Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа
Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.
Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…
♦ освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом / телом другого субъекта и их вербализация;
♦ определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта;
♦ выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий;
♦ использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров.
Б) Направления работы по развитию ориентации в трехмерном пространстве:
♦ дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта;
♦ построение, удержание, изменение серий манипуля-тивных действий с предметами по инструкциям;
♦ определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины;
♦ составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и др. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов; последующее речевое опосредование выполненных действий;
♦ формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда;
♦ освоение и вербализация пространственных отношений между элементами предмета.
В) Направления работы по развитию ориентации в двухмерном пространстве:
♦ освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально и горизонтально;
♦ правильное зрительное отслеживание порядка элементов предметного ряда;
♦ освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета;
♦ расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров;
♦ выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования разных цветов мозаики; речевое опосредование пространственных ориентиров во всех видах выполняемых действий;
♦ выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов;
♦ построение последовательности из фигур с учетом;
♦ изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов;
♦ определение расстояния между изображенными предметами путем подбора «дорожек» разной длины.
Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движения)
А) Направления работы по совершенствованию статико-динамических и темпоритмических параметров общих движений и действий
♦ воспроизведение заданной последовательности общих движений;
♦ речевое опосредование последовательности выполненных движений;
♦ изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных чаете в заданной последовательности;
♦ анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;
♦ различение, воспроизведение характеристика темпа ритма на основе тактильно-кинестетических, зри тельных, слуховых ощущений;
♦
воспроизведение
♦ изменение темпа, ритма движений.
В) Направления работы по развитию статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении
совместных движений:
♦ соотнесение
статических артикуляционных
♦ совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук;
♦ выполнение
серий артикуляционных
♦
совершенствование
Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)
Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц
Цель: обучение операциям идентификации, генерализации и контроля языковой правильности.
Направления работы по развитию восприятия и воспроизведения гласных звуков, слогов и слов:
♦ идентификация и дифференциация силы звучания языковой единицы (громкое, тихое звучание), длины звучания (длинное, короткое);
♦ воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц по следам восприятия;
♦ произнесение языковых единиц и контроль правильности (на основе соотнесения с соответствующими символами).
Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц
Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, посегментного анализа и контроля языковой правильности.
Направления работы по развитию восприятия и воспроизведения последовательностей звуков, слогов и слов:
♦ идентификация и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму воспроизведения;
♦ воспроизведение заданного количества языковых единиц (с учетом порядка их следования, темпа, ритма, паузирования);
♦ произнесение серий языковых единиц и оценка правильности.
Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности
Цель: обучение операциям идентификации, генерализации, вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа, контроля языковой правильности.
Направления работы:
♦ определение наличия или отсутствие ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;
♦ угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове, воспринимаемом на слух;
♦ прогнозирование финального и инициального
♦ элементов слова (с опорой на предметные картинки);
♦ слоговые трансформации в словах;
♦ структурное оформление лексических единиц различного слогового состава.
2.2. Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования.
В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе МБДОУ № 91 г. Ульяновска в период с ….2011 по ….2012 года. Исследование проводилось в группе детей 6-7 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе эксперимента тесты предлагались всем детям в группе, но для анализа и коррекционной работы фиксировались только результаты детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1.Выявить нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.Провести логопедическую работу по коррекции нарушений слоговой структуры слова.
3.Провести контрольный эксперимент с целью выявления изменений особенностей развития слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотезу исследования: эффект коррекционно-логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР зависит от ряда условий: выбора методов, средств обучения; оптимизации современных подходов и программ коррекционно-логопедической работы.
Ход исследования:
1.Констатирующий эксперимент. Изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи.
2.Формирующий эксперимент. Проведение коррекции выявленных нарушений слоговой структуры слова с помощью логопедической работы.
3.Контрольный эксперимент. Повторное изучение нарушений слоговой структуры слова у группы детей с общим недоразвитием речи с цель выявления различий с результатами констатирующего эксперимента и эффективности коррекционной работы.
Констатирующий эксперимент был проведен в начале учебного года (октябрь), в течение учебного года проводилась коррекционная работа с логопедом и в конце учебного года (май) бы проведен контрольный эксперимент.
Методы: беседа, тестирование.
Для определения уровня сформированности слоговой структуры слова и звукопроизношения в констатирующем эксперименте использовался тест – речевые пробы, который состоял из следующих 2 заданий. Первое задание исследовало сформированность слоговой структуры слова. Второе задание направлено на оценку правильности повторения цепочки слогов.
Для
оценки состояния фонематического
восприятия в комплекс включены задания,
направленные на узнавание, различение
и сравнение: отдельных звуков в
ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание
2).
Задание 1. Обращаясь к ребенку, исследователь говорит: «повторяй за мной слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр».
При проведении пробы оценка складывается из двух критериев: 1) оценки слоговой структуры слова – четкое и правильное произношение (5 баллов), замедленное, напряженное или послоговое произношение (4 балла), изменение структуры слогов в слове (3 балла), нарушение слоговой структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла); 2) оценки звуковой структуры слова – правильное произношение (5 баллов), повторение с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой трех и более звуков (2 балла). З
Задание 2. Повторение цепочки слогов. Инструкция ребенку: повторяй за мной слоги: а-и-у-у-а-и; би-ба-бо – бо-ба-би; ба-па – па-ба; са-ша – ша-са; жа-ща; ла-ра; ма-на-ма – на-на-ма; жа-ша-ша – ша-жа-ша
Это комплексное задание – оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонетического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом. Оценка: точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления (5баллов), напряженное или замедленное воспроизведение (4 балла), уподобление слогов с самокоррецией (3 балла), уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ (2 балла).
Таким образом, по данной методике нами было обследовано 10 детей и получены следующие результаты (результаты оцениваются по 5-тибалльной шкале):
Таблица 1.
Имя ребенка | Оцениваемый критерий | Среднее | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Юра Г. | 3 | 2 | 2 | 2,333333 | |||||
Маша Б. | 4 | 3 | 2 | 3 | |||||
Денис А. | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
Никита Д. | 3 | 3 | 1 | 2,333333 | |||||
Радик Х. | 4 | 2 | 2 | 2,666667 | |||||
Дима П. | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
Данил Ф. | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||
Кристина Б. | 3 | 2 | 3 | 2,666667 | |||||
Данил Ч. | 2 | 1 | 2 | 1,666667 | |||||
Дима С. | 3 | 2 | 1 | 2 | |||||
Среднее значение по группе | 3.2 | 2.5 | 2.3 |