Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа
Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.
Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…
Результаты
проведения проб для наглядности
изобразим графически:
По полученным результатам мы можем сделать следующие выводы: обследуемые нами дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряду, так и слова-паронимы. Навыки фонематического анализа и синтеза также имеют низкий уровень развития.
Как уже отмечалось,
формирующий эксперимент
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических
средств языка, развитие связной речи – 2 раза в неделю, индивидуальные занятия – ежедневно.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
-Развитие понимания устной речи;
-Подготовка к овладению диалогической формой общения;
-Практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
-Усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения, путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
-Преобразование глаголов повелительного наклонения 2го лица единственного числа в изъявительном наклонении 3го лица единственного числа настоящего времени (спи – спит);
-Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: а) им.п.сущ. + согласованный глагол + прямое дополнение (мама + пьет + чай); б) им.п.сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (мама режет хлеб ножом).
-Усвоение навыка составления короткого рассказа.
Индивидуальные занятия по произношению планировались ежедневно. В это время осуществлялось: уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, м, м,, н, н,, п, п,, т, т,, ф, ф,, в, в,, б, б; ,постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков; различение на слух гласных и согласных звуков; выделение первого ударного слога в слове (Аня, ухо), анализ звуковых сочетаний типа ау, уа;
На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается: отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков; постановкой отсутствующих звуков; выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя различные анализаторы; различением звуков на слух; дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.
На
фронтальных логопедических занятиях:
изучаются гласные звуки: а, о, у,
и, э, ы; согласные звуки: п, пь, т, к, кь,
ть, ль. Одновременно проводится работа
по формированию фонематического восприятия.Отработка
артикуляции согласных звуков сочетается
с формированием умения слышать, выделять
слоги с изучаемыми звуками среди других
слогов, определять наличие звука в слове.
Ведётся работа по запоминанию слоговых
рядов и по выделению ударного слога. Дети
учатся отстукивать ритм, угадывать количество
слогов. После этого переходят к анализу
и синтезу обратных слогов, образованию
и преобразованию слогов (изменяя один
звук).
Так
как в первом периоде формировались
преимущественно речевые
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка – 3 раза в неделю, по формированию звукопроизношения – 1 раз в неделю, индивидуальная работа – ежедневно.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка:
-Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
-Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материалам;
-Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросы «какой? Какая? Какое?». Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
-Упражнения в составлении сначала 2х, а затем 3х форм одних и тех же глаголов, изменение формы глаголов 3го лица единственного числа на форму 1го лица единственного числа (и множественного числа);
-Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;
-Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога;
-Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
-Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, перессказов.
Было проведено 8 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 4 занятия по развитию связной речи.
Содержание фронтальных занятий по формированию звуковой стороны речи: закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 1 периода; постановка и автоматизация отсутствующих звуков и коррекция искаженно произносимых звуков; дальнейшее освоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам глухость –звонкость, твердость-мягкость; воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
На индивидуальных занятиях уточнялось произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке. Осуществлялась работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определялись индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей. На индивидуальных занятиях ведётся постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.
На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:
дифференциацию
на слух и в произношении звуков
по твёрдости-мягкости, глухости звонкости;
закрепляются и дифференцируются звуки:
с,с-сь,з-зь,с-з,сь-зь,ц,б-п,ш-
3 период (март, апрель, май)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи – 4 раза в неделю. Содержание этих занятий:
-Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал – подъехал – въехал – съехал);
-Закрепление навыка образования относительных прилагательных с
использованием продуктивных суффиксов ов, ин, ев, ян, ан;
-Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных;
-Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с использованием суффиксов -еньк, -оньк;
-Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами;
-Уточнение значений обобщающих слов;
-Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
-Расширение значения предлогов;
-Отработка словосочетаний с предлогами в соответствующих падежах;
-Составление разных типов предложений;
-преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога, изменением вида;
-умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи;
- умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
- развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности
событий, наблюдений за серией выполняемых действий;
-закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения;
-составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.
Было проведено 17 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 36 занятий – по развитию связной речи.
Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводились 2 раза в неделю и содержали следующее: усвоение звуков л, с, ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге; дифференциация звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости, по месту образования; овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова, односложных слов.
Задачи периода:
закрепить навык употребления поставленных
звуков в самостоятельной речи детей;
изучить и дифференцировать звуки: л,р,л-ль,р-рь,л-р,рь-ль,ч,щ,ч-
По окончании учебного года (….) был проведен контрольный эксперимент в то же группе детей с использованием указанной выше методики (тест различения и выбора фонем). Полученные результаты представлены в таблице 2.
Имя ребенка | Оцениваемые критерии | |||
Слоговая структура | Звуковая структура | Произношение слогов | Средние | |
Юра Г. | 4 | 3 | 3 | 3,333333 |
Маша Б. | 4 | 4 | 3 | 3,666667 |
Денис А. | 3 | 3 | 4 | 3,333333 |
Никита Д. | 3 | 3 | 3 | 3 |
Радик Х. | 4 | 2 | 5 | 3,666667 |
Дима П. | 3 | 5 | 4 | 4 |
Данил Ф. | 4 | 3 | 4 | 3,666667 |
Кристина Б. | 4 | 4 | 3 | 3,666667 |
Данил Ч. | 4 | 4 | 4 | 4 |
Дима С | 4 | 4 | 3 | 3,666667 |
Среднее значение по группе | 3.7 | 3.5 | 3.6 |