Контроль качества лекарственных препаратов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучить организацию контроля качества лекарственных препаратов, общие требования к качеству лекарственных препаратов, систему GMP.

В ходе написания курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследовать научную литературу и норматимвную документацию по вопросу контроля качества лекарственных препаратов; углубить теоретические знания по данной тематике;

2.Оценить современное состояние темы.

3.Изучить нормативно-правовое регулирование контроля качества лекарственных средств (органы государственного контроля, нормативные документы);

4. Изучить систему GMP. (Требования к производству и контролю качества лекарственных средств);

5. Изучить организацию внутриаптечного контроля (Показатели качества, виды контроля);

.

Работа состоит из  1 файл

Ира копия.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

I. Государственные  стандарты качества лекарственных  средств (ГСКЛС), к которым относятся: общая фармакопейная статья (ОФС) и фармакопейная статья (ФС);

II. Стандарт качества (СКЛС); фармакопейная статья предприятия  (ФСП).

     Содержание  указанных стандартов отличается друг от друга.

     ОФС содержит основные общие требования к лекарственной  форме или описание стандартных методов контроля ЛС. ОФС включает перечень нормируемых показателей и методов испытаний конкретной ЛФ или описание методов анализа ЛС, требования к реактивам, титрованным растворам, индикаторам.

     ФС содержит обязательный перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства (с учетом его ЛФ), соответствующих требованиям ведущих зарубежных фармакопей.

     ОФС и ФС разрабатываются и пересматриваются через 5 лет Научным центром экспертизы и государственного контроля ЛС, а на иммунобиологические препараты -Национальным органом контроля МИБП.

     ОФС и ФС составляют Государственную  фармакопею (ГФ), которая издается Минздравом РФ и подлежит переизданию каждые 5 лет.

     ФСП - это стандарт качества, который содержит перечень показателей и методов контроля качества ЛС, производимых конкретным предприятием, учитывающий особенности технологии данного предприятия и прошедший экспертизу и регистрацию в установленном порядке. Разрабатывается ФСП с учетом требований ОСТ, ГФ и ОФС. Срок действия ФСП устанавливается с учетом уровня технологического процесса на конкретном предприятии, но не более 5 лет. Ответственность за содержание и обоснованность стандартов норм качества в ФСП и их соответствие современному уровню науки и производства несут руководители учреждений-разработчиков и предприятий-производителей данного ЛС.

     Организацией-держателем подлинников ОФС, ФС, ФСП является Минздрав РФ. Держателем подлинников  ФСП является также соответствующее  предприятие-производитель или организация-разработчик. 

    2.Качество  лекарственных препаратов.

     Под качеством лекарства не подразумевается, насколько эффективно действующее  вещество препарата, облеченное в определенную лекарственную форму, воздействует на болезнь. Это называется эффективностью лекарства. Под качеством лекарства понимается, насколько точно реальное содержимое серийно произведенного препарата соответствует заявленному составу, который, в свою очередь, должен соответствовать стандарту, одобренному государством.

     Фармацевтическое  производство - это сложный технологический процесс, и от того, насколько тщательно проработаны и выполняются его многочисленные этапы, зависит, какая именно смесь химических веществ содержится в серийной упаковке, принимаемой пациентом. Зачастую разные этапы фармацевтического производства выполняются на разных предприятиях - например, изготовление субстанции (или "действующего вещества") - на одном, а изготовление готовой лекарственной формы - на другом, которое и выступает как изготовитель лекарства.

     Высокое качество лекарства подразумевает:

     высокую химическую чистоту действующего вещества (примеси есть всегда, вопрос в том, сколько их в процентном отношении  к общему составу и нет ли среди  них вредных даже в очень малых  количествах);

     точное  соответствие содержания действующего вещества заявленному (например, устаревшее оборудование не может обеспечить точность дозировки при серийном изготовлении или недобросовестные производители могут "экономить" на содержании действующего вещества и лечебный эффект лекарства может снижаться - что не только наносит потребителям финансовый ущерб, но и может быть попросту опасно для здоровья);

     высокое качество и безопасность "наполнителей" (большинство лекарственных форм состоит не только из действующего вещества, но и из дополнительных ингридиентов, служащих для правильного введения действующего вещества в организм - так называемого "механизма доставки");

     качество  упаковки, соответствие реальной и  заявленной даты производства, правильность транспортировки и хранения (большинство химических веществ с течением времени трансформируется, например, распадется, улетучивается, вступает в химические реакции от воздействия температуры, света, кислорода и влаги атмосферы и т.п.);

     2.1. Система GMP.

     Стандарты передовых фармацевтических компаний превосходят государственные требования к качеству лекарств.

     В большинстве развитых стран мира фармацевтическое производство ведется  в соответствии со стандартами GMP (Good Manufacturing Practice - Правильная Производственная Практика). Компании - производители лекарств проходят процедуру сертификации GMP, которая заключается в проверке независимыми уполномоченными организациями соответствия производственных процессов компании требованиям GMP. Они направлены на обеспечение высокого уровня качества и безопасности лекарственных средств и гарантирование того, что лекарственное средство изготовлено в соответствии со своей формулой (составом), не содержит посторонних включений, маркировано надлежащим образом, упаковано и сохраняет свои свойства в течение всего срока годности.

       В нашей стране правила GMP («Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств» РД 64-125-91) впервые были разработаны в 1991 г. с учетом действующих в то время международных, региональных и национальных правил разных стран. В феврале 1998 года вступил в силу совместный приказ Минздрава России и Минэкономики России о введении в действие стандарта отрасли ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств», который устанавливал, что с 1 июля 2000 года приемка в эксплуатацию вновь созданных и реконструированных предприятий-производителей лекарственных средств и фармацевтических субстанций, выдача этим предприятиям лицензий на производство, хранение и распространение продукции осуществляются лишь в случае соответствия стандарту GMP в его российском варианте.

     Российский  стандарт GMP был подготовлен Ассоциацией  инженеров по контролю микрозагрязнений (АСИНКОМ) и в 2004 году постановлением Госстандарта России от 10 марта 2004 года № 160-ст был утвержден ГОСТ Р 52249-2004 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств», который гармонизирован с правилами GMP (Good Manufacturing Practice for medicinal products) Европейского союза.Система сертификации GMP готовится к обязательному применению и в России.

       Некоторые российские производители уже сейчас довели некоторые из своих производств до мировых стандартов качества и получили подтверждающие этот факт сертификаты GMP. УТВЕРЖДЕН Постановлением Госстандарта России от 10 марта 2004 г. N 160-ст Дата введения - 1 января 2005 года НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ GOOD MANUFACTURING PRACTICE FOR MEDICINAL PRODUCTS (GMP) ГОСТ Р 52249-2004

     Правила GMP устанавливают требования к системе управления качеством, контролю качества, персоналу, помещениям и оборудованию, документации, производству продукции и проведению анализов по контрактам, рекламациям, порядку отзыва продукции и организации самоинспекций.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает требования к производству и контролю качества лекарственных  средств для человека и животных.

Стандарт распространяется на все виды лекарственных средств  и устанавливает общие требования к их производству и контролю качества, а также специальные требования к производству отдельных видов лекарственных средств.

     Стандарт  не распространяется на обеспечение  промышленной безопасности, пожарной безопасности, взрывобезопасности, химической безопасности и безопасности других видов при производстве лекарственных средств, требования к которым приведены в других нормативных документах. 

     2.1.1.  Управление качеством

     Система обеспечения качества (система качества) при производстве лекарственных  средств должна гарантировать следующее:

I. Лекарственные  средства разработаны с учетом  требований настоящего стандарта  и требований к работе лабораторий.

II. На все производственные  и контрольные операции разработана  документация в соответствии  с настоящим стандартом.

III. Ответственность и обязанности всех работников четко определены.

IV. Предусмотрены  меры, обеспечивающие производство, поставку и использование исходных  и упаковочных материалов, соответствующих  заданным требованиям.

V. Контроль промежуточной  продукции и технологического процесса (внутрипроизводственный контроль), аттестация (валидация) процессов и оборудования проводятся в необходимом объеме.

VI. Производство  и контроль готовой продукции  соответствуют утвержденным инструкциям  (методикам).

VII. Реализация  лекарственных средств до выдачи Уполномоченным лицом разрешения на выпуск исключена. Уполномоченное лицо должно подтвердить, что каждая серия продукции произведена и проверена в соответствии с установленными требованиями.

VIII. Существующая  система мер обеспечивает уровень качества лекарственных средств при их хранении, отгрузке и последующем обращении в течение всего срока годности.

IX. Порядок проведения  самоинспекции и/или аудита качества  позволяет регулярно оценивать  эффективность системы обеспечения  качества.

     2.1.2. Требования к производству и контролю качества лекарственных средств

       Настоящий стандарт входит в систему качества и направлен на обеспечение гарантии того, что производство и контроль качества продукции постоянно соответствуют требованиям, установленным в документации.

     Основные  требования:

I. Все производственные  процессы должны быть четко  регламентированы и периодически  пересматриваться с учетом накопленного  опыта. Следует контролировать  стабильность производства лекарственных  средств с заданным качеством в соответствии со спецификациями на них.

II. Следует проводить  аттестацию (валидацию) критических  стадий процессов производства, в том числе при внесении  существенных изменений в технологический  процесс.

III. Следует обеспечить  все необходимые условия для выполнения требований настоящего стандарта, в т.ч. включая наличие:

a) обученного  и аттестованного персонала;

b) необходимых  помещений и площадей;

c) соответствующего  оборудования и системы обслуживания;

d) материалов, средств  упаковки и маркировки, удовлетворяющих заданным требованиям;

e) утвержденных  инструкций и методик;

f) требуемых  условий хранения и транспортирования.

IV. Инструкции  и методики должны быть конкретными,  изложены ясно и однозначно  в письменной форме.

V. Персонал должен  быть обучен правильному выполнению инструкций.

VI. В процессе  производства следует составлять  протоколы (заполняемые в рукописной  форме и/или с использованием  технических средств), документально  подтверждающие фактическое проведение  предусмотренных инструкциями технологических стадий и получение продукции требуемого качества в количестве, соответствующем установленным нормам. Все отклонения необходимо расследовать и протоколировать в полном объеме.

VII. Протоколы  на серию, в т.ч. документацию  по реализации продукции, должны давать возможность прослеживать изготовление каждой серии продукции и должны храниться в полном объеме в доступной форме.

VIII. Порядок реализации (оптовой продажи) продукции должен  сводить к минимуму любой риск  для ее качества.

IX. Следует организовать  систему отзыва любой серии продукции из продажи или поставки.

X. Рекламации  на качество продукции следует  тщательно рассматривать, а причины  ухудшения качества расследовать  с принятием соответствующих  мер по их предотвращению.

     2.1.3Контроль  качества

       Контроль качества включает в себя отбор проб, проведение испытаний (анализов) и оформление соответствующей документации. Инструкции по организации, документированию и выдаче разрешения на выпуск продукции должны включать в себя проведение всех необходимых испытаний и запрещать использование исходного сырья и материалов и реализацию готовой продукции до подтверждения соответствия качества установленным требованиям. Цель контроля качества - не допустить к использованию или реализации материалы или продукцию, не удовлетворяющие требованиям качества. Служба контроля качества выполняет исследования, проверки и участвует в принятии любых решений, касающихся качества продукции. Основополагающим принципом обеспечения контроля качества является независимость отдела контроля качества.

Информация о работе Контроль качества лекарственных препаратов