Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Основные направления  внешней политики США. Социально-экономическое  развитие США в рассматриваемый  период привело к заметным корректировкам традиционного внешнеполитического  курса. Как с нескрываемым удовлетворением  отметил директор внешнеполитической программы Брукингского института  Р. Хаас, «сегодня США могут позволить  себе делать во внешнем мире все, что  они сочтут нужным, не опасаясь нанести  ущерб своим внутренним интересам». Именно этим обстоятельством объясняются  последние внешнеполитические акции  США – бомбардировки Югославии, расширение военной активности на Балканах, военные акции в зоне Персидского  залива, агрессия против Ирака, расширение НАТО, проникновение в Закавказье и Среднюю Азию, установление полного  контроля в Средиземноморье и  т.д. и т.п.

Этим же обстоятельством, вероятно, объясняется и тот факт, что администрация Клинтона так  и не смогла отказаться от планов развертывания  системы национальной противоракетной  обороны (НПРО), что может в мгновение  ока дестабилизировать геополитическую  ситуацию в мире и привести к новому противостоянию с Россией. А многочисленные переговоры между Россией и США  по этой проблеме были сорваны американской стороной.

В то же самое время США  покинули зону Панамского канала (декабрь 1999 г.), хотя до самого последнего момента  администрация Клинтона старалась  сохранить свое присутствие в  этой зоне. Президент, однако, предупредил  общественность, что получает множество  писем, в которых американцы предлагают воспользоваться силой в случае, если национальным интересам США  в этом регионе будет угрожать опасность.

Осенью 1998 г. в США была опубликована Стратегия национальной безопасности США для нового столетия, в которой были подробнейшим образом  изложены цели и задачи внешней политики в предстоящие годы, включая борьбу с национализмом, международным  терроризмом, преступностью, загрязнением окружающей среды и т.д. Фактически в этом документе была закреплена официальная констатация лидирующих позиций США в мире и содержались  конкретные задачи по закреплению этого  статуса в будущем.

Что же до отношений с  Россией, то и здесь Б. Клинтон  остался верен себе. Несмотря на многочисленные заверения в дружбе и регулярные встречи с лидерами России, Клинтон оказался единственным президентом США последнего времени, который не заключил с Москвой  ни одного реального или формального  соглашения по разоружению или контролю над вооружениями. Более того, вопреки  ранее достигнутым соглашениям, американская администрация до сих  пор не отказалась от намерения развернуть свою национальную систему ПРО и  даже стала реанимировать идею создания ранее запрещенных ракет среднего радиуса действия (РСРД).

Кроме того, президент Клинтон  подписал указ о распространении  с 1 октября 1999 г. зоны оперативной ответственности  Объединенного командования ВС США  на территорию Узбекистана, Туркмении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, что самым непосредственным образом  затрагивает интересы России на постсоветском  пространстве. Даже Совместное заявление  президентов России и США о  принципах стратегической стабильности, подписанное в июне 2000 г., не смягчило остроту недоразумений в двусторонних отношениях, хотя и было обильно  пересыпано обещаниями развивать отношения  дружбы и взаимного доверия.

Разуверившись в искренности  Клинтона, правительство России вспомнило  наконец о своих национальных интересах и заявило о том, что отказывается от заключенной  ранее сделки Гор-Черномырдин (поставки оружия Ирану), из-за которой Россия потеряла почти 4 млрд. долларов. Сейчас трудно сказать, как будут строиться  российско-американские отношения  в начале будущего века, однако проблем  здесь более чем достаточно и  новой администрации Д. Буша придется скорректировать свое отношение  с Россией, если она хочет поддерживать их на уровне надежной стабильности и  предсказуемости.

Президентские выборы 2000 г. Последние президентские выборы в США, безусловно, войдут в историю  страны в качестве «самых странных выборов», серьезным образом подорвавших  авторитет традиционной избирательной  системы и посеявшим сомнения в прочности политических институтов власти.

Они прошли 7 ноября 2000 г. и  поначалу мало чем отличались от предыдущих. Кандидат от Демократической партии А. Гор выдвинул программу продолжения  социально-экономического и политического  курса предыдущей администрации, хотя и постарался отмежеваться от всех тех скандалов, которые сопровождали весь период президентства Клинтона. В его активе оказались все  преимущества второй половины 90-х гг. – инфляция на уровне 2-3% в год, безработица  – около 4%, уровень бедности снизился до 12,7%, ВВП впервые перевалил  за отметку 9 трлн. долл., создано свыше 20 млн. новых рабочих мест. К тому же невиданный профицит федерального бюджета 2000 г. – 237 млрд. долл., что особенно впечатляет по сравнению с дефицитом 290,4 млрд. долл. в 1993 г., когда администрация  Клинтона-Гора только приступила к  работе. Именно эти успехи дали А. Гору возможность настаивать на преимуществах  концепции «Третьего пути», продолжать которую он намеревался уже в  качестве президента.

Главным соперником демократов стал губернатор Техаса Дж. Буш, сын 41-го президента США (1988-1992). Он вел избирательную  кампанию более энергично, умело  критиковал администрацию Клинтона и не скупился на обещания сделать  страну еще более богатой и  влиятельной. Правда, при этом отказался  от радикального консерватизма «эпохи Рейгана», сменив его на более благозвучный и привлекательный «сострадательный консерватизм» конца 90-х гг.

Сенсацией на этих выборах  стало заявление известного политика Пэта Бьюкенена о том, что он переходит  из Республиканской партии в созданную  в 1992 г. Россом Перо Партию реформ и  будет участвовать в выборах  в качестве кандидата в президенты. Однако очередная попытка создать  в стране третью политическую силу и потеснить две основные успеха, как и предполагалось, не имела. Партии реформ удалось собрать несколько  процентов голосов, и уступить даже представителю партии «зеленых»  Ралфу Нэйдеру (см. таб.3).

В предвыборной кампании 2000 г. было два важнейших события, предопределивших дальнейший ход изнурительного президентского марафона. 27 ноября, то есть после того, как определение лидера предвыборной гонки зашло в тупик, впервые  в истории США данные об итогах голосовании были оспорены сперва в  окружных судах, затем в Верховном  суде Флориды и наконец в Верховном  суде США. При этом оба кандидата  отчаянно взывали к справедливости и уповали на беспристрастность  судебной системы.

Таб. 3. Распределение  голосов религиозных групп

на выборах 2000 г. ( в проц.) 

 

Религиозные группы

Всего

За А.Гора

За Д. Буша

За Р.Нэйдера

За Бьюкенена

Протестанты

54

42

56

2

0

Католики

26

50

47

2

1

Иудеи

4

79

19

1

0

Другие конфессии

6

62

28

7

1

В т.ч. мормоны

1

20

75

2

1

Неверующие

9

61

30

7

0


Источник: НГ-религии, 15-Х1-2000. С. 2.

А закончилась эта эпопея 13 декабря, то есть на 36-й день после  проведения выборов, когда Верховный  суд США, рассмотрев дело «Буш против Гора», пришел к выводу, что решение  Верховного суда Флориды о пересчете  спорных бюллетеней является ошибочным  и антиконституционным. Правда, сам  Верховный суд США оказался таким  же расколотым, как и вся страна: историческое решение, сделавшее Дж. Буша очередным президентом страны, было принято большинством в один голос (5 против 4).

К этому времени опросы общественного мнения показали, что 60% американцев доверяют решению  Верховного суда и считают, что победу одержал Дж. Буш. Вскоре после этого  А. Гор выступил с обращением к  народу и заявил, что категорически  не согласен с решением суда, но вынужден подчиниться ему, чтобы не углублять  и без того ощутимый раскол в обществе. Таким образом, только после 5 недель ожесточенных споров и судебных дрязг  Америка узнала имя нового президента страны. До 43-го президента США в  Белом доме находились 14 демократов и 28 республиканцев. Два президента были избраны Конгрессом, а три  стали президентами, получив меньшинство  голосов. Кроме того, Дж. Буш стал вторым президентом в истории  США (после Адамса), отец которого тоже был президентом.

КАНАДА.

Последнее десятилетие  ХХ в. ознаменовалось дальнейшим ростом экономики Канады, развитием ее социальной системы и важными переменами во внутриполитической жизни. Еще в  ноябре 1988 г. на парламентских выборах  победу одержал представитель Прогрессивно-консервативной партии (ПКП) Б. Малруни, который с  первого дня своего правления  вновь столкнулся с проблемой  сепаратизма в провинции Квебек. Отчаянно пытаясь найти выход  из положения, правительство объявило о проведении референдума по вопросу  о введении особых льгот и привилегий для франкоговорящих жителей  страны.

