Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа
Сложные современные исследования в медицине немыслимы без применения вычислительной техники. Количество информации, которое получается при таких исследования так огромно, что без компьютера человек был бы неспособен ее воспринять и обработать. Все это приводит к тому, что многие отечественные лечебно-профилактические учреждения в своей деятельности активно прибегают к услугам комплексных медицинских информационных систем. Последние представляют собой целостный (универсальный) программный продукт, позволяющий на качественно новом уровне осуществлять руководство деятельностью медучреждения и оказывать медицинские услуги.
Введение 3
Аналитическая часть 4
Анализ современных медицинских информационных систем 4
Уровни МИС 6
Классификация МИС 7
Электронная медицинская карта 10
Преимущества и Недостатки ЭМК 12
История развития ЭМК 14
Обоснование необходимости разработки ЭМК 18
Стандартизация структуры ЭМК (Стандарт HL7) 19
Проектная часть 21
Обоснование выбора средств разработки ЭМК 21
Система баз данных MS SQL Server 2000 22
Интегрированная среда разработки Delphi7 26
Математические методы корреляционного анализа ростовесовых
характеристик пациента 28
Нормированный коэффициент корреляции Браве-Пирсона 32
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена 32
Структура ЭМК 37
Структура БД 38
Описание программы 39
Экономическая часть 50
Охрана труда 58
Заключение 60
Список использованной литературы
Типичным недостатком бумажной медицинской карты является ее недоступность. В больших больницах традиционные медицинские карты могут оказаться недоступными в течение нескольких дней из-за того, что они используются в административном офисе либо сложены в кучу в ожидании, пока лечащий врач не сделает выписной эпикриз. Если информация из медицинской карты хранится в компьютере, то при наличии доступа к терминалу компьютера врач может получить эту информацию за несколько секунд, вместо того, чтобы ждать минуты или часы, необходимые для поиска и доставки бумажной медицинской карты. Хранение записей в памяти компьютера позволяет обеспечить к ним удаленный доступ, например, врач может просматривать их из дому. Оно позволяет также одновременный доступ; например в одной комнате медицинская сестра может просматривать динамику изменения артериального давления у данного пациента, а в другом помещении врач может анализировать результаты выполненных для этого же пациента лабораторных тестов - ситуация, совершенно невозможная при наличии только бумажной медицинской карты.
Медицинские записи, хранящиеся в памяти компьютера, могут предоставляться на разных носителях информации. начиная от экранов видеотерминалов до бумаги. Конечно, хранение медицинских записей в памяти компьютера вовсе не означает отказ от бумажных документов. Кроме того, при использовании компьютеров одни и те же данные могут быть представлены во многих формах; запись о визите пациента, ответ врачу, направившему пациента на консультацию, а также врачебное заключение могут содержать в основном одну и ту же информацию. Форма и содержание отчета, выданного компьютером, могут быть приведены в соответствие назначению отчета - тем самым снижается избыточность затрат ручного труда на переписывание одних и тех же данных. Кроме того, информация о многих пациентах может быть агрегирована - полезное свойство как для ведения научной работы, так и для управления процессом лечения.
Хранение записей в
памяти компьютера имеет и то большое
преимущество, что компьютер может
автоматически принимать
Недостатки
Автоматизированные системы ведения истории болезни имеют и некоторые недостатки. Они требуют больших начальных вложений по сравнению с бумажными эквивалентами из-за высокой стоимости компьютеров, программного обеспечения и обучения. При внедрении таких систем может потребоваться отвлечение ключевых работников на неделю или более для обучения пользованию системой, а затем они должны будут тратить свое время на обучение своих коллег. Имеющийся персонал может оказаться неспособен адаптироваться к выполнению компьютеризованных процедур, вследствие чего понадобится замена части работников, что, в свою очередь, приведет к нарушению нормального режима функционирования учреждения. Далее, между внедрением автоматизированной истории болезни и получением от нее ощутимой выгоды проходит определенное время, требуемое на то, чтобы для наиболее активных пациентов в системе образовался достаточный объем информации. Обеспечение должной конфиденциальности данных, хранимых в электронном виде, усложняет систему и увеличивает ее стоимость. Автоматизированные системы таят в себе потенциал как небольших сбоев, так и катастрофических отказов в работе. Если компьютер выходит из строя, то информация из его памяти может оказаться недоступной в течение часов или даже дней. Поэтому обязательно должны быть предусмотрены аварийные ручные процедуры. Далее, поскольку отказы в работе дисков могут вызвать потерю запомненных на них данных, то разработчики системы должны обеспечить процедуры дублирования и восстановления данных. Если данные записаны медицинским работником от руки, а затем с этого документа вводятся в систему оператором, то могут возникнуть ошибки ввода, а погрешности в программном обеспечении могут привести к искажению даже правильно введенных данных.
Большинство из этих проблем можно решить за счет правильного выбора аппаратных средств и программного обеспечения. Разработчики системы должны учитывать указанные выше потенциальные проблемы и проектировать систему с таким расчетом, чтобы свести опасность их проявления к минимуму. Например, они могут снизить стоимость ввода данных и обучения, используя графические образы и цветовые выделения, показывающие пользователям, что надо делать и на что обратить внимание. Кроме того, они могут добавить в систему контекстно-зависимые оперативные подсказки. Резервирование оборудования, если оно правильно выполнено, может снизить вероятность уничтожения данных или простоев системы из-за сбоев аппаратуры. Наконец, центральной проблемой является ввод в компьютер собираемых врачами данных. Информационная ценность прямых наблюдений за состоянием пациента обычно бывает не очень высокой; поэтому врачам нередко приходится анализировать большие объемы данных. чтобы принять одно маленькое решение. Стоимость ввода всех данных, необходимых врачу в процессе принятия решения может значительно превзойти ценность помощи компьютера в этом процессе Новые методы облегчения врачам непосредственного ввода данных в компьютере (например речевой ввод) могут снизить остроту этой проблемы.
В течение лета 1958 года в различных университетах и в Национальном институте здравоохранения были установлены 40 цифровых компьютеров, чтобы дать возможность проводить исследования по новым областям применения новой технологии. Доктор Джеймс Шентал и доктор Джеймс Суини из медицинского института при университете Тьюлейн использовали одну из этих машин для обработки медицинских карточек пациентов. В них были включены диагнозы, закодированные согласно Стандартной номенклатуре болезней и операций, история - на основе Корнельского медицинского указателя, физический осмотр и результаты лабораторных рентгенологических исследований. Данные вводились первоначально на перфокартах, а позже на магнитных картах. Данные записывались на магнитный диск емкостью 20 КБ. Программа извлечения данных могла выполнять поиск на основе 50 обнаружений и регистрировать наличие или отсутствие 100 условий, что позволяло идентифицировать подгруппы пациентов и коррелировать атрибуты пациентов.
Последующая работа этих ученых
была нацелена на решение проблем, поставленных
в экспериментальном проекте. Переход
на магнитную ленту как первичный
накопитель преодолел ограниченность
емкости магнитного диска. Был признан
рассеянный характер медицинских данных,
а требования к хранению отдельных
карточек были снижены путем перехода
от файловых структур фиксированного
формата к записям меняющейся
длины, в которых переменные величины
идентифицировались по метке, а не по
позиции. Взаимодействие врачей было улучшено
путем применения «само-кодирующихся»
проверочных листов для сбора
данных и печатных текстов-отчетов
на выходе. Отсутствие полного набора
кодов для медицинских терминов
преодолевалось за счет разрешенного
использования модификаторов
Когда в 1959 году открывался
Техасский институт по реабилитации
и исследованиям, доктор Карлос Валбона
организовал программу для
Медицинский центр университета
штата Миссури сохранял читаемые
компьютером записи обо всех пациентах,
наблюдавшихся с момента
В 1963 году доктор Аллен и
доктор Барнетт из главной больницы
Массачусетса начали разрабатывать (в
качестве части больничного
В 1964 году доктор Ричард Леви
и доктор Максин Каммарн разработали
компьютерную медицинскую карточку
для использования в
Комиссия по профессиональной
и больничной деятельности основала
первую основную межбольничную базу
данных, использовав Программу
В 1975 году Национальным Центром исследований в области здравоохранения было проведена работа с целью определения состояние дел в Автоматизированных системах амбулаторных медицинских карт. Было выявлено 175 центров, где системы в той или иной степени работали. Посещение 17 центров показало, что системы находились на разных уровнях охвата медицины. Примерно треть систем была признана рабочими, но во многих случаях рабочие компоненты ограничивались такими функциями, как регистрация пациентов. Три учреждения применяли автоматизированную карточку в качестве единственной доступной карточки во время врачебного приема. Все учреждения регистрировали сведения об имеющихся заболеваниях, данные физического осмотра и медикаментозное лечение. Количество заносимых данных часто было ограниченным. Например, физический осмотр мог включать только жизненно важные признаки. Данные записывались в виде смеси текста и кодов. Тринадцать учреждений регистрировали основную жалобу, прошлую медицинскую историю и проблемы. Двенадцать хранили лабораторные данные.
В 1981 году исследование было
повторено для определения
Система TMR (the Medical Record) разрабатывалась Стедом и Хаммондом в университете Дьюка с 1975 года. Первоначально целью разработки было исключение из обихода бумажной медицинской карточки. Поэтому разработчики системы основной акцент сделали на получение и хранение данных о лечении пациентов, хотя система TMR выполняла и такие функции, как планирование приема пациентов и формирование счетов на оплату лечения. К 1989 году эта система использовалась более чем в 25 местах США и Канады. Одна из версий системы TMR использовалась нефрологической клиникой университета Дьюка. Начиная с 1981 года для всех пациентов этой клиники велась компьютерная медицинская карточка. Для каждого пациента в систему вводились полный перечень диагнозов и процедур и велась хронологическая запись анамнеза и осмотров, результатов лабораторных тестов, лекарственных назначений и процедур.
В преддверии визита пациента
система TMR просматривала его медицинскую
карточку и выдавала бланк визита,
в котором уже были впечатаны
последние клинические данные и
назначенное лечение. Врач использовал
этот бланк, чтобы получить уже имевшуюся
информацию о пациенте и дополнить
ее собственными данными. Хотя врачи
могли вписывать все данные в
этот бланк для последующего операторского
ввода, они старались выполнять
непосредственный ввод в систему
лекарственных назначений, поскольку
в этом случае система предупреждала
их о возможных лекарственных
аллергиях и лекарственных
Врачи могли просматривать полную медицинскую карточку с помощью видеотерминалов. Система TMR могла предоставлять им данные из медицинской карточки, сгруппированные по следующим трем направлениям: проблемы, хронология и визиты. Врачи могли просматривать последовательные результаты исследований или тестов как в табличном, так и в графическом виде. Система также могла генерировать повествовательные текстовые заключения, используя данные, которые регистрировались в бланках с помощью меню, допускавших многократный выбор, например в специальном бланке для пациентов с заболеванием коронарных артерий.
Информация о работе Электронды медициналық картаның автоматтандырылған басқару жүйесі