Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Разумеется, это вовсе  не означает, что США и впредь будут иметь столь впечатляющие преимущества перед другими странами. Есть опасения, что рано или поздно экономика США может рухнуть  из-за искусственного «перегрева» и  тогда случится кризис, по сравнению  с которым даже «Великая депрессия» 1929-1933 гг. покажется мелочью. Причем подобные опасения стали подтверждаться уже в самом начале 2001 г., когда  после очередных выборов к  власти пришла администрация Дж. Буша-младшего. Фондовые рынки оказались настолько  «перегретыми», что это вызвало  заметное падения курса акций  многих американских компаний, причем в наибольшей степени пострадали предприятия наукоемких отраслей (NASDAQ). Однако запас прочности американской экономики сейчас настолько велик, что пока позволяет безболезненно преодолевать подобные трудности.

Главная опасность для  США в начале нового века – это  не классический кризис, а инфляция. Экономика США разогналась сейчас до такой степени, что впервые  в истории поглотила безработицу, а это неизбежно вызывает повышение  зарплаты и рост цен. Не надо быть экономистом, чтобы понять одну простую вещь –  чем выше продуктивность национальной экономики и чем ниже уровень  безработицы, тем больше вероятность  «перегрева» и взрыва инфляции.

Нет никаких сомнений в  том, что сейчас американская экономика  сильна как никогда. За последнее  десятилетие создано свыше 20 млн. новых рабочих мест, ликвидирован дефицит госбюджета, а превышение государственных доходов над  расходами составит в ближайшие  годы около 5 триллионов долларов. Почасовая  оплата труда американцев поднялась  до 5,15 доллара, а количество владельцев акций впервые достигло 55% населения. Темпы роста ВВП с середины 90-х гг. находились на уровне 3%, а  с 1997 г. стали превышать 4%. При этом резко возросло количество пользователей  сетью Интернет. В Северной Америке  оно достигло 140 млн. человек, что  намного больше, чем во всех странах  Европы вместе взятых (83 млн.).

Информационная революция  привела к тому, что в конце 90-х гг. около 40 млн. американцев стали  выполнять свои профессиональные обязанности  посредством Всемирной паутины, то есть не выходя из дома, что в очередной  раз подтвердило прогнозы известного американского социолога и политолога Э. Тоффлера о неизбежном переходе миллионов  американцев к режиму работы в  так называемых "электронных коттеджах". Более того, для 66% населения вполне реальной стала давняя американская мечта о собственном доме, не говоря уже о прочих благах цивилизации. В целом же на 4,5% населения планеты (население США) приходилось в  конце 90-х гг. более 21% мирового ВВП, из чего следует, что по сути дела сейчас значительная часть мировой экономики  так или иначе работает на США, получая взамен высокие технологии и военную защиту. Все это делает американскую экономику довольно устойчивой к кризисам, хотя определенные потрясения все же возможны.

Надо сказать, что укреплению национальной экономики США во многом способствовал рост военных расходов, которые превысили в последнее  время сумму в 300 млрд. долларов, хотя их доля в общих федеральных расходах заметно сократилась (см. таб.2).

Таб 2. Военные  расходы США за период 1960-1998 гг.

Год

Военные расходы (млрд. д.)

В том числе

Оборона (%)

Оборона

Ветераны

к ВВП

К фед. расх.

1960

53,5

48,1

5,4

9,3

52,2

1970

90,4

81,7

8,7

8,1

41,8

1980

155,2

134,0

21,2

4,9

22,7

1990

328,4

299,3

29,1

5,3

23,9

1998

307,2

264,1

43,1

3,2

15,5

Источник: Независимое  военное обозрение, №39, 1999. С. 3.


Значительные изменения  претерпела и довольно развитая в  прежние годы сфера социальных отношений. Президент Клинтон определил  уровень государственных доходов  в бюджете 2001 г. в размере 2 трлн. долл., что позволяет новой администрации уверенно осуществлять многочисленные социальные программы. Тем более что современная система социального обеспечения США образует прочную «страховочную сеть», защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности или кормильца. Сегодня свыше 80 млн. американцев (третья часть всего населения) регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превышает 1 трлн. долларов. И во многом это произошло благодаря существенному сокращению доли расходов на оборону в федеральном бюджете.

Другим важным фактором улучшения  системы социального обеспечения  в США стали реформы Клинтона в области управления национальной экономикой. Отвергнув идеологизированные постулаты «рейганомики» 80-х гг., администрация Клинтона тем не менее  не вернулась к привычным либерально-демократическим  лозунгам, а выбрала прагматический средний курс и провозгласила  собственную экономическую модель, которая успешно преодолевает ложную дилемму: правительство или рынок. «Третий путь» в трактовке  Клинтона сохраняет социальные функции  государства, но реализует их посредством  бездефицитного финансирования, что  не удавалось никому из его предшественников. При этом американское государство  смело возлагало на себя ответственность  за обеспечение экономического процветания  США в следующем веке и громогласно  гарантировало своим гражданам  тот высокий уровень социальной защиты, который был достигнут  страной в 90-е гг.

С это целью администрация  Клинтона предложила в 2000 г. «Национальный  план защиты информационных систем»  как единственно возможное в  настоящее время средство защиты национальной экономики, национальной безопасности, общественного здравоохранения  и личной безопасности граждан. Без  этого реализация всех поставленных ранее задач будет практически  невозможной. Разумеется, главное здесь  – интересы Пентагона, но не только. Сейчас, когда около 40 млн. американцев  работают в так называемых «электронном коттеджах», а доступ к Интернету  стал повсеместным явлением, своевременность  такой программы не вызывает никаких  сомнений.

Тем же проблемам было посвящено  и ежегодное послание президента под названием «Стратегия национальной безопасности США для нового столетия», опубликованное осенью 1999 г. «Каждый  доллар, который мы тратим на предотвращение конфликтов, на содействие демократии, на борьбу с распространением болезней и голода, - говорилось в этом документе, - дает гарантированную отдачу в  виде нашей безопасности и нашего богатства».

Характерной чертой внутриполитической жизни США в 90-е гг. стал резкий подъем феминистского движения. В  настоящее время женщины составляют более половины электората, более 60% лиц, получающих высшее образование, включая  самое престижное - медицинское и  юридическое, а также почти третью часть национального бизнеса  и четвертую часть работодателей. Благодаря политике президента Б. Клинтона, США вышли в лидеры по обеспечению  женщин равными правами. Много лет  успешно действует Президентский  межведомственный совет по проблемам  женщин (создан в 1995 г.), почетным председателем  которого стала Хиллари Клинтон.

Тем не менее о полном равенстве полов в США говорить еще рано. Социологи уже подсчитали, что если процесс эмансипации  женщин будет продолжаться такими же темпами, то полного равенства американки добьются только к 2270 г., а паритет  полов в американском конгрессе  будет достигнут только в 2500 г. Сейчас же на повестке дня стоит самый главный вопрос – женщина-президент. По мнению многих аналитиков, такой женщиной вполне может стать избранная в 2000 г. сенатором Хиллари Клинтон. Только после этого можно ожидать появления в качестве президента афроамериканца, еврея, латиноамериканца или представителя любой другой национальной группы.

Заметного успеха достигла при Клинтоне борьба с коррупцией, под которой американское правосудие понимает любое нарушение служебных  обязанностей, если оно так или  иначе связано с извлечением  незаконных доходов. Другими словами, коррупция в американском обществе стала пониматься в этот период как  дисфункция современного общества, связанная  с возможностью извлечения противоправного  дохода путем эксплуатации соответствующего должностного положения.

С этой целью американские специалисты выделили пять видов  коррупции: Коррупция в органах  отправления правосудия; коррупция  в органах законодательной власти; коррупция в органах исполнительной власти; коррупция в правоохранительных органах и коррупция в частных  предприятиях и фирмах.

Об успешных результатах  борьбы с коррупцией можно судить хотя бы по операции «Грей-лорд» в  Чикаго, в ходе которой были осуждены 15 судей и 49 видных юристов штата, 103 человека подверглись дисциплинарным взысканиям, лишены лицензий, а некоторые  из них были вовсе отстранены от работы. При этом администрация Клинтона разработала специальный план по проверке чиновников всех уровней и  предотвращению коррупции в федеральных  и местных органах власти. Столь  же эффективной оказалась проведенная  по инициативе Б. Клитона операция «Шейх», по результатам которой из государственной  службы было уволено более 200 чиновников.

