Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 13:07, реферат
в своей последующей работе я попытаюсь раскрыть основное содержание истории естествознания на таких двух положениях, как
1. основные этапы его исторического развития;
2. вклад И. Ньютона в развитие науки.
Содержание.
Введение.
Естествознание как современная наука, как неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества возникла в Европе в период 15-17 вв., в период становления капиталистического способа производства.
Необходимо отметить, что согласно основным точкам зрения наука – это:
В связи с чем и существуют различные точки отсчета в развитии науки, а именно:
Естествознание изучает процессы, происходившие и происходящие в реальном объективном мире, географической оболочке, космическом пространстве; изучает факты и явления из области философии, астрофизики, геологии, психологии, генетики, эволюции. Это раздел науки, основанный на эмпирической проверке (проверке на практике) гипотез и создании теорий, описывающих многообразные природные явления и процессы.
Предметом же естествознания является совокупность фактов и явлений, которая воспринимаются органами чувств человека. Задача ученых обобщить все эти процессы и создать объективную теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы.
Знание современных фундаментальных научных положений естествознания, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности. Ну а изучение современной науки необходимо начинать с изучения истоков – потому что именно там закладывались ее основы.
Историю развития естествознания можно проследить с VI века до н.э. Начиная с эпохи Коперника, история естествознания рассматривается в свете научных революций, связанных с выявлением фундаментальных принципов природы.
Итак, в своей последующей работе я попытаюсь раскрыть основное содержание истории естествознания на таких двух положениях, как
Глава
1. Основные этапы исторического
развития естествознания.
Одни ученые выделяют три-четыре этапа исторического развития естествознания, другие - около десяти. Переходы от этапа к этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топтания на месте».
Древняя Греция с VI века до нашей эры и греческие колонии на побережье Средиземного, Черного и Азовского морей и бассейнов их рек перестают быть аграрными государствами. Земледелие перестает быть господствующей отраслью экономики. Высокого развития достигают ремесла, торговля, денежные отношения. Строй рабовладельческой демократии становится господствующим, разворачивается борьба партий, вводятся письменные законы, устанавливаются контакты с высококультурными соседями. В связи с этим у греков меняется тип и способ мышления, взгляды на жизнь, возникают философские идеи.
Философская мысль у греков, отличающаяся стремлением к точному познанию действительности, смелостью выводов и суждений, стала рассматриваться как объективная реальность. Именно это объясняет независимость греческой науки и мифологии и широкое распространение мифологии - различных писаний о сказочных существах, их деятельности и нравах.
Миф – это многофункциональное и многослойное образование, обобщенное отражение действительности в фантастическом виде неких одушевленных существ. Он резко отличается от понятийного мышления тем, что всегда принимается за правду, даже если не правдоподобен. Мир мифа одновременно связывает человека с двумя мирами – реальным и божественным. Мифология является формой практического духовного освоения мира. В античной Греции параллельно существуют две отрасли культуры: магия и наука. Это и есть два параллельных способа познания мира.
Эпоха античности дала миру научные работы и труды, философские идеологии таких ученых и философов как: Фалес Милетский и Анаксимандр, Анаксагор и Гераклит Эфесский, Диоген и Эпикур, Левкипп и Демокрит, Гипарк и Архимед, Пифагор и Геродот, Гиппократ и Сократ, Протагор и Питак, Периандр и Ксенон, Платон и Аристотель и др.
Также следует отметить, что естественнонаучные знания Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI веке до н.э. и обрели статус науки как определенной системы знаний, то есть различные исследования и явления природы были поставлены на уровень научности. Эта наука называлась натурфилософией (от лат. natura — природа). Натурфилософы воспринимали природу во всей ее полноте и были исследователями в различных областях знания. Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, проявлением которого и стала конкуренция различных воззрений на природу. Во всех трудах древнегреческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в философскую нить их мысли.
В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милете, расположенном на полуострове Малая Азия, возникла первая научная школа, известная прежде всего своими исканиями, а не достижениями. Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей, а именно из чего состоят все вещи и окружающий мир?
Фалес Милетский в своих философских суждениях выдвинул гипотезу, что причиной мироздания и всего сущего является вода. «Из воды все исходит, и в воду же возвращается». Он полагал, что все объекты, предметы и вещества материального и духовного мира живой и неживой природы когда-либо произошли из воды, и по окончании своего существования превращаются обратно в воду. Это было первое научное высказывание всего античного мира, которое заложило основу развития философии в целом и естествознания в частности.
Анаксимандр – ученик Фалеса в своих философских суждениях возражал Фалесу, полагая, что все предметы и объекты в мире произошли из огня. Он сделал вывод, что огонь является прародителем живых и неживых тел, и что процесс образования планеты и её населения имеет внеземную природу.
Анаксимен, возражая Фалесу и Анаксимандру, считал, что все произошло из воздуха. С его точки зрения, воздушная среда является неотъемлемым атрибутом физиологических процессов растений и животных, обмена веществ. Воздух необходим для конденсации воды в атмосфере при испарении и выпадении осадков.
Протагор является основоположником греческой философской концепции по душе: нравственных, морально-этических качеств человека. В свои философских учениях Протагор главную роль отводил самому человеку, его роли и месту в общественной жизни. Он полагал, что только человеку присущи высшие нормы и уровни мышления, сознания, познания, любви, благородства. Человек является высшим разумным существом на планете и может судить о деяниях других по своим критериям. « Человек есть мера всех вещей существующих, что существуют и не существующих, что не существуют».
Другое научное сообщество рассматриваемого периода – это пифагорейцы. Взамен воды, воздуха или огня как первоначал мира они ввели понятие числа. Пифагорейцы также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, «элементы чисел должны быть элементами вещей». Пифагор (582—500 гг. до н.э.) был не только известным математиком и астрономом, но и духовным лидером своих учеников и многих ученых того времени. Пифагорейцы проповедовали тип жизни в поисках истины, научное познание, которое, как они считали, и есть высшее очищение - очищение души от тела. Необходимо отметить, что пифагорейские числа не соответствуют современным абстрактным представлениям о них. Пифагорейское число тянуло за собой длинный «шлейф» физических, геометрических и даже мистических понятий.
Исследование первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы были продолжены Демокритом (около 460-370 гг. до н.э.) и его учителем Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение атомистика утверждало, что все в мире состоит из атомов — неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, вечных, мельчайших частиц. Учение об атоме явилось гениальной догадкой, которая намного опередила свое время и служила источником вдохновения для многих его последователей.
Самой яркой фигурой древнегреческого этапа развития естествознания был величайший ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель в совершенстве освоил учение своего учителя Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше, выбрав свое собственное направление в научном поиске. Если для Платона было характерно состояние вечного поиска без конкретной окончательной позиции, то научный дух Аристотеля вел его к синтезу, созданию и систематизации, к постановке проблем и разделению методов их решения. Он наметил пути развития метафизики и физики, психологии и логики, этики и эстетики и т.д.
Также Аристотель выделил 4 причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую.
Аристотель разделял все науки на три больших группы:
Формальная логика, созданная Аристотелем, просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца XIX века.
С именем Гиппократа (460—370 гг. до н.э.) связано зарождение медицины как самостоятельного научного знания. Гиппократ придал ей статус науки и создал эффективно действующий метод, непосредственно связанный с ионийской философией природы. За этим методом стояли усилия древних философов дать естественное объяснение каждому явлению, найти его причину и цепочку следствий, веру в возможность понять все тайны мира. Медицинские труды Гиппократа многочисленны и разнообразны. Основной его тезис таков: медицина должна развиваться на основе точного метода, систематического и организованного описания различных заболеваний.
Первой из эллинистических школ была школа Эпикура (341—270 гг. до н.э.). Эпикур разделил философию на три части: логику, физику и этику. Физика по Эпикуру - это целостный взгляд на реальность. Эпикур развил идеи атомистики, заложенные Левкиппом и Демокритом. В его школе было показано, что атомы различаются весом и формой, а их разнообразие не бесконечно. Для объяснения причины движения атомов Эпикур ввел понятие первоначального толчка.
С 332 г. до н.э. началось сооружение города Александрии, который стал основным научным центром эллинистической эпохи, центром притяжения ученых всего средиземноморского региона.
В Александрии был создан знаменитый Музей, где были собраны необходимые инструменты для научных исследований. К Музею была присоединена Библиотека, которая вмещала в себя всю греческую литературу, литературу Египта и многих других стран.
В первой половине III в. до н.э. в Музее велись серьезные медицинские исследования. Герофил и Эрасистрат продвинули анатомию и физиологию, оперируя при помощи скальпеля. Герофилу медицина обязана многими открытиями. Например, он доказал, что центральным органом живого организма является мозг, а не сердце, как думали ранее. Он изучил разновидности пульса и его диагностическое значение.