Такой референдум состоялся осенью 1992 г. и избиратели значительным большинством голосов  отвергли притязания франкоканадцев на особый статус. Однако сама попытка  решить эту проблему подобным образом  серьезно подорвала доверие канадцев к правительству Б. Малруни и  его партии, в результате чего на очередных парламентских выборах 1993 г. победу одержала оппозиционная  Либеральная партия Канады (ЛПК).

Новым премьер-министром  страны стал Жан Кретьен, а представители  Квебекского блока заняли второе место в парламенте, образовав  довольно внушительную фракцию. Вскоре был проведен еще один референдум по проблеме Квебека (1995 г.). Избиратели незначительным большинством голосов (50,6%) отвергли предложение о выходе Квебека из состава Канадской  федерации и образовании самостоятельного государства. С тех пор острота  и актуальность «проблемы Квебека» пошла на убыль, но говорить о полном ее решении пока еще нет никаких  оснований.

В январе 1999 г. министерством  иммиграции Канады был опубликован  документ «Новые направления в законодательстве и политике в области иммиграции», в соответствии с которым были значительно облегчены условия  получения канадского гражданства  членами семей тех иммигрантов, которые уже проживали некоторое  время в этой стране. Кроме того, были упрощены условия предоставления гражданства бизнесменам, а заодно ужесточен контроль за происхождением ввозимых в страну капиталов. Было также  указано, что отныне отношение к  потенциальным иммигрантам будет  в высшей степени поощрительным, хотя и строго дифференцированным. Иными словами, правительство Канады откровенно заявило, что будет отдавать явное преимущество высококвалифицированным кадрам из стран Восточной Европы вообще, а не только представителям отдельных дефицитных профессий.

Одновременно правительство  Ж. Кретьена разработало целую серию  программ для оказания помощи потенциальным  иммигрантам из числа высококвалифицированных  специалистов. Так, в частности, была отменена обязательная сдача экзаменов  по английскому языку, что явилось  весьма существенным фактором для увеличения притока свежей рабочей силы в  страну. Таким образом, правительство  Канады пытается войти в ХХ1 век  в качестве одной из ведущих стран  по приему высококвалифицированных  специалистов из всего мира и тем  самым решить множество внутренних социально-экономических задач.

В ноябре 2000 г. в  Канаде состоялись досрочные парламентские  выборы. Возглавляемая премьер-министром  Ж. Кретьеном Либеральная партия надеялась на очередную победу и  не ошиблась в своих прогнозах. Она  в третий раз получила большинство  голосов избирателей и даже увеличила  свое представительство в Палате общин со 155 до 171 места (из 301). Таким  образом, Либеральная партия в третий раз получила право сформировать однопартийный кабинет министров  и продолжить намеченные ранее реформы.

Противники Ж. Кретьена объединились летом 1999 г. в «Канадский альянс», куда вошли Реформистская  партия, старомодное Популистское движение, а также консерваторы из Онтарио. Во главе альянса стал популярный политический деятель Стокуэлл Дэй, однако даже его скандальная репутация  не помогла альянсу добиться победы. Избирателям, вероятно, не понравилась  его ксенофобская риторика, а также  скандал с членом руководства  альянса Бетти Грэйнджер, которая  заявила в одном из своих выступлений, что приток иммигрантов из Азии является самым настоящим «азиатским нашествием»  и что нужно немедленно спасать  страну от желтой опасности. В результате политически некорректных заявлений  альянс завоевал на выборах лишь 67 мест и теперь не может претендовать на сколько-нибудь значительное влияние  в стране.

Внешняя политика Канады в 90-е гг. отличалась традиционным постоянством приоритетов и надежностью  связей со старыми партнерами. В  этот период она активизировала свое участие не только в Британском Содружестве  наций (БСН), членом которого является с давних времен, но и Организации  франкоязычных государств (франкофонии), в которую сейчас входят 52 государства  Азии, Африки и Америки. Причем эта  организация объединяет не только бывшие французские колонии, но и государства  с так называемым французским  наследием либо претендующие на него, как, например, Румыния, Молдавия, Болгария и Польша. В сентябре 1999 г. в канадском  городе Монктон прошла очередная  конференция франкофонов на высшем уровне, главным вопросом на которой  стала проблема прав человека в зоне влияния Франции.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации