Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса и оценка их эффективности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной тематике;
2. Разработать программу обследования слоговой структуры слова детей с ОНР;
3. Разработать методический инструментарий для проведения коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР;
4. Изучить влияние коррекционной работы по слоговой структуре слова у детей с ОНР.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……..3
Глава I. Научно-методологические основы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования слога и слогосложения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….…………………………………………7
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….9
Слоговая структура слова в онтогенезе и у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………….18
Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Процесс формирования предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………….………………………………...50
Методика проведения педагогического эксперимента и анализ результатов исследования ………………………………………………….78
Заключение ………………………………………………………………….……96
Библиографический список используемой литературы …………………..…

Работа состоит из  1 файл

ГОУ Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.docx

— 176.23 Кб (Скачать документ)

     Представленные  данные позволяют говорить о дисфункциональном состоянии механизма вероятностного прогнозирования у детей с ОНР, что выражается в недостаточной дифференцированности и снижении объема восприятия лексических единиц. При этом реализация перцептивной гипотезы идет методом проб и ошибок. Дошкольники рассматриваемой категории не проявляют специфического состояния готовности в отношении того, что должно последовать (на основе воспринятой информации).

     Все дошкольники с ОНР обнаруживают невозможность определения наличия/отсутствия ритмических и структурных искажений в слове. Дети относят искаженные эталоны к нормативным словам, а нормативные — к искаженным. Другой распространенный вид ошибок — это отнесение и нормативных, и искаженных структур к правильным. Кроме того, всем дошкольникам с алалией необходимо многократное восприятие слова для осуществления попыток его опознания.

     Приведенные данные свидетельствуют о несформированности механизмов идентификации и генерализации, что выражается в нечеткости, диффузности сенсорных эталонов, деавтоматизации восприятия, недостаточной дифференцированности опознания слов. Очевидно, что для ребенка с недоразвитием речи собственный, привычный, неправильный вариант произнесения слова существует как единственно верный или один из возможных, что затрудняет, а чаще — полностью изменяет процесс идентификации, а впоследствии — формирования нормативных моторных эталонов.

     Обработка материалов экспериментального исследования позволяет судить о дисфункциональном состоянии еще одного из рассматриваемых механизмов у детей с ОНР, а именно механизма линейного посегментного анализа. Вывод о недостаточности указанного механизма основан на результатах шепотного проговаривания дошкольниками воспринимаемых лексических единиц, когда внутренне-речевой анализ выносился вовне.

     Несформированность  механизма линейного посегментного анализа

выражается  в использовании специфических стратегий обработки воспринимаемой вербальной информации. У части детей с ОНР преобладает замена прямой правонаправленной стратегии на обратную (панама — ма-на-па). Для другой части детей характерен фрагментарный нелинейный анализ структуры слова (пуговица — га-пу-ви-; га-ви-). Значительное количество дошкольников с ОНР показывает хаотичность, неопределенность стратегии анализа (чемодан — ма-че-ма-на-да-ма-нан). Вышеперечисленные затруднения, выявленные у детей, позволяют сделать заключение о том, что несформированность рассматриваемого механизма проявляется в трудностях экспликации симультанного представления в линейную последовательность.

     Анализ  экспериментальных данных свидетельствует  о том, что дисфункциональное  состояние рассмотренных психологических  механизмов патологическим образом сказывается на возможностях опознания лексических единиц дошкольниками с ОНР и приводит к нарушению соотнесенности слова с определенным денотатом.

     Особенности структурной организации слов детьми устанавливались нами в заданиях на спонтанное, отраженное, сопряженное проговаривание лексических единиц различной слоговой сложности.

     Самостоятельное произнесение слов детьми с ОНР характеризуется различными видами ошибок:

♦ комбинации разных типов искажений в рамках одного слова (недоговаривание слова и сокращение согласного в стечениях (автомат - ата-ма); усечение начала слова и недоговаривание его конца (мотоцикл — атика); уподобление звука и пропуск слога (помидоры — пидои,); сокращение числа слогов и сокращение согласного в стечениях (апельсин — писин); сокращение согласного в стечениях и опускание начального согласного (медведь — эгеть);

♦   персеверации (лопата — па..па..папата), дробление слова на части (пингвин — пи..в..г..нин), скандирование (клубника — пу-би-та). Характерной ошибкой является также стойкое изменение места ударения в слове (рука — ука, слоны — съони);

♦ уподобление начала всех слов характерной структуре — малораспространенный вид трудностей, но один из самых стойких с точки зрения динамики его преодоления (начало лексической единицы может оформляться как структура СГ (усы — вусы, водичка — нипитька); либо быть уподобленной структуре ГС (нога — ага, лимон — амонь,));

♦   инверсное проговаривание структуры лексической единицы в комбинации с другими типами искажений (частичная и полная инверсия: молоко — камае; гнезда — дазьвида; радуга — гадуя);

♦   случаи изменения структуры слова до неузнаваемости (попугай - пакубаик;).                                                                                                                                          Отраженное и сопряженное проговаривание трудных слов не является для этих детей значимой помощью, кроме того, данный вид произнесения может провоцировать новые виды структурных искажений:

♦   невозможность правильного воспроизведения слова даже при сопряженном проговаривании, дефектное структурное оформление сохраняется (сапоги — ся...би; гусеница — гу-ни-си-ти;);

♦   распад структуры слова, недоступность его произнесения при многократном отраженном воспроизведении слова (половник — фаловник, фалота, пало-та);

♦   персеверации появляются / нарастают при попытках правильно оформить слово (телефон — те..тень..ти-монь, и..тень..тень...ти...монь,);

♦   разные варианты произнесения одного и того же слова появляются при попытках правильно оформить лексическую единицу (овца — апаса, автаса, автава;). Мы полагаем, что данный факт свидетельствует о диффузности звуко-слогового контура слов у детей рассматриваемой категории.

