Лекарственной зависимости, ее разновидности; препараты, вызывающие лекарственную зависимость. Профилактика ятрогенной лекарственной зав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:12, контрольная работа

Описание

Лекарственная зависимость — синдром, развивающийся при повторном длительном применении лекарственных средств и проявляется резким ухудшением здоровья либо самочувствия при отмене препарата; характеризуется патологической потребностью в приеме таких веществ для того, чтобы избежать развития абстиненции или психических нарушений и состояния дискомфорта, возникающих при прекращении их приема либо при введении антагонистов этих веществ.

Содержание

1. Понятие о лекарственной зависимости, ее разновидности; препараты, вызывающие лекарственную зависимость. Профилактика ятрогенной лекарственной зависимости. Понятие о токсикомании.
2. Рвотные и противорвотные средства. Классификация рвотных средств по механизму действия, применение их в медицинской практике. Противорвотные средства разных групп, механизмы действия и применение в зависимости от генеза рвотного акта.
3. Ненаркотические анальгетики. Классификация по химической структуре. Фармакологические эффекты препаратов и механизмы их действия. Показания к применению препаратов, побочные эффекты.
4. Противосифилитические препараты. Основные принципы терапии сифилиса. Фармакологическая характеристика препаратов разных групп (механизмы действия, дозирование, фармакологические особенности, побочные эффекты).
5. Выписать в рецептах по конкретным показаниям следующие препараты: Промедол в ампулах, Амиодарон, .Дексаметазон, Левомицетин
Литература

Работа состоит из  1 файл

лекарственная зависимость.doc

— 513.50 Кб (Скачать документ)

«Врожденная зависимость» к наркотикам (героин, кодеин, кокаин, метадон, морфин, промедол, пентазоцин и др.) достаточно хорошо знакома врачам (не только наркологам). Она проявляется через разные сроки после рождения, от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от принимаемого наркотика многообразными явлениями: бессонницей, повышенной раздражительностью, тремором, неустойчивой температурой тела, нарушением сосания, диареей, апноэ и др. Врач акушер-гинеколог или неонатолог может обратить внимание на появление синдрома врожденной зависимости еще в родильном доме. Они должны своевременно и правильно диагностировать этот синдром и научить родителей ухаживать за таким ребенком.

Помимо наркотических средств, большой ряд других лекарственных средств – в первую очередь психотропных (транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты), этанол, препараты лития, теофиллин и др. – могут вызвать у новорожденных явления, подобные абстинентному синдрому. Для уточнения диагноза, необходимо исключать инфекционные заболевания, гипокалиемию, гипокальциемию, гипомагниемию, гипертиреоз, кровоизлияния в мозг. С этой целью следует выяснить у матери возможный прием разных лекарственных средств.

Наркома́ния (от греч. νάρκη /narkē/ — оцепенение, сон, и μᾰνία /mania/ — безумие, страсть, влечение.) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Законами РФ наркомания определяется как «заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включённых в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Соответственно, патологическую зависимость от алкоголя, табака, или кофеина юридически не причисляют к наркомании, хотя и они, по ряду критериев, относятся к наркотическим веществам. Медицина рассматривает зависимость от этих веществ как наркотическую.В связи с этим, патологическую зависимость от данных веществ выделяют в отдельные группы, для алкоголя это — алкоголизм, для табака — никотиновая зависимость, только злоупотребление кофеином относится в наркологии к той же группе, что и злоупотребление прочими стимуляторами, и не выделяется отдельно.

Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам. По классификации МКБ-10 относится к диагнозам V класса, блоку психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ категории с F11.0 по F14.9.

В США и во всём мире для определения зависимости от наркотиков проводят иммунохроматографический анализ[6]. Вегето-резонансный метод признан в США мошенничеством и за его использование грозит уголовное наказание [6]. В России, согласно приказу Минздравсоцразвития России № 40 от 27.01.2006 г. «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ», к достоверным методам, подтверждающим наличие наркотического опьянения, относится хроматография, иммуноферментный анализ, и хромато-масс-спектометрия. Все прочие методы не могут быть использованы для подтверждения факта наркотического опьянения, и их использование в экспертизе живых лиц не имеет юридической силы и является незаконным.

 

Этапы развития

 

Для наркотической зависимости характерно фазное течение с наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов:

синдром изменённой реактивности,

синдром психической зависимости,

синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром,

синдром последствий хронической наркотизации.

 

Характерные черты

 

Основным признаком наркомании является возникновение абстинентного синдрома, как следствия наличия физической зависимости от конкретного вещества.

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую и психологическую зависимость.

Непреодолимое влечение связано с психической (психологической), а иногда и физической (физиологической) зависимостью от наркотиков. Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия.Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т. н.абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Наиболее распространёнными видами наркомании являются токсикомания (употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ), алкоголизм (пристрастие к напиткам, содержащим этиловый спирт), табакокурение (пристрастие к никотину) и употребление препаратов конопли (гашиш, марихуана).

