Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…

Работа состоит из  1 файл

ГОУ Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.docx

— 176.23 Кб (Скачать документ)

          Таблица 2. Результаты контрольного эксперемента                                                                                                                                                   

             Аналогично  констатирующему эксперименту,  представим данные графически.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

     

       

Для наглядности  на диаграммах сравним результаты контрольного и констатирующего экспериментов:

     

     Аналогичное сравнение проведем для каждого  ребенка с общим нарушением речи отдельно:

     Сравнение результатов констатирующего и  контрольного экспериментов для  каждого ребенка с общим недоразвитием  речи

По полученным результатам можно сделать вывод, что обследуемая группа детей  имеет показатели фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, способности узнавания, различения и сравнения отдельных звуков в ряду и слов-паронимов выше среднего. Это свидетельствует об эффективности  проведенной коррекционной работы.

                  Основной вывод, который можно сделать по результатам эксперимента, следующий: результаты тестирования позволяют подтвердить гипотезу настоящего дипломного исследования о том, что эффект коррекционно-логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР зависит от ряда условий: выбора методов, средств обучения; оптимизации современных подходов и программ коррекционно-логопедической работы.

               

 

            Заключение

     В процессе анализа речевого дефекта  определены общие и специфические  закономерности системного недоразвития речи, характер влияния психической  деривации на нарушение формирования речевой функциональной системы, характер корреляции между нарушениями различных  ее компонентов и особенностями  психического развития и общения  воспитанников детского дома. Определены и обоснованы пути логопедического  воздействия в условиях воспитания и обучения в учреждениях интернатного типа. Разработана и апробирована психологически обоснованная методика коррекционной работы, основой которой  является развитие речевой функциональной системы детей в процессе организации  общения в игровой деятельности.

     Основная  задача логопедического воздействия  на детей с общим недоразвитием  речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически  правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это  имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми  и детьми, формирования личностных качеств.

     Таким образом, у детей с общим недоразвитием  речи активная речь может служить  средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.

     Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с  вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обусловливает  недостаточную коммуникативную  направленность их речи.

     Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом  – речевая аномалия, при которой  страдает формирование всех компонентов  речевой системы: словаря, грамматического  строя, звукопроизношения. Характерным  является системное нарушение как  смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться  в разной стадии: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.

     Ранее выявление подобных нарушений и  своевременная коррекция помогают сохранить адаптивность ребенка  и подготовить его к обучению в школе. Коррекционная работа проводится в специальных учреждениях, либо в общеобразовательных на логопедических пунктах. Дети с общим недоразвитием  речи не могут спонтанно стать  на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция  речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых  средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения  и обучения. Эта задача реализуется  различно в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего, мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка  с одновременной регуляцией, а  также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

     К моменту поступления в школу  дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной  школы. Они умеют различать и  дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно  контролировать звучание собственной  и чужой речи, последовательно  выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его  элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

В своей  работе мы проводили исследование детей, имеющих общее недоразвитие речи, а именно – изучали нарушения слоговой структуры слова. На базе специального дошкольного учреждения была проведена коррекционная логопедическая работа с обследуемой группой детей. Исследование показало наличие ярко выраженных нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. В результате коррекционной работы выявленные нарушения слоговой структуры слова были компенсированы. Это подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что эффект коррекционно-логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР зависит от ряда условий: выбора методов, средств обучения; оптимизации современных подходов и программ коррекционно-логопедической работы.

 

     

     Библиографический список литературы

1. Абасов А.С. Пространство и время, пространственно временная организация. — Вопросы философии 1985, № 1.С. 71-81.

2.  Аванесов Р.А. О слогоразделе и строении слога в русском языке. — Вопросы языкознания, 1954, кн. 6. С. 8-15.

3.  Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — Санкт-Петербург «Детство-Пресс»

2001, 44с.

4.  Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964, 304 с.

