Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…

Работа состоит из  1 файл

ГОУ Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.docx

— 176.23 Кб (Скачать документ)

Результаты  проведения проб для наглядности  изобразим графически:  
 
 
 

 
 
 

По полученным результатам мы можем сделать  следующие выводы: обследуемые нами дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные  звуки в ряду, так и слова-паронимы. Навыки фонематического анализа  и синтеза также имеют низкий уровень развития.

Формирующий эксперимент

Как уже отмечалось, формирующий эксперимент проводился в течение всего учебного года в ходе логопедической работы с детьми. Коррекция нарушений слоговой структуры  слова проводилась в ходе общей  коррекционной работы. Здесь мы приводим программу коррекционно-логопедического  обучения, осуществленную в данном случае.                                      Программа коррекционно-логопедического обучения.

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

     Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических

средств языка, развитие связной речи – 2 раза в неделю, индивидуальные занятия  – ежедневно.

     Содержание  коррекционного обучения включает в  себя:

-Развитие понимания устной речи;

-Подготовка к овладению диалогической формой общения;

-Практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

-Усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения, путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

-Преобразование глаголов повелительного наклонения 2го лица единственного числа в изъявительном наклонении 3го лица единственного числа настоящего времени (спи – спит);

-Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: а) им.п.сущ. + согласованный глагол + прямое дополнение (мама + пьет + чай); б) им.п.сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (мама режет хлеб ножом).

-Усвоение навыка составления короткого рассказа.

     Индивидуальные  занятия по произношению планировались  ежедневно. В это время осуществлялось: уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, м, м,, н, н,, п, п,, т, т,, ф, ф,, в, в,, б, б; ,постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков; различение на слух гласных и согласных звуков; выделение первого ударного слога в слове (Аня, ухо), анализ звуковых сочетаний типа ау, уа;

     На  индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается: отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного  произношения имеющихся в речи детей звуков; постановкой отсутствующих звуков; выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя различные анализаторы; различением звуков на слух; дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.

     На  фронтальных логопедических занятиях: изучаются гласные звуки: а, о, у, и, э, ы; согласные звуки: п, пь, т, к, кь, ть, ль. Одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия.Отработка артикуляции согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове. Ведётся работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После этого переходят к анализу и синтезу обратных слогов, образованию и преобразованию слогов (изменяя один звук).                                                                                                                

     Так как в первом периоде формировались  преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделялось на словарную и грамматическую работу (8 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи было отведено 3 занятий.

     2 период обучения (декабрь,  январь, февраль)

     Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка – 3 раза в неделю, по формированию звукопроизношения  – 1 раз в неделю, индивидуальная работа – ежедневно.

     Содержание  занятий по формированию лексико-грамматических средств языка:

-Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

-Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материалам;

-Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросы «какой? Какая? Какое?». Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

-Упражнения в составлении сначала 2х, а затем 3х форм одних и тех же глаголов, изменение формы глаголов 3го лица единственного числа на форму 1го лица единственного числа (и множественного числа);

-Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;

-Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога;

-Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

-Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, перессказов.

     Было  проведено 8 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 4 занятия по развитию связной речи.

     Содержание  фронтальных занятий по формированию звуковой стороны речи: закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 1 периода; постановка и автоматизация отсутствующих звуков и коррекция искаженно произносимых звуков; дальнейшее освоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам глухость –звонкость, твердость-мягкость; воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

     На  индивидуальных занятиях уточнялось произношение поставленных ранее звуков в речевом  потоке. Осуществлялась работа по выделению  звука из ряда звуков, слога с  заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в  слове, ударного гласного в слове  и начального сочетания, выделению  гласного звука в прямом слоге  и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определялись индивидуальными  особенностями звуковой стороны  речи детей. На индивидуальных занятиях ведётся постановка отсутствующих  звуков и их автоматизация.

     На  фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:

дифференциацию  на слух и в произношении звуков по твёрдости-мягкости, глухости звонкости; закрепляются и дифференцируются звуки: с,с-сь,з-зь,с-з,сь-зь,ц,б-п,ш-ж,з-ш,з-ж,с-ш; на грамматических категориях: рода, числа, падежа, времени; на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению; на развитии связной монологической речи; на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове; определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и обратных слогов, их преобразовании; на формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, гласные, согласные, глухие, звонкие, мягкие и твёрдые звуки.

     3 период (март, апрель, май)

     Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи – 4 раза в неделю. Содержание этих занятий:

-Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал – подъехал – въехал – съехал);

-Закрепление навыка образования относительных прилагательных с

использованием  продуктивных суффиксов ов, ин, ев, ян, ан;

-Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных;

-Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с использованием суффиксов -еньк, -оньк;

-Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами;

-Уточнение значений обобщающих слов;

-Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

-Расширение значения предлогов;

-Отработка словосочетаний с предлогами в соответствующих падежах;

-Составление разных типов предложений;

-преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога, изменением вида;

-умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи;

- умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

- развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности

событий, наблюдений за серией выполняемых действий;

-закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения;

-составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

          Было проведено 17 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 36 занятий – по развитию связной речи.          

Фронтальные занятия  по формированию звуковой стороны речи проводились 2 раза в неделю и содержали  следующее:  усвоение звуков л, с, ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге; дифференциация звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости, по месту образования; овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова, односложных слов.

 Задачи периода: закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей; изучить и дифференцировать звуки: л,р,л-ль,р-рь,л-р,рь-ль,ч,щ,ч-щ; закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочинённого и сложносочинённого предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.                Контрольный эксперимент

 По окончании учебного года (….) был проведен контрольный эксперимент в то же группе детей с использованием указанной выше методики (тест различения и выбора фонем). Полученные результаты представлены в таблице 2. 

 

Имя ребенка Оцениваемые критерии  
Слоговая  структура Звуковая структура Произношение  слогов Средние
Юра Г. 4 3 3 3,333333
Маша  Б. 4 4 3 3,666667
Денис А. 3 3 4 3,333333
Никита  Д. 3 3 3 3
Радик Х. 4 2 5 3,666667
Дима  П. 3 5 4 4
Данил Ф. 4 3 4 3,666667
Кристина  Б. 4 4 3 3,666667
Данил Ч. 4 4 4 4
Дима  С 4 4 3 3,666667
Среднее значение по группе 3.7 3.5 3.6  

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР