиво функционирующей
экономической системы, основанной
на эффективном использовании
Вместе с тем
произошло радикальное
Во-вторых, страны
Запада одержали важную историческую
победу над некогда могущественной
мировой социалистической системой
во главе с СССР, что означало
для них не только обретение важных
социально-экономических
В-третьих, последние
достижения научно-технической революции
и формирование основ постиндустриального
общества заметно изменили взгляд на
экологию человечества и другие глобальные
проблемы современности. Если в предыдущие
годы экологическое движение неизбежно
вступало в противоречие с крупным
капиталом и отражавшими его
интересы национальными правительствами,
то в последнее десятилетие ХХ
в. внедрение природоохранных
Таким образом, постиндустриальное общество можно определить как общество, в экономике которого приоритетные задачи перешли в область производства услуг, информации и знания, оставив производство материальных благ в основании экономического базиса. При этом научные исследования и организация системы образования неизбежно приводят к повышению прежде всего качества жизни, а не просто материального благосостояния. В таком обществе основной профессиональной группой становятся технические специалисты, педагоги и ученые, занимающиеся прикладными аспектами фундаментальных наук, а сам процесс внедрения нововведений все больше зависит от достижений теоретического знания и готовности национальных правительств тратить значительные средства, опираясь на широкую общественную поддержку населения.
Однако вряд ли
было бы правильным и обоснованным
назвать становление
В наиболее полной
форме все эти трудности
Возникший на волне
массовых социальных трансформаций
конца 60-х гг. постмодернизм своевременно
обозначил все болевые точки
не только старого индустриального
строя, но и новые язвы зарождающегося
постиндустриального общества. Однако
к началу 90-х гг. это модное течение
стало постепенно ослабевать, уступая
место новым реалиям социально-
Одним из наиболее явных проявлений духовного смятения западного общества перед лицом невиданных перемен является заметный упадок интереса к христианству как ведущей религии западной цивилизации. Прежнее «классическое» общество опиралось на давние традиции христианства, в котором каждый находил соответствующее место и оправдание своему существованию. Связанная с мировой религией цивилизационная идентичность в пространстве и времени обеспечивала западным народам реальное единство и преемственность поколений. Новое постиндустриальное общество по-новому поставило перед ними старые проблемы духовного спасения, добра и зла, истины и лжи, справедливости и насилия, преданности и солидарности. При этом оказалось, что в утверждении всех этих ценностей вовсе необязательно обращаться к христианству в той или иной его форме.
Последние социологические исследования показывают, что роль церкви в последнем десятилетии ХХ в. в развитых странах Запада заметно снизилась, уступив место либо откровенному атеизму, либо слабо прикрытому безразличию к вопросам веры. Так, например, регулярно соблюдают все христианские обряды и посещают церковь только 58% жителей США, 17% французов, 33% немцев, 11% жителей Финляндии, Дании и стран Восточной Европы. Исключением является лишь Польша, Италия и Испания, где религиозность населения по-прежнему остается самой высокой в Европе – 70--80%, и где принадлежность к католицизму ассоциируется с национальной идентичностью. Другими словами, сохранение традиционного влияния религии наблюдается прежде всего в тех странах, где высока степень национализма и происходит закрепление национальных приоритетов как внутри страны, так и за ее пределами. В Северной Ирландии, к примеру, уровень доверия к католической церкви вырос с 70% в начале 80-х гг. до 80% в 90-е гг. и продолжает неуклонно расти, что объясняется прежде всего невероятно сложными проблемами межнационального общения между католиками и протестантами.
С середины 90-х гг.
обозначилось еще одно противоречие
современного западного мира. Переход
к завершающей фазе постиндустриального
общества на Западе сопровождался увеличением
разрыва с теми странами, которые
все еще находились либо на стадии
индустриального развития (НИС), либо
вообще пребывали на стадии патриархального
или полупатриархального
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ.
Соединенные Штаты вступили в 90-е гг. под руководством Республиканской партии (РП), представитель которой Д. Буш победил на президентских выборах 1988 г. кандидата от Демократической партии (ДП) М. Дукакиса. Несмотря на поражение, демократам удалось увеличить свое представительство в Сенате и Палате представителей американского Конгресса, что позволило им в течение нескольких лет оказывать заметное влияние на политику республиканцев. Именно во многом благодаря нажиму демократов, президент США объявил об окончании холодной войны и о готовности установить нормальные отношений с СССР (декабрь 1989 г.).
Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации