Менеджмент в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 05:46, контрольная работа

Описание

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.
Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент - это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.

Работа состоит из  1 файл

Здравоохранение.DOC

— 269.00 Кб (Скачать документ)

ТЕМА1 : Менеджмент в здравоохранении.

 Менеджмент  как наука возникла в нынешнем  веке, в США и до настоящего  времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов,  средств и форм управления  с целью повышения эффективности производства  и получения прибыли.

 Президент  Американского ассоциации управления  Экли скакал, что менеджмент - это  управление не вещами, а воздействие  на людей. Это искусство получать  нужные вещи посредством управления  людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.

 Менеджмент  возникает тогда, когда имеется  как минимум 2 человека - управляющая  и управляемая стороны. Субъект  управления - тот кто управляет,  объект управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.

 Объекты  управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию  и любые хозяйственные и экономические  объекты, подвергаемые определенной  трансформации по воле объекта  (распоряжающегося этим объектом). 

История.

  1. Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый может управлять". Эта теория была очень слабой и обладал иллюзорные недостатки.
  2. Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных организационных структурах". Американцы  называют Фойоля  отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.
  3. Третий этап: Зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.
  4. Четвертый этап: в 50-60 гг., явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.
  5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации.
  6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.
  7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом.
  8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения.
 

Функции менеджмента. Каждый человек, выполняет  как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько  функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей  лестницы:

  1. Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.
  2. Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.
  3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
  4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
  5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
  6. Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

 Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

  Целям  и функциям управления соответствует  определенная установка (техническая,  коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

  Процесс  управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию,  контроль, анализ, оценку эффективности,  принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

  Алгоритм (последовательность управленческих  решений:

  1. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).
  2. Сбор необходимой информации.
  3. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
  4. Принятие управленческого решения;
  5. Организация исполнения;
  6. Контроль исполнения;
  7. Оценка эффективности и корректировка результатов;

  На  эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления.

 Менеджмент  рассматривается в виде оптимизации  технологических решений и психологических  установок.

  Среди  факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить:

  • отсутствие личных ценностных ориентаций;
  • отсутствие личной заинтересованности;
  • недостаточная профессиональная квалификация;
  • неумение влиять на людей;
  • неумение самосовершенствоваться;
  • неумение владеть собой;
  • рвачество;
  • отсутствие чувства долга;
  • необязательность;
  • неорганизованность;
  • нечестность;
  • неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует  6 основных стилей лидерства:

  1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.
  2. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.
  3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.
  4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.
  5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.
  6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.
 

В системе  практического здравоохранения  наиболее часто используется демократический  стиль. Процесс управления любым  учреждением протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления. 

Актуальные  проблемы здоровья в  современных условиях.

Важные  документы:

1993г.  приняты "Основы законодательства  РФ об охране здоровья граждан" - один основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит из 12 разделов:

  • общие положения: 4 статьи. Основное - охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного на сохранение здоровья граждан РФ. 2 статья - основные принципы: приоритет профилактических мер по охране здоровья граждан, доступность медико-социальной помощи, защищенность граждан в связи с утратой трудоспособности, ответственность органов власти, за обеспечение прав граждан.
  • Компетенция в области охраны здоровья граждан РФ, республик в составе РФ, автономных округов, и пр. в этом разделе 5 статей, среди них: защита среды обитания, традиционного образа жизни, охрана детей, материнства, отцовства, детства; лицензирование медицинской и фармакологической службы; формирование целевых и региональных бюджетов здравоохранения.
  • Организация охраны здоровья граждан РФ: полномочия высших органов, статья о финансировании охраны здоровья граждан; о муниципальном управлении.
  • Права граждан в области охраны здоровья: гарантированный медицинский объем в рамках ОМС;
  • Права отдельных группа населения: права семьи, беременных, несовершеннолетних, военнослужащих, инвалидов, заключенных. Статья  о согласии на медицинского вмешательство.
  • Права граждан при оказании медико-социальной помощи: право на информацию о состоянии здоровья.
  • Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродукции человека.
  • Обеспечение населения лекарствами и фармацевтическими препаратами.
  • Экспертиза;
  • Права и социальная защита медицинских работников; о врачебной тайне, право на занятие народной медициной и целительством, о сертификации деятельности; семейный врач.
  • Международное сотрудничество.
  • Ответственность за причинение вреда здоровью граждан: право на обжалование, на возмещение затрат и т.д.

Тема2: Менеджмент и маркетинг  в современном  здравоохранении.

 

 Маркетинг  - это комплексная деятельность  специалистов по организации  производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие потребности.

  Потребность  - это определенный вид нуждаемости (физиологической, социальной, личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизни, культурного уровня и психологической ориентации личности.

  Запрос - это потребность, подкрепленная  покупательской способностью.

 Предложение  (товар, удовлетворение потребности) - это услуги, предлагаемые с учетом покупательского спроса и стоимости.

 Маркетинговые  услуги позволяют реализовать  товар (услугу) в тех случаях,  когда определена потребность  населения, когда услуга имеет  преимущественное качество и удовлетворяющую обе стороны цену. Маркетинг может позволять реализовать услугу (товар) посредством обмена.

  Сделка - коммерческий обмен ценностями  между двумя сторонами. Условия  сделки, помимо общего согласия, должны определяться законодательством.

 Рынок  - совокупность существующих и  потенциальных покупателей товара (рынок товара, услуг, трудовых  ресурсов и т.д.).

  В  связи с вышеизложенным маркетинг  - это деятельность по производству  и реализации товара (услуг), направленная  на удовлетворение спроса и потребностей, с учетом качества и стоимости. Составными элементами рынка являются коммерческие банки, биржи труда, поставщики, клиенты, профсоюзы.

  В  здравоохранении рынок представлен  учреждениями государственного  здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются потребителям с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, климатогеографических, психологических и других условий.

Информация о работе Менеджмент в здравоохранении