Не менее заметны успехи США в борьбе с тяжкими преступлениями. В 90-е гг. их количество уменьшилось  почти вдвое и составило около 18 тыс. в год. Благодаря настойчивости  президента, американские власти ввели  более суровые наказания за тяжкие преступления и в особенности  за распространение наркотиков. Более  того, в последнее время появились  первые признаки распада некогда  могущественной американской мафии  «Коза ностра». Судебные процессы 90-х  гг. обезглавили некогда могущественные кланы Гамбино, Лючезе, Коломбо, Дженовезе  и Бонано, после чего все эти  мафиозные семейства так и  не смогли оправиться от нанесенных им ударов американской Фемиды.

Разумеется, сейчас еще рано говорить об окончательной победе над  мафией, но уже можно смело делать вывод о ее безусловном упадке в современных условиях. «Коза  ностра» практически полностью  утратила контроль над профсоюзами  и некоторыми другими традиционными  сферами своей деятельности, приносившиими  ей огромные доходы, и оказалась  на задворках экономической системы  страны.

Правда, при этом жизнь  самого американского президента постоянно  оказывалась под угрозой. За годы его правления на него было совершено  более 10 покушений и еще больше поступило угроз свести с ним  счеты. Американские спецслужбы объясняли  это психическими отклонениями у  отдельных граждан («Дело Николаса», например), однако сам этот факт является более чем симптоматичным.

В конце 1998 г. в США разразился новый скандал, связанный с аморальным поведением президента Б. Клинтона. Правда, попытка импичмента связи с делом  «Моникагейт» провалилась, однако этот скандал наложил негативный отпечаток  на последние годы правления Б. Клинтона, исправить который ему так  и не удалось.

Вслед за этим в США разгорелся так называемый «Банковский скандал», связанный с отмыванием в США  украденных в России кредитов МВФ, а  вскоре после этого он был дополнен скандалом «Рашагейт», инициаторы которого обвинили вице-президента А. Гора в  развитии технологического сотрудничества с Россией в ущерб национальной безопасности США. Разумеется, все эти  скандалы были так или иначе связаны  с предстоящими президентскими выборами, но считать их совершенно необоснованными  было бы крайне неосмотрительно.

В целом же достижения администрации  президента Клинтона в рассматриваемый  период можно выразить следующим  образом: Во-первых, Клинтон сумел  сделать правильный выбор некоторых  ключевых параметров экономической  политики, что позволило стране поддержать свободную торговлю и способствовать сокращению дефицита государственного бюджета. Более того, он сумел защитить эту линию от нападок республиканцев, требовавших внедрения фискально-затратных  программ.

Во-вторых, правительство  США значительно усилило поддержку  науки, а расходы на ее финансирование возросли примерно до 85 млрд. долларов в год. Эти меры помогли США  завоевать бесспорное лидерство  в мире по развитию научно-исследовательских  программ (НИОКР) в области информационной технологии и биотехнологии.

В-третьих, администрация  Клинтона всячески способствовала развитию и распространению Интернета  как краеугольной основы экономического роста. Правительство добилось значительных налоговых послаблений для занимающихся электронной коммерцией компаний. Благодаря  инициативам правительства, к сети Интернет были подключены почти все  общеобразовательные школы, библиотеки и высшие учебные заведения страны.

В-четвертых, администрация  Клинтона провела реформу высшего  образования, в результате чего доля американских студентов, поступивших  в университеты после окончания  школы, выросла до 67%, что на 10% больше, чем десять лет назад.

Разумеется, было бы ошибочным  преувеличивать роль президента Клинтона в тех социально-экономических  успехах, которых США добились в 90-е гг. Во многом они объясняются  чрезвычайно благоприятной экономической  конъюнктурой и бесспорным лидерством США в области новейших технологий, что дало администрации Б. Клинтона возможность использовать громадные  финансовые ресурсы не только своей  страны, но и всего Запада. Однако и недооценивать активность Б. Клинтона было бы неправильно. Не без труда  преодолев ошибки первого срока  правления, его администрация предприняла  ряд важнейших мер по укреплению американской экономики и по ее адаптации  к условиям завершающейся на наших  глазах глобализации.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации