На
начальном этапе, когда главной
проблемой является обуздание
инфляции и достижение финансовой
стабилизации, очевидна необходимость
четкого определения минимальной базы
финансирования здравоохранения, поиска
и подключения резервных ресурсов для
поддержания отрасли, а также начала создания
новых структур, как-то: медицинские страховые
организации, частные медицинские учреждения,
отлаживание системы лицензирования и
аккредитации, создание необходимых условий
и стимулов для деловой и прежде инвестиционной
активности. Вместе с тем представляется,
что на данном этапе должен быть сохранен
и даже усилен приоритет государственных
структур в отрасли. В условиях экономического
спада, высокой инфляции, нарастающей
безработицы, падения реальных доходов
значительной части населения, разгосударствление
и приватизация медицинских учреждений
не только не желательны, но даже губительны.
Разумеется, процесс формирования негосударственных
структур должен продолжаться, но не за
счет перераспределения ресурсов от государственного
сектора к частному. Однако в рамках этого
этапа устойчиво проявит себя тенденция
к муниципализации здравоохранения. Предлагаемые
в этих трудных условиях меры чрезвычайного
характера могут быть направлены на сокращение
расходов и на поиск дополнительных источников
финансирования.
На
втором этапе, когда произойдет
определенная финансовая стабилизация,
наступит сокращение налогового
бремени, в центре внимания могут
оказаться проблемы разумного сочетания
платности и "бесплатности" многих
социальных услуг, получаемых населением,
в том числе медицинских. На том этапе
за счет накоплений государства, предприятий,
а также посредство привлечения сбережений
населения можно будет значительно расширить
финансовую базу здравоохранения и приступить
к значительному изменению материально-технической
базы. В этих условиях вполне уместна будет
"осторожная" приватизация части
ЛПУ в той или иной форме. Тем самым, по
сути дела, должен быть завершен процесс
формирования нормальной многоукладности
в отрасли как необходимое условие использования
рыночных отношений в здравоохранении.
На этом же этапе следует создать экономические
и юридические предпосылки формирования
неприбыльных медицинских учреждений.
И,
наконец, третий этап будет
связываться с экономическим
подъемом и завершением переходного
периода. В условиях роста благосостояния
населения это даст возможность
сконцентрировать внимание на
отработке и отлаживании всех
элементов системы охраны здоровья.
Литература.
- В.Д. Селезнев,
И.В. Поляков. Экономические основы воспроизводства
здоровья населения в условиях переходной
экономики. Санкт-Петербург, 1996г.
- В.С. Лучкевич.
Основы социальной медицины и управления
здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.
- В.С. Лучкевич,
И.В. Поляков. Основы медицинского страхования
в России. Санкт-Петербург, 1995г.
- Мир медицины,
№6 за 1997 год, стр.21-23. Акулов В.Н. Социальная
защита граждан в условиях обязательного
медицинского страхования.
- И.В. Поляков,
Т.М. Зеленская, П.Г. Ромашов, Н.А. Пивоварова.
Экономика здравоохранения в системе
рыночных отношений. Учебное пособие.
Санкт-Петербург, 1997.
- Кузьменко
В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение
в условиях рыночной экономики, М., 1994.
- Левант Н.А.
Организация медицинского страхования
в России М., 1993. С.35-36.
- Медицинский
вестник, 1996. №2. С.4