Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа
Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.
Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…
Таблица 2. Результаты контрольного эксперемента
Аналогично констатирующему эксперименту,
представим данные графически.
Для наглядности
на диаграммах сравним результаты контрольного
и констатирующего
Аналогичное сравнение проведем для каждого ребенка с общим нарушением речи отдельно:
Сравнение
результатов констатирующего и
контрольного экспериментов для
каждого ребенка с общим
По полученным
результатам можно сделать
Основной вывод, который можно сделать по результатам эксперимента, следующий: результаты тестирования позволяют подтвердить гипотезу настоящего дипломного исследования о том, что эффект коррекционно-логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР зависит от ряда условий: выбора методов, средств обучения; оптимизации современных подходов и программ коррекционно-логопедической работы.
В
процессе анализа речевого дефекта
определены общие и специфические
закономерности системного недоразвития
речи, характер влияния психической
деривации на нарушение формирования
речевой функциональной системы, характер
корреляции между нарушениями различных
ее компонентов и особенностями
психического развития и общения
воспитанников детского дома. Определены
и обоснованы пути логопедического
воздействия в условиях воспитания
и обучения в учреждениях интернатного
типа. Разработана и апробирована
психологически обоснованная методика
коррекционной работы, основой которой
является развитие речевой функциональной
системы детей в процессе организации
общения в игровой
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.
Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной стадии: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Ранее
выявление подобных нарушений и
своевременная коррекция
К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.
В своей работе мы проводили исследование детей, имеющих общее недоразвитие речи, а именно – изучали нарушения слоговой структуры слова. На базе специального дошкольного учреждения была проведена коррекционная логопедическая работа с обследуемой группой детей. Исследование показало наличие ярко выраженных нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. В результате коррекционной работы выявленные нарушения слоговой структуры слова были компенсированы. Это подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что эффект коррекционно-логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР зависит от ряда условий: выбора методов, средств обучения; оптимизации современных подходов и программ коррекционно-логопедической работы.
Библиографический список литературы
1. Абасов А.С. Пространство и время, пространственно временная организация. — Вопросы философии 1985, № 1.С. 71-81.
2. Аванесов Р.А. О слогоразделе и строении слога в русском языке. — Вопросы языкознания, 1954, кн. 6. С. 8-15.
3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — Санкт-Петербург «Детство-Пресс»
2001, 44с.
4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964, 304 с.
5. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Просвещение, 1968, 229 с.
6. Асмус В.Ф. Античные мыслители об искусстве. —М.: Изд-во Московского ун-та, 1993, 258 с.
7. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М.: Изд-во МГУ им М.В. Ломоносова, 1989, 180 с.
8. Ахутина Т.В. Трудности письмо и их нейропсихологическая диагностика. - 15 кн.: Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учеб. пособие / Под ред. О.Б. Иншаковой. - М.-Воронеж: НПО «МО-ДЭК». —2001. С. 7-21.- ISBN 5-89395-335-5.
9. Бабина Г.В., Анищенкова Т.С. Нарушения слоговой структуры слова у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и их влияние на овладение грамотой. — В сб.: Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. — М.: Прометей, 1997. С. 192-202.
10. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с. – ISBN 5-89144-657-x.
11. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. —М., 1987.
12. Вовчик-БлакитнаяМ.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте. — В кн.: Проблс ма восприятия пространства и пространственных представлений. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 83 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964, 87 с.
14. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, 369 с.
15. Жинкин Н.И. Новые данные о работе двигательного речевого анализатора в его взаимодействии со слуховым. — М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 81,1956, 264 с.
16. Зимняя И А. Лингво-психология речевой деятельности. — М.-Воронеж, 2001, 411 с.- ISBN 5890502-253-7.
17. Зимняя И А. Упреждающий синтез и вероятностное прогнозирование в речевом поведении. — М.: Наука, 1973,431с.
18. Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности. — В кн.: Вопросы статистики речи. — Л.: Леноблиздат, 1958. С. 243-278.
19. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания М.: ТЦ Сфера, 2007, 60 с.- ISBN978-5-89144-801-8.
20. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). — М.: Наука, 1936, 134 с.
21. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Академш 1991,305 с.
22. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965,245 с.
23. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. В кн.: Основы теории речевой деятельности. — М. Изд-во АПН РСФСР, 1974. С. 321-389.
24. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Академический
проект, 2008, 504 с.-
ISBN 978-5-94807-018-6.
26. Люблинская АА., Леонтьев АА. Деятельность и общение. — Вопросы философии, 1979. № 1. С. 121-132.
27. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. — Школа здоровья, 1999. Т. 6, № 1.С. 8-24.
28. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР. Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1963, 25 с.
29. Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. —Специальная школа. — М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 3, 1961. С. 83-89.
30. Маркова А.К. Соотношение между произношением отдельных звуков и усвоением слогового состава слова у детей, страдающих алалией. — В сб.: Материалы научной конференции по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 5-14.
31. Орфинская В.К. Типы моторной оптической алалии. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1959. Т. 7, 346 с.
32. Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при
отклоняющемся развитии. — М.: Медицина, 1997. 85 с.
33. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 40 с.- ISBN 5-296-00264-4.
34. Трауготпт Н.Н. О сенсорной алалии и афазии в детском возрасте. — В сб.: Рефераты научно-исследовательских работ. Медико-биологические науки.- М.: АПН РСФСР, 1947. Вып. 1. С. 14-32.
35. Трахтеров А.Л. Основные вопросы теории слога и его определения. —В кн.: Вопросы языкознания. —М.: Наука, 1956. С. 15-32.
36.
Хватцев М.Е. К вопросу о развитии речи
у неговорящих детей. — Л.: Леноблиздат,
1938, 31с.