Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа
Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.
Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…
Комплекс «А»: задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов
Комплекс
«Б»: задания на отраженное и сопряженное
проговаривание сложных по структуре
и малочастотных слов. Цель: установление
характера искажений в данном варианте
употребления слов, выяснения влияния
эталона произнесения лексической единицы
на качество проговаривания детьми.
Комплекс «Г»: задания на выявление возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений .
Комплекс «Д»: задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений: многократное воспроизведение конструкции с предъявлением образца; многократное воспроизведение синтаксической конструкции без постоянного предъявления эталона. Цель: выяснение возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания)
Анализ результатов первой серии целесообразно осуществлять с учетом следующих критериев:
♦ уровень сложности слоговой структуры слова, доступный для произнесения;
♦ количество и характер искажений;
♦ состояние ритмического рисунка слов при воспроизведении;
♦ темпинговые характеристики воспроизведения слов;
♦ наличие / отсутствие преобладания определенного типа искажений;
♦ стратегия анализа структуры лексической единицы;
♦ возможности контроля правильности при произнесении слова.
Обследование восприятия лексических единиц
Задачи второй серии заданий.1. Выявление возможностей восприятия и оценки длины слова, наличия или отсутствия акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определения дисритмии и искажений в лексической единице. 2.Исследование способности к вероятностному прогнозированию и посегментному анализу слова и определение специфики прогностических операций на различном материале.3. Выявление наличия зависимости, определяющей уровень сформированности механизмов упреждающего синтеза, вероятностного прогнозирования, посегментного анализа от степени овладения слоговой структурой слова в процессе проговаривания.4. Исследование способности к динамике овладения процессами восприятия слова в рамках экспериментального времени.
Данная серия заданий разработана нами на основе теоретических данных П.К. Анохина, в частности, сформулированного им закона опережающего отражения действительности как всеобщей прогнозирующей способности живой материи; исследований по физиологии Н.А. Бернштейна о возможностях мозга осуществлять предвосхищение реального речевого воздействия; психологической теории восприятия как процесса посегментного анализа через синтез, детерминированного вероятностным прогнозированием (Д. Фрай, П. Ладефогд, Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя и др.).
Комплекс «А»: задания на выявление просодической и ритмической чувствительности к слову.
Комплекс «Б»: задания на выявление особенностей восприятия
дисритмии и структурных искажений в слове.
Комплекс «В»: задания на выявление возможностей вероятностного прогнозировани .
Анализ результатов второй серии обследования предлагается осуществлять с учетом следующих критериев:
♦ количество и характер ошибок;
♦ соотнесенность количества и характера ошибок восприятия с
выраженностью искажений воспроизведения слов различной слоговой структуры;
♦ возможности контроля правильности воспринимаемой структуры.
Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий
Задачи третьей серии заданий. 1. Выявление состояния сложных параметров двигательных актов: ритмического и динамического. 2. Изучение возможностей построения серийно организованных движений, характера и количества возможных трудностей. 3. Определение динамики обучения ритмизации, построению и удержанию серийно организованных движений з процессе обследования.
Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется при помощи нескольких комплексов заданий («А», «Б», «В», «Г», «Д»), разработанных нами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой, методики А.Р. Лурия.
Комплекс «А»: задания, направленные на выявление динамических параметров движений органов артикуляции.
Комплекс «Б»: задания, направленные на выявление динамических параметров мелких движений.
Комплекс «В»: задания, направленные на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных движений.
Комплекс «Г»: задания, направленные на исследование особенностей воспроизведения детьми ритмически организованных серий движений
руками.
Комплекс «Д»: задания, направленные на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений ногой.
При анализе полученных материалов по третьей серии предлагается учитывать следующие критерии:
♦ количество удержанных двигательных серий;
♦ количество правильно воспроизведенных ритмических моделей;
♦ количество попыток, их результативность;
♦ характер допущенных ошибок, их стойкость;
♦ точность воспроизведения предложенной последовательности движений ;
♦ темп, плавность, амплитуда, целенаправленность движений;
♦ самостоятельность выполнения заданий.
Обследование
состояния оптико-
Задачи
четвертой серии заданий: 1. соматопространственной
ориентации и пространственной организации
движений рук и ног. 2. состояния пространственных
представлений и ориентации в трехмерном
и двухмерном пространствах; 3.возможностей
удержания предложенной стратегии пространственно
организованной деятельности; 4. возможностей
выполнения пространственно-
Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при помощи трех комплексов специальных заданий («А», «Б», «В»), составленных на основе разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.).
Комплекс
«А»: задания, направленные на выявление
особенностей соматопространственной
ориентации и возможностей пространственной
организации движений.
Комплекс «В»: задания, направленные на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.
Анализ результатов выполнения заданий четвертой серии рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
♦ количество правильно выполненных заданий;
♦ автоматизированность, точность, скорость, самостоятельность выполнения действия;
♦ возможность удержания программы последовательных пространственно организованных действий, точность ее выполнения;
♦ характер стратегии и тактики всей оптико-пространственной деятельности в целом;
♦
возможность оценивать
Глава II. Опытно-экспериментальная эффективность коррекционной логопедической работы по формированию структуры слова у детей с ОНР.
2.1. Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Содержание коррекционного обучения в каждом из предлагаемых направлений определяется рядом исходных положений.
1. Анализ
литературы в области
2. Анализ литературы различных областей научного знания (психолингвистики, психофизиологии, психологии), экспериментальные материалы показывают, что закон опережающего отражения действительности, выдвинутый П. К. Анохиным в качестве общего принципа существования материального мира, является частной характеристикой для процессов восприятия и порождения речи. Проявлением данной общепсихологической закономерности в восприятии выступает механизм вероятностного прогнозирования, а в проговаривании — механизм упреждающего синтеза, суть которых заключается в опознании целой структуры и предвидении последующего ее элемента. При этом, функционирование указанных механизмов определяет возможность посегментного анализа (и последующего синтеза) воспринимаемой и произносимой структуры.
При разработке содержания коррекционных направлений особая роль отводится учету значимости функционирования указанных механизмов для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.
3. Теоретические
и экспериментальные данные в
области исследования
4. Нейропсихологические,
психологические,
Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации
А) Направления коррекционной работы по развитию ориентации в собственном теле:
♦ практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта, асимметрии конечностей;