     Анализ  экспериментальных данных позволяет  говорить о том, что у детей  с ОНР при проговаривании слов различной структурной сложности выявляется недостаточность функционирования целого ряда психологических механизмов.

     Так, недостаточность механизма упреждающего синтеза выражается в отсутствии синкретичности звукового облика слова, что проявляется в назывании слова по звукам, скандировании по слогам при попытках его правильного оформления (пи..в..г..нин, пу..би..та). Сокращения слогов, звуков в слове, добавления лишних звуков и слогов, также спровоцировано дисфункциональным состоянием механизма упреждающего синтеза. Все это искажает иерархизацию структурных элементов слова, разрушает его гармонию, композициональность.

     Мы  предполагаем, что часть охарактеризованных здесь типов ошибок является следствием недостаточной сформированное  механизмов идентификации и генерализации. А именно, нечеткость звукослогового контура слов и вариативность оформления одного и того же слова (апаса, автава — овца) может свидетельствовать о диффузности сенсорных эталонов соответствующих лексических единиц. В таких случаях на проговаривание слов влияет деавтоматизация восприятия: недостаточная дифференцированность опознания слов обусловливает трудности их оформления. Выше нами были представлены результаты выполнения детьми специализированных заданий, позволяющих судить о работе данных механизмов в процессе восприятия лексических единиц.

     Специфические проявления действия механизма генерализации фиксируются в ситуациях сопряженного проговаривания, когда попытки правильного оформления слова завершаются использованием привычного варианта. В данном случае можно говорить о том, что на основе искаженного моторного эталона генерализуется искаженный сенсорный эталон. Тем самым замыкается патологический круг. Отраженный и сопряженный способы овладения структурой лексических единиц родного языка невозможны для детей с ОНР вследствие патологического состояния у них указанных психологических механизмов. Приведенные нами случаи ошибок, которые допускают дети при попытках правильно оформить слово, служат подтверждением тесной связи и взаимозависимости процессов восприятия и проговаривания.     Значительная часть ошибок слогового оформления слов детьми рассматриваемой категории, на наш взгляд, свидетельствует о дисфункциональном состоянии механизма сегментации. Материалы экспериментального исследования позволяют говорить о том, что несформированность данного механизма проявляется в трудностях экспликации симультанного представления языковой единицы в линейную последовательность. Невозможность посегментного упорядочивания элементов слова приводит к выраженным искажениям его структуры в спонтанном произнесении, к персевераторному повторению слогов – либо к распаду структурны слова при попытках его многократного проговаривания.

  Итоговое аналитическое обобщение результатов исследования позволяет охарактеризовать специфические особенности овладения слоговой структурой слова детьми с ОНР:

 ♦  наличие особенных типов искажений слогового состава слова, их индивидуальная комбинаторность и большая выраженность (по сравнению с детьми, имеющими минимальные проявления алалии);

♦  многообразие вариантов искажения структурного состава слова с тенденцией к преобладанию фрагментарности и аморфности в оформлении лексических единиц, инверсного порядка следования структурных элементов, сочетанных видов патологического структурирования;

♦ преимущественное использование неудовлетворяющих и редкие случаи употребления удовлетворяющих вариантов проговаривания слов, невозможность использования оптимизирующего подхода в ходе овладения структурным оформлением лексической единицы;

♦ выраженная недостаточность процессов восприятия структурных и ритмических характеристик слова, корреляция трудностей восприятия и актуализации лексических единиц;

♦ недоступность использования восприятия в качестве значимой опоры при самостоятельном овладении слоговой структурой слова;

♦ стойкость искажений, невозможность преодоления трудностей даже при специальном (коррекционном) обучении;

♦  значительное отставание в сроках овладения нормами слогового оформления и восприятия лексических единиц.

1.4.  Обследование состояния слоговой структуры и предпосылок её становления у детей с ОНР.                                                                       

             В специальной литературе представлен материал, содержащий богатый методический опыт в направлении коррекции трудностей слогового оформления слова детьми с различными речевыми трудностями. Вместе с тем, недостаточность теоретических сведений  о состоянии предпосылок, значимых для становления слоговой структуры слова, обуславливает преимущественную ориентированность дидактических программ на коррекцию речевой деятельности детей.

     Изучение  особенностей оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий), способности к серийно-последовательной    обработке    информации    позволит  определить условия оптимизации  процесса коррекции  слоговой  структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.                            

Цель: описание методики обследования состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формирования у дошкольников. Достижение цели состояло в реализации ряда конкретных задач: 1) определить составляющие модели обследования восприятия и проговаривания структуры лексических единиц, предпосылок ее формирования; 2) отобрать и систематизировать содержание заданий с учетом

возрастных  особенностей детей; 3) определить параметры анализа полученных результатов.

Методика  обследования включает четыре серии  заданий.                                                                    Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности.

Вторая  серия включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова.

Третья  серия включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов — динамического и ритмического .

Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации

Обследование  произношения слов различной структурной  сложности

Задачи  первой серии заданий:1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; характера и количества возможных искажений.2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов.

     Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.

     Изучение  особенностей слогового оформления слов дошкольниками с общим недоразвитием речи предлагается осуществлять при помощи нескольких комплексов экспериментальных заданий («А», «Б», «В», «Г», «Д»), разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенные Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ Дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР