Формирование
спроса и предложения на медицинские
услуг, а также ценообразование находятся
в определенной зависимости от многих
факторов. При этом охрана здоровья населения
зависит не только от эффективного функционирования
рынка медицинских услуг, но и от целого
ряда других рынков, тесно связанных между
собой. Если рассматривать только функционирование
медицинских учреждений, то они, прежде
всего, выступают на двух основных рынках:
рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.
Рынок
ресурсов включает в себя рынок
трудовых ресурсов и рынок материальных
ресурсов. Этот рынок снабжает медицинские
учреждения медицинским оборудованием,
лекарственными препаратами, инструментами.
Действуя на этом рынке, медицинские учреждения
покупают необходимые ресурсы и совершают
платежи, которые выступают в виде заработной
платы и доходов владельцев ресурсов.
На рынке ресурсов медицинские учреждения
выступают в роли покупателей, на рынке
медицинских услуг - продавцами.
В
условиях широкого использования
медицинского страхования рынок
услуг может быть представлен
следующими видами: страховым рынком,
рынком медицинских услуг по системе страхования
и свободным рынком медицинских услуг.
Что же касается рынка ресурсов, то он
также может быть определенным образом
классифицирован. Это рынок медицинского
оборудования, рынок лекарственных препаратов,
рынок труда.
Рынок
медицинских услуг и рынок
ресурсов связаны между собой
самым тесным образом. С одной
стороны, спрос на рынке ресурсов
является производным от спроса
на медицинские услуги, а с
другой стороны, уровень цен и в целом
конъюнктура на рынке ресурсов определяют
потенциальные возможности и границы
развития медицинских учреждений. Поэтому
не случайно уровень профессиональной
подготовки медицинских работников, наличие
лекарственных препаратов, низкий уровень
материально-технической базы здравоохранения
стали наиболее острой проблемой наблюдаемого
у нас в стране кризиса здравоохранения.
Господствовавший долгие годы в этих сферах
государственный монополизм, незначительная
сумма средства, выделяемая из государственного
бюджета, преобладание экстенсивных методов
развития являются основными причинами
возникших затруднений
Появившиеся
в этих условиях первые медицинские
кооперативы, малые предприятия
во многом имели успех благодаря
доступу к современному оборудованию,
дефицитным лекарствам, привлечению наиболее
квалифицированных специалистов. Это
привело к еще большей дифференциации
качества медицинского обслуживания,
усилило социальную напряженность в обществе.
Поэтому государство было вынуждено пойти
на усиление государственного контроля
в производстве лекарств и медицинской
техники. В частности, это выразилось в
реорганизации Министерства здравоохранения
России, которое превратилось в Министерство
здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации, а также в издании
летом 1994 года постановления Правительства
Российской Федерации "О государственной
поддержке развития медицинской промышленности
и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами
и изделиями медицинского назначения".
В
любом случае большинство этих
проблем могут быть успешно
решены только с расширением
финансовой базы всей системы
охраны здоровья в стране. Развитие
рыночных отношений сегодня делает
эту возможность реальной. Наряду
с традиционным источником финансовых
средства, каким является государственный
бюджет, возникают новые. Как определено
в законе "О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации", ими
могут быть средства государственных
и общественных организаций, предприятий,
доходы от ценных бумаг, кредиты банков
и других кредиторов.
Для
того чтобы эти перечисленные
источники реально функционировали,
необходимы условия, делающие
финансовые инвестиции в охрану
здоровья населения достаточно
привлекательным направлением. С
этой целью, на наш взгляд, необходимо
дифференцировать инструменты финансового
рынка и обеспечить им соответствующую
государственную поддержку. И хотя основную
роль в этих процессах будут играть государственные
и частные страховые организации, все
же медицинские учреждения и соответствующие
органы управления здравоохранением могут
привлекать к себе дополнительные свободные
денежные средства. Это может достигаться
различными путями:
- Выпуск собственных
долговых обязательств;
- Участие в
капитале и прибыли медицинского учреждения,
путем выпуска акций;
- Получение
займов в коммерческом банке. Например,
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
мог бы выступить инициатором инвестиционного
проекта, связанного со строительством
крупного многоотраслевого комплекса.
Не рассчитывая на бюджетные средства,
мэрия города выпускает среднесрочные
(3-4 года) долговые обязательства, которые
размещаются среди населения и предприятий,
прежде всего близлежащий районов. Возвратность
этих средств и выплаты соответствующих
дивидендов могут быть реализованы благодаря
как будущей эффективной работе данного
комплекса, так и будущим доходам городского
бюджета (экономия средств). Что же касается
медицинских учреждений акционерного
типа, то здесь существенное значение
могут иметь дополнительная эмиссия акций
и получение займов у коммерческих банков.
Как
известно, привлекательность ценных
бумаг определяется соотношением их
трех параметров: ликвидности, доходности
и риска. Учитывая формирование системы
обязательного медицинского страхования,
а также значительное участие государственного
бюджета в сфере здравоохранения, можно
предположить укрепление в ближайшие
2-3 года финансовой базы медицинских учреждений,
а это позволит, на наш взгляд, придать
ценным бумагам привлекательность, прежде
всего в аспекте безопасности и ликвидности,
уступая в доходности. Кроме того, при
соответствующей пропаганде в обществе
можно сформировать доброжелательное
отношение к столь важной социальной сфере,
какой является здравоохранение, и тем
самым придать этим ценным бумагам дополнительную
привлекательность.
В отношениях с коммерческими
банками дополнительной гарантией
обеспечения возвратности кредитов
может служить залог недвижимости
и, особенно земельных участков,
которыми могут располагать государственные
медицинские учреждения, расположенные
в районных центрах и небольших городах.
Кроме таких традиционных способов
финансирования, могут быть использованы
и иные способы финансирования
здравоохранительной деятельности,
которые могут оказаться заметно
выгоднее банковского кредита. Одним
из способов такого финансирования является
лизинг. Лизинг - это операции по размещению
движимого и недвижимого имущества, которое
специально закупается лизинговой фирмой,
остается ее собственностью, но отдается
в аренду предпринимателям. Обычно лизинг
трактуется как долгосрочная аренда машин
и оборудования. В настоящее время по лизингу
можно получить самые разнообразные факторы
производства и различное имущество -
от суперсложного до конторского оборудования.
Лизинговая фирма выступает своеобразным
посредником между производителями соответствующего
оборудования и его потребителями.
Известно, что лизинг особенно
привлекателен при временной
потребности в оборудовании. Предприятия
прибегают к нему, если у них
нет возможности использовать
кредит для закупки необходимого оборудования.
А с учетом того, что лизинговая сделка
не предполагает гарантийного и авансового
залога, предприятия, применяя один и то
же капитал, приводят в движение большее
количество ресурсов. Оборудование, полученное
по лизингу, не фиксируется на балансе
предприятия, следовательно, не увеличивает
его задолженности, не ухудшает финансового
положения.
В настоящее время, когда идет
процесс формирования многоукладности
в здравоохранении и существует
острая нехватка финансовых средств,
создание лизинговых фирм, на наш взгляд,
могло бы заметно улучшить материально-техническую
базу медицинских учреждений. На первом
этапе это могут быть государственные
лизинговые фирмы, которые могли бы выполнять
своеобразную роль распределителя скудных
объемов современного медицинского оборудования,
добиваясь, чтобы оно попало в хорошие
руки. К тому же, как показывает мировой
опыт, применять лизинг предпочтительно
там, где имеется особенно сложное и редко
оборудование, которое обслуживается
лизингодателями лучше, чем это может
сделать использующее его медицинского
учреждение.
В
экономической литературе встречаются
предложения об использовании
в сфере услуг такой специфической
формы, как фэкторинг. Фэкторинг
- это обычно осуществляемая на
договорной основе покупка требований
по товарным поставкам фэкторинг-фирмой.
В результате подобной операции предприниматель,
продающий требования, в течение 2-3 дней
получает от 70-90% суммы требований в виде
аванса. Остающиеся 10-30% являются для фэкторинг-фирмы
своего рода гарантийной суммой. Фэкторинг-фирма
взимает с предпринимателя определенные
проценты за немедленное предоставление
эквивалента долговых требований, премию
за риск и возмещение административно-управленческих
расходов. Фэкторинг эффективен прежде
всего, на производственных предприятиях
и оптовых фирмах, соответственно производящих
и сбывающих потребительские товары. Однако
нам представляется возможным в условиях
обязательного медицинского страхования,
когда многие предприятия не осуществляют
вовремя платежи в территориальные фонды
обязательного медицинского страхования,
а многие из них находятся на грани банкротства,
долговые обязательства предприятий фондам
и страховым организациям могли бы быть
проданы фэкторинг-фирмам. Это обеспечило
бы большую равномерность в финансировании
медицинских учреждений.
Таким образом, конкретная структура
рынка формируется под влиянием
многообразных факторов, отражающих
состояние экономики страны в
целом, региональные особенности,
уровень развития соответствующей
инфраструктуры. И чем точнее законодательная
и исполнительная власти будут эти факторы,
тем эффективнее и цивилизованнее будут
использоваться рыночные механизмы в
охране здоровья населения.
- В.Д. Селезнев,
И.В. Поляков. Экономические основы воспроизводства
здоровья населения в условиях переходной
экономики. Санкт-Петербург, 1996г.
- В.С. Лучкевич.
Основы социальной медицины и управления
здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.
- В.С. Лучкевич,
И.В. Поляков. Основы медицинского страхования
в России. Санкт-Петербург, 1995г.
- Мир медицины,
№6 за 1997 год, стр.21-23. Акулов В.Н. Социальная
защита граждан в условиях обязательного
медицинского страхования.
- И.В. Поляков,
Т.М. Зеленская, П.Г. Ромашов, Н.А. Пивоварова.
Экономика здравоохранения в системе
рыночных отношений. Учебное пособие.
Санкт-Петербург, 1997.
- Кузьменко
В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение
в условиях рыночной экономики, М., 1994.
Тема4:
качество
Лекция
по социальной медицине.
Согласно концепции ВОЗ различают
три аспекта качества: качество структуры
(оснащенность, обеспеченность), качество
процесса (медицинской помощи), качество
результатов (исходов медицинской помощи
по оценкам компетентности специалистов,
инфраструктуры учреждения). Такая оценка
проводится медицинской ассоциацией.
Осуществляемые
меры по контролю над качеством
медицинской помощи следует рассматривать
также из 3 компонентов: качество
структуры, качество процесса, качество
результатов.
По
гарантией качества понимают
научно-технический уровень помощи, то
есть степень применения имеющихся в настоящее
время медицинских знаний, медицинских
технологией при оказании медицинской
помощи. Говоря о гарантии качества надо
также говорить о технической оснащенности,
безопасности, удовлетворенности пациентов
(с должным учетом личности пациента, его
доверия и комфорта), с учетом экономного
использования ресурсов, равенства возможности
получения медицинской помощи для лиц,
имеющих разное экономическое положение.
Три группы
критериев качества.
Структура
качества.
Это институциональный
критерий (постоянный критерий) в состав
которого входят:
- Оценка зданий
и сооружений
- Оценка медицинской
техники
- Оценка вспомогательной
и организационной техники
- Оценка кадров
- Оценка различных
ресурсов, в том числе и лекарственных
Эти
данные можно найти в паспорте
учреждения, без этого паспорта
учреждение не может пройти
лицензирование и аккредитацию.
Для оказания качественной
услуги необходимо иметь качественный
кадровый потенциал, современную
технику, специальные ресурсы здравоохранения.
Экспертиза показателей структуры
проводится органами лицензирования и
аккредитации, на основе следующих документов:
- типовые паспорта
зданий и сооружений,
- типовой
паспорт оснащения медицинской техникой,
- типовой паспорт
оснащения хозяйственной оргтехникой,
- штатное расписание
и квалификационные требования к специалистам
(результаты аттестации и сертификации),
- перечень
запасов ресурсов необходимых для оказания
медицинской помощи.