Также распространено употребление психоактивных веществ алкалоидов мака (опий, морфин, героин), коки (кокаин) и многих других, включая современные синтезированные наркотики, например ЛСД, амфетамины и экстази.

Следует особо отметить, что многие из наркотических веществ не соответствуют признакам, предлагаемым официальной медициной, так многие вещества не вызывают непреодолимого влечения и тенденции к увеличению дозы, более того, после употребления многих синтетических наркотических веществ у человека отпадает желание дальнейших экспериментов со своим сознанием в связи с острыми кризисными состояниями, пережитыми от эффектов наркотика.

Лечение (медицинские аспекты)

Лечение тяжёлых форм наркомании (например, пристрастия к героину) в большинстве случаев не приводит к успеху.  Применяемые в специализированных клиниках методики действенны лишь в случае активной позиции самого больного. Но и в таких случаях после выздоровления нередки рецидивы.

Психотерапия при лечении наркомании

Только объединение усилий психологии, медицины, социологии дают хорошие результаты в лечении наркомании. Программа выздоровления от наркомании направлена на помощь людям в физической, психологической, духовной и социальной сферах. Обязательным условием в психотерапии наркомании является работа с корнями зависимости:

Пропаганда здорового образа жизни

Педагогические меры профилактики

Принципы ведения профилактической работы

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.

Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.

Предоставление альтернатив наркотизации.

Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности. Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним. Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:

Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.

Влияние на уровень притязаний и самооценку.

Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.

Возможность привлечения специалистов по профилактике.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе: Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы. Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений). Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения. Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами. Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения: Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана. Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия. Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам. Ложной информации. Даже после однократной её подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы. Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами. Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы.

Согласно документу ООН, наиболее широко употребляемым наркотическим веществом является каннабис (почти 150 млн потребителей), за которым следуют стимуляторы амфетаминового ряда (приблизительно 30 млн — главным образом метамфетамин и амфетамин, а 8 млн — экстази). Немногим более 13 млн человек употребляют кокаин и 15 млн — опиаты (героин, морфин, опий, синтетические опиаты), в том числе приблизительно 10 млн человек употребляют героин.

 

 

 

При этом отмечается резкий рост популярности так называемых «лёгких наркотиков» — особенно марихуаны, самого распространённого в мире незаконного наркотика. За последнее десятилетие высокие темпы роста злоупотреблений также отмечены в отношении стимуляторов амфетаминового ряда (главным образом экстази в Европе и метамфетамина в США), за которыми следуют кокаин и опиаты.

Абстинентный синдром (синдром лишения) - болезненное состояние, возникающее вследствие внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсиманическую зависимость. Данный синдром заслуживает особого внимания в связи с проблемой наркомании, алкоголизма и табакокурения, сохраняющей свою актуальность по настоящий момент.

Таксикомания и интоксикация

Жидкостью смачивают платок, любую тряпку или внутреннюю поверхность шапки, и ими закрывают нос и рот.

Кроме начальных вегетативных проявлений интоксикации, можно выделить 3 степени опьянения, границы между которыми нечетки.

Эйфория обычно выражена очень ярко - не только лицо расплывается в улыбке, но подросток начинает громко хохотать. Когда ингалируются группой, смех одного быстро заражает других. Эти моменты подростки сами называют "дурацким хохотом". Вегетативные явления в этот период выражены умеренно. На головную боль и тошноту не жалуются.

Визуализация представлений ("о чем подумаю, то и увижу") наступает вслед за эйфорией. Подростки эти видения неверно называют галлюцинациями ("поймать глюки" на сленге подростков 70-80-х годов). На самом деле истинных галлюцинаций нет - все "видения" произвольно вызваны. Сохраняющийся эйфорический фон определяет содержание представлений. Они, как правило, отражают то, о чем подросток раньше с увлечением слушал, фантазировал, что видел или читал. Преобладают картины приключенческо-авантюрного жанра, сцены боевых сражений, драк или сексуальные фантазии ("смотреть стриптиз" на сленге подростков). Все виденное хорошо сохраняется в памяти. Сексуальные переживания обычно избегают раскрывать. О других же охотно рассказывают приятелям.

Иногда во время групповой ингаляции обмениваются впечатлениями, возможно индуцируя друг друга.

Подышав несколько минут, ингаляцию прерывают, но еще в течение 5-20 мин могут продолжаться визуализированные представления. Затем ингаляцию могут повторять.

Онейроид развивается при более продолжительных ингаляциях. Они бывают уже при сформировавшейся токсикомании. С перерывами могут ингалироваться часами, достигают тяжелого опьянения, когда развивается онейроид. Видения уже не возникают тотчас по заказу. Обычно подросток начинает фантазировать на какую-либо тему, а далее перед ним развертываются яркие сценоподобные картины, напоминающие увлекательный фильм. Ощущение произвольности утрачивается. Появляется также легкое оглушение, но, несмотря на отрешенность от окружающего, сознание того, что эти переживания вызваны, а не реальны, сохраняется.

Информация о работе Лекарственной зависимости, ее разновидности; препараты, вызывающие лекарственную зависимость. Профилактика ятрогенной лекарственной зав