5.   Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Просвещение, 1968, 229 с.

6. Асмус В.Ф. Античные мыслители об искусстве. —М.: Изд-во Московского ун-та, 1993, 258 с.

7. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М.: Изд-во МГУ им М.В. Ломоносова, 1989, 180 с.

8. Ахутина Т.В. Трудности письмо и их нейропсихологическая диагностика. - 15 кн.: Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учеб. пособие / Под ред. О.Б. Иншаковой. - М.-Воронеж: НПО «МО-ДЭК». —2001. С. 7-21.- ISBN 5-89395-335-5.

9.   Бабина Г.В., Анищенкова Т.С. Нарушения слоговой структуры слова у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и их влияние на овладение грамотой. — В сб.: Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. — М.: Прометей, 1997. С. 192-202.

10. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей:  Методическое пособие.  — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с. –                              ISBN  5-89144-657-x.

11. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. —М., 1987.

12. Вовчик-БлакитнаяМ.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте. — В кн.: Проблс ма   восприятия   пространства   и   пространственных представлений. — М.:  Изд-во АПН РСФСР,   1961. 83 с.

13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964,    87 с.

14.   Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, 369 с.

15. Жинкин Н.И. Новые данные о работе двигательного речевого анализатора в его взаимодействии со слуховым. — М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 81,1956, 264 с.

16.   Зимняя И А. Лингво-психология речевой деятельности. — М.-Воронеж, 2001, 411 с.- ISBN 5890502-253-7.

17.   Зимняя И А. Упреждающий синтез и вероятностное прогнозирование в речевом поведении. — М.: Наука, 1973,431с.

18.  Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности. — В кн.: Вопросы статистики речи. — Л.: Леноблиздат, 1958. С. 243-278.

19. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.  Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания М.: ТЦ Сфера, 2007, 60 с.- ISBN978-5-89144-801-8.

20.   Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). — М.: Наука, 1936, 134 с.

21.   Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Академш 1991,305 с.

22.   Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965,245 с.

23.   Леонтьев А.Н.  Общее  понятие о деятельности. В кн.: Основы теории речевой деятельности. — М. Изд-во АПН РСФСР, 1974. С. 321-389.

24.   Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Академический

проект, 2008, 504 с.- ISBN 978-5-94807-018-6.                                                                                                                                              25.   Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. — В сб.: Психологическая наука в СССР. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. Т. 1. С. 56-72.

26.   Люблинская АА., Леонтьев АА. Деятельность и общение. — Вопросы философии, 1979. № 1. С. 121-132.

27.  Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. — Школа здоровья, 1999. Т. 6, № 1.С. 8-24.

28.   Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР. Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1963, 25 с.

29.   Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. —Специальная  школа. —  М.:   Изд-во АПН  РСФСР. Вып. 3, 1961. С. 83-89.

30.   Маркова А.К. Соотношение между произношением отдельных звуков и усвоением слогового состава слова у детей, страдающих алалией. — В сб.: Материалы научной конференции по дефектологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 5-14.

31.   Орфинская В.К. Типы моторной оптической алалии. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1959. Т. 7, 346 с.

32.   Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при

отклоняющемся развитии. — М.: Медицина, 1997. 85 с.

33. Ткаченко Т.А.  Коррекция нарушений слоговой структуры слова — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 40 с.- ISBN 5-296-00264-4.

34.   Трауготпт Н.Н. О сенсорной алалии и афазии в детском возрасте. — В сб.: Рефераты научно-исследовательских работ. Медико-биологические науки.- М.: АПН РСФСР, 1947. Вып. 1. С. 14-32.

35.   Трахтеров А.Л. Основные вопросы теории слога и его определения. —В кн.: Вопросы языкознания. —М.: Наука, 1956. С. 15-32.

36.   Хватцев М.Е. К вопросу о развитии речи у неговорящих детей. — Л.: Леноблиздат, 1938, 31с. 
 
 
 

 

 
 

 

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР