Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:43, реферат
Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
1.Принцип групповой изоляции
2.Оздоровительные мероприятия
3.Противоэпидемические мероприятия
4.Дезинфекция
5.Профилактика инфекционных болезней
6.Желудочно – кишечные инфекции
7.Воздушно – капельные инфекции
8.Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При отсутствии в группе восприимчивых детей -(все привиты или переболели) карантин не вводится.
Дети, соприкасавшиеся с больными корью, не болевшие и не привитые ранее и не имеющие клинических противопоказаний, подлежат в срочном порядке прививкам коревой вакциной. Дети, встречавшиеся с заболевшим и в день прививки случайно не оказавшиеся в детском учреждении, должны быть привиты на дому. Такая прививка не гарантирует полностью от заболевания, если заражение уже произошло при первом контакте, но защищает при последующих контактах.
Прививки можно проводить и в более поздние сроки, даже в сформировавшихся очагах, но эффективность их будет снижаться по мере удлинения срока от момента контакта. Детям, не болевшим корью и не подлежащим прививкам по медицинским показаниям, следует вводить гамма-глобулин.
Коклюш. Возбудителем коклюша является палочка Борде-Жангу. Ребенка, заболевшего коклюшем, удаляют из детского учреждения, куда он может быть допущен снова не ранее чем через 40 дней от начала заболевания.
Группа, в которой возникло заболевание коклюшем, подвергается карантину на 14 дней, прием новых детей в течение этого времени запрещен. Если после удаления последнего больного в группе имеются дети с катаральным кашлем, срок карантина удлиняется, так как это может быть начальной стадией коклюша. Дети, перенесшие коклюш, могут посещать детское учреждение, не подвергаясь изоляции. Дети, не болевшие коклюшем и общавшиеся дома с больным, в детское учреждение не допускаются в течение 40 дней. В помещении, где находился больной коклюшем, проводится влажная уборка и проветривание.
Персонал, обслуживающий группу, разобщению не подлежит. За ним устанавливается медицинское наблюдение на 14 дней. Ветряная оспа. Возбудитель ветряной оспы — фильтрующийся вирус. Ребенка, заболевшего ветряной оспой, удаляют из детского учреждения и принимают обратно после отпадения корочек.
При повторных заболеваниях в группе ветряной оспой переболевшие дети допускаются после исчезновения острых явлений (снижения температуры). Объявляется карантин на 21 день, считая с момента возникновения последнего заболевания. Новых детей в это время, за исключением переболевших, не принимают.
При установлении точного срока контакта с заболевшим дети допускаются в детское учреждение в течение первых 10 дней инкубационного периода и подлежат разобщению с 11-го по 21-й день. Взрослые не изолируются. Дети, не болевшие ветряной оспой, но имеющие контакт с больным дома, не допускаются в детское учреждение в течение 21 дня.
В помещении, где был больной, проводится влажная уборка и усиленное проветривание.
Свинка. Возбудитель болезни — фильтрующийся вирус. Ребенка, заболевшего свинкой (эпидемическим паротитом), удаляют из детского учреждения и принимают вновь после исчезновения припухлости желез и установления нормальной температуры, но не ранее чем через 9 дней от начала заболевания.
В случае повторных
заболеваний свинкой в детском
учреждении объявляется
Полиомиелит — острое инфекционное заболевание, возбудителем которого является фильтрующийся вирус. Начальные признаки полиомиелита сходны с гриппозным или острым желудочно-кишечным заболеванием. Повышается температура, появляются головная боль, насморк, кашель, понос. Ощущается боль в мышцах спины, затылка, ног и рук, ребенок болезненно реагирует на прикосновение.
Возбудитель полиомиелита выделяется из организма больных вместе с испражениями. В первые дни заболевания вирус гнездится в слизи носоглотки больного; поэтому при кашле, чихании и разговоре возможно заражение. Источником инфекции являются также белье, игрушки, посуда больного ребенка и при несоблюдении гигиенических правил руки ухаживающих за ним взрослых.
В распространении полиомиелита большую роль играют мухи, переносящие возбудителей этого заболевания на пищевые продукты. Попадая в организм через рот, главным образом с загрязненными продуктами, вирус полиомиелита проникает в кишечник, а затем в кровь и вызывает заболевание.
При подозрении на заболевание полиомиелитом ребенок должен быть изолирован до того, как он будет осмотрен врачом или старшей медицинской сестрой. После подтверждения диагноза больного госпитализируют. До отправки в больницу его обеспечивают отдельной посудой и предметами ухода.
Кроме того, необходимо провести текущую дезинфекцию. Для этого белье обеззараживают 1-процентным раствором хлорамина в течение часа; выделения засыпают сухой хлорной известью, оставляют на час, после чего горшок, судно освобождают, дезинфицируют и тщательно моют; остатки пищи засыпают хлорной известью; предметы ухода и посуду обеззараживают кипячением в течение 30 минут, а если это невозможно, дезинфицируют хлорамином или хлорной известью. Игрушки замачивают в 1-процентном растворе хлорамина. После госпитализации больного санитарно-эпидемиологической станцией производится заключительная дезинфекция.
Изоляция больного прекращается после выписки из больницы, но не ранее чем через 40 дней от начала заболевания и 3 2 дней пребывания в домашних условиях.
Для детей и взрослых, работающих в детском учреждении, бывших в контакте с больным полиомиелитом, после изоляции больного и дезинфекции помещения назначается карантин на 20 дней. В настоящее время проводится активная иммунизация всех детей, начиная с 2-месячного возраста живым ослабленным вирусом в виде драже.
Грипп. Заболевание гриппом вызывается фильтрующимся вирусом. При гриппе исход заражения в значительной степени зависит от заражающей дозы вируса. При малой дозе заражения может развиться легкое заболевание, значительная доза может вызвать тяжелую гриппозную пневмонию. Обслуживающему персоналу необходимо использовать четырех» слойные марлевые маски, закрывающие дыхательные пути.
Больной ребенок должен быть своевременно изолирован от здоровых детей и после осмотра врачом (или другим медицинским работником) отправлен домой под наблюдение участкового врача. Детей с тяжелыми формами гриппа госпитализируют.
Белье заболевшего, независимо от срока пользования, отдают в стирку. Помещение подвергается тщательной уборке с применением хлорсодержащих средств или мыльных и щелочных растворов, энергичному проветриванию и облучению ртутно-кварцевыми лампами.
Профилактике гриппа в детских учреждениях следует уделять особое внимание, так как грипп легко передается при контакте. При этом опасность может быть не только в самом заболевании, но и в частых осложнениях, которые он вызывает у детей.
Для профилактики гриппа в период эпидемии проводят вакцинацию, применяют противогриппозную сыворотку. Как средство местного применения рекомендуется 0,25-процентная оксолиновая мазь, интерферон, применяемый для профилактики и лечения гриппа.
В профилактике гриппа важное значение имеют: физическое воспитание, закаливание организма, выполнение правил личной гигиены, санитарное содержание помещений, регулярное их проветривание. Необходимо сократить до минимума посещения детьми зрелищных мероприятий, ограничить пользование их общественным транспортом — все это также относится к мерам профилактики гриппа в дошкольных учреждениях. Указанные меры профилактики гриппа многим известны, но, к сожалению, они не всегда выполняются. Из других мер следует отметить раннее выявление признаков заболевания, в частности во время утреннего приема детей; более внимательно наблюдать за состоянием здоровья обслуживающего персонала, особенно в период эпидемии.
Строгое выполнение приведенных выше противоэпидемических мероприятий в сочетании с правильным санитарным режимом позволяет во много раз снизить заболеваемость в детских учреждениях.
Указанные мероприятия должны проводиться правильно, и, главное, постоянно.
В борьбе с распространением в коллективе детей некоторых заболеваний первостепенное значение имеет повышение гигиенических знаний и санитарной культуры персонала, обслуживающего детские учреждения.
С этой целью следует поднять
личную гигиену персонала, воспитывать
у детей культурно-
8.Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях
Гигиеническое воспитание и обучение тесно связаны с общим образованием, выработкой материалистического мировоззрения, политехническим и трудовым обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием.
Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, преемственность, целенаправленность, дифференцированность. В задачу гигиенического воспитания и обучения входит систематическое сообщение обучающимся основных сведений по охране здоровья, привитие осознанных прочных гигиенических навыков. Важное значение в системе гигиенического воспитания имеет принцип преемственности. Это значит, что содержание гигиенического воспитания должно не только учитывать, но и закреплять, углублять уже имеющиеся у детей знания и навыки.
Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного (полового) воспитания.
Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки — это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.
Прививать гигиенические навыки детям должны родители, медицинские работники, воспитатели, учителя, педагоги, общественность. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Медицинские работники учебно-воспитательных учреждений должны оказывать постоянную консультативную, методическую помощь работникам других учреждений в деле гигиенической подготовки воспитанников. Функциональной обязанностью медицинских работников является специальная гигиеническая и санитарная подготовка обслуживающего персонала детских учреждений, так как они все являются проводниками санитарной культуры в детских коллективах.
Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель, учитель, педагог) является хорошим примером для подражания.
Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус. И наоборот, обучая детей понимать, создавать и ценить красивое, мы помогаем воспитанию и закреплению прочных гигиенических знаний и навыков. Приучая детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, друзей и т. д., мы способствуем воспитанию у них чувства товарищества, коллективизма и дружбы.
Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по нескольким направлениям:
1. Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.
2. Гигиеническая подготовка заведующих и воспитателей дошкольных учреждений.
3. Гигиеническая подготовка медицинского персонала.
4. Гигиеническая подготовка технического персонала.
Санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание в яслях, яслях-садах осуществляют заведующие дошкольными учреждениями, педагоги, медицинские работники. Большая роль в воспитании гигиенических навыков у дошкольников принадлежит родителям. Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым. В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.
Детей 2--3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.