Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…

Работа состоит из  1 файл

ГОУ Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.docx

— 176.23 Кб (Скачать документ)

♦ освоение пространственных отношений между  предметами и собственным телом / телом другого субъекта и их вербализация;

♦  определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта;

♦ выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий;

♦  использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров.

Б) Направления работы по развитию ориентации в трехмерном пространстве:

♦  дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта;

♦  построение, удержание, изменение серий манипуля-тивных действий с предметами по инструкциям;

♦ определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины;

♦  составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и др. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов; последующее речевое опосредование выполненных действий;

♦   формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда;

♦  освоение и вербализация пространственных отношений между элементами предмета.

В) Направления  работы по развитию ориентации в двухмерном пространстве:

♦   освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально и горизонтально;

♦ правильное зрительное отслеживание порядка элементов предметного ряда;

♦ освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета;

♦   расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров;

♦   выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования разных цветов мозаики; речевое опосредование пространственных ориентиров во всех видах выполняемых действий;

♦   выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов;

♦ построение последовательности из фигур с учетом;

♦   изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов;

♦  определение расстояния между изображенными предметами путем подбора «дорожек» разной длины.

     Развитие  моторных функций: пространственной организации и  сложных параметров серийных движений и  действий (динамических, темпоральных и других характеристик движения)

А) Направления работы по совершенствованию статико-динамических и темпоритмических параметров общих движений и действий

♦ воспроизведение заданной последовательности общих движений;

♦  речевое опосредование последовательности выполненных движений;

♦ изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных чаете в заданной последовательности;

♦ анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

♦ различение, воспроизведение характеристика темпа ритма на основе тактильно-кинестетических, зри тельных, слуховых ощущений;

♦   воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе;

♦   изменение темпа, ритма движений.

В) Направления работы по развитию статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении

совместных  движений:

♦  соотнесение  статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук;

♦ совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук;

♦  выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук;

♦   совершенствование пространственной организации движений и действий.

Формирование  слоговой структуры  слова (восприятие и  проговаривание лексических  единиц)

Развитие  возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности.

Направления работы по развитию восприятия и воспроизведения гласных звуков, слогов и слов:

♦   идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание), длины звучания (длинное, короткое);

♦   воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;

♦   произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).

Развитие  возможностей восприятия и проговаривания последовательностей  лексических единиц

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, посегментного анализа и контроля языковой правильности.

Направления работы по развитию восприятия и воспроизведения последовательностей звуков, слогов и слов:

♦   идентификация и анализ последовательностей  языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму воспроизведения;

♦  воспроизведение заданного количества языковых единиц (с учетом порядка их следования, темпа, ритма, паузирования);

♦      произнесение серий языковых единиц и оценка правильности.

Развитие  возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности

Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа, контроля языковой правильности.

Направления работы:

♦  определение наличия или отсутствие ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;

♦ угадывание нормативного слова, содержащегося  в квазислове, воспринимаемом на слух;

♦   прогнозирование финального и инициального

♦   элементов слова (с опорой на предметные картинки);

♦   слоговые трансформации в словах;

♦ структурное  оформление лексических единиц различного слогового состава.

2.2. Методика проведения  педагогического  эксперимента и  анализ результатов  исследования.

Констатирующий  эксперимент.

     В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе МБДОУ № 91 г. Ульяновска в период с ….2011 по ….2012 года. Исследование проводилось в группе детей 6-7 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе эксперимента тесты предлагались всем детям в группе, но для анализа и коррекционной работы фиксировались только  результаты детей с общим недоразвитием речи.

Задачи  исследования:

1.Выявить нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

2.Провести логопедическую работу по коррекции нарушений слоговой структуры слова.

3.Провести контрольный эксперимент с целью выявления изменений особенностей развития слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

   Гипотезу исследования: эффект коррекционно-логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР зависит от ряда условий: выбора методов, средств обучения; оптимизации современных подходов и программ коррекционно-логопедической работы.

Ход исследования:

1.Констатирующий эксперимент. Изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи.

2.Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений слоговой структуры слова с помощью логопедической работы.

3.Контрольный эксперимент. Повторное изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи с цель выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.

     Констатирующий  эксперимент был проведен в начале учебного года (октябрь), в течение учебного года проводилась коррекционная работа с логопедом и в конце учебного года (май) бы проведен контрольный эксперимент.

     Методы: беседа, тестирование.

     Для определения уровня сформированности слоговой структуры слова и звукопроизношения в констатирующем эксперименте использовался тест – речевые пробы, который состоял из следующих 2 заданий. Первое задание исследовало сформированность слоговой структуры слова. Второе задание направлено на оценку правильности повторения цепочки слогов.

     Для оценки состояния фонематического  восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в  ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2).                                     

     Задание 1. Обращаясь к ребенку, исследователь  говорит: «повторяй за мной слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр».

 При проведении пробы оценка складывается из двух критериев: 1) оценки слоговой структуры слова – четкое и правильное произношение (5 баллов), замедленное, напряженное или послоговое произношение (4 балла), изменение структуры слогов в слове (3 балла), нарушение слоговой структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла);  2) оценки звуковой структуры слова – правильное произношение (5 баллов), повторение с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой трех и более звуков (2 балла).                З

             Задание 2. Повторение цепочки слогов. Инструкция ребенку: повторяй за мной слоги: а-и-у-у-а-и; би-ба-бо – бо-ба-би; ба-па – па-ба; са-ша – ша-са; жа-ща; ла-ра; ма-на-ма – на-на-ма; жа-ша-ша – ша-жа-ша

 Это комплексное задание – оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонетического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом. Оценка: точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления (5баллов), напряженное или замедленное воспроизведение (4 балла), уподобление слогов с самокоррецией (3 балла), уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ (2 балла).

  Таким образом, по данной методике нами было обследовано 10 детей и получены следующие результаты (результаты оцениваются по 5-тибалльной шкале):

Таблица 1.

Имя ребенка Оцениваемый критерий Среднее
1 2 3
Юра Г. 3 2 2 2,333333
Маша  Б. 4 3 2 3
Денис А. 3 3 3 3
Никита  Д. 3 3 1 2,333333
Радик Х. 4 2 2 2,666667
Дима  П. 4 4 4 4
Данил Ф. 3 3 3 3
Кристина  Б. 3 2 3 2,666667
Данил Ч. 2 1 2 1,666667
Дима  С. 3 2 1 2
Среднее значение по группе 3.2 2.5 2.3  

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР