Управление сферой здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание

По определению ВОЗ здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 603.46 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Целью моей курсовой работы является анализ системы здравоохранения  РФ в настоящее время, ее работы, выполнения поставленных задач, приоритетных направлений развития, исследования проблем функционирования и предложения  по реформированию.

По определению ВОЗ  здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое  население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.

  Так, в соответствии с законодательством все граждане Российской Федерации обладают правом на охрану здоровья. В нашей стране основные функции по охране здоровья населения выполняет система здравоохранения.

Система здравоохранения - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психологическом окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.

 В России охрану  здоровья населения в основном обеспечивает сложившаяся годами система здравоохранения, под которой понимается совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения.

Система здравоохранения  наряду с экологической обстановкой, политическим строем, экономической  обстановкой в стране, уровнем  благосостояния населения является одним из самых важных элементов в сохранении и укреплении здоровья людей. Поэтому, насколько хорошо организованна система, работают все ее механизмы зависит уровень здоровья граждан.

В ходе проводимой реформы, современная система здравоохранения  переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана  законодательная база для реформы  здравоохранения, направленная на децентрализацию  государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного  медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

Несмотря на это, функционирование системы здравоохранения сталкивается с определенными трудностями: снижением  качества медицинской помощи населению; увеличением числа заболеваний  социально опасного характера; ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом  населения; недостаточным финансированием  отрасли и декларативным характером Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской  помощи. Их наличие обусловлено утратой  комплексного подхода к охране здоровья, деформированием системы медицинской  профилактики, снижением доступности  квалифицированной медицинской  помощи для большей части населения, развитием неконтролируемой теневой  экономики в отрасли. Кроме того, на состояние системы здравоохранения оказывает влияние отсутствие четкой и последовательной, должным образом подкрепленной в правовом, организационном и финансовом отношении государственной политики в области охраны здоровья граждан, в то время как от правильно определенных направлений здравоохранительной политики и результатов работы органов государственного управления зависит эффективность системы здравоохранения в целом, а, следовательно, здоровье всего многонационального народа России. Правовое обеспечение отстает от развития общественных отношений, складывающихся в области здравоохранения. Более того, несовершенное законодательство в ряде случаев сдерживает позитивные процессы в рассматриваемой отрасли.

Эти и многие другие причины  свидетельствуют о том, что нынешняя система здравоохранения имеет  множество недостатков, которые  требуют немедленного, но грамотного, экономически и финансово обоснованного  решения.

Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о содержании, сущности, а также проблемах и  их решении в государственном  управлении сферой здравоохранения  в РФ.

Объектом является Российская Федерация. Предмет в свою очередь  – комплекс теоретических и практических вопросов, относящихся к государственному управлению сферой здравоохранения.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы познания: метод анализа, сравнительный  метод, метод описания, метод классификации, метод аналогии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  государственного управления сферой  здравоохранения в РФ

 

 

1.1 Понятие и сущность государственного управления сферой здравоохранения в РФ

 

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно государственного управления здравоохранением, целесообразно установить, что представляет собой государственное управление в целом, его виды и особенности.

Управление - это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта. При этом под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию.[1]

В соответствии с множественностью субъектов управления в целом, можно  выделить следующие виды управления[2] здравоохранением:

1) Международное управление здравоохранением. Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом или региональными международными объединениями, если им договорами государств предоставлены функции управления здравоохранением. Такое управление является производным от государств, которые создают соответствующие международные органы.

2) Государственное управление. Оно осуществляется в пределах государственного организованного общества той или иной страны.

3) Управление в субъектах Федерации (область, край, автономный округ и др.).

4) Управление в автономных образованиях (Шотландия в Великобритании, Крым на Украине).

5) Негосударственное муниципальное управление здравоохранением. Государство или субъект федерации устанавливает в своей Конституции и законах сферу муниципального управления как местного управления.

Существование государственного управления здравоохранением в России обусловлено признанием человека, его  жизни и здоровья высшими первичными ценностями, относительно которых определяются другие ценности и блага всего  общества. Поэтому управление здравоохранением является комплексной задачей всего  общества, в реализации которой принимают  участие множество секторов народного  хозяйства и структур управления (от федеральных до местных органов  самоуправления).[3]

В свою очередь задача управления здравоохранением сводится к наиболее эффективному достижению цели путем  повышения качества лечебных, диагностических  и профилактических мероприятий  и рациональному использованию  ресурсов здравоохранения. В связи  с этим государство ставит перед  собой задачи, направленные на обеспечение  охраны здоровья граждан, реализовать  которые призвана именно государственная  система управления здравоохранением.

Обращает на себя внимание тот факт, что термин «управление  здравоохранением» встречается  довольно часто во многих нормативных  правовых актах, принятых в сфере  здравоохранения,[4] однако его значение нигде не раскрывается.

Поэтому, прежде чем сформулировать понятие «государственное управление здравоохранением», необходимо рассмотреть  ряд особенностей данной категории.

Следует отметить, что в  исследовании вопросов управления здравоохранением используется системный подход к  решению управленческих задач,[5] на научных основах строится система и структура, комплектуются кадры аппарата управления здравоохранением. Кроме того, в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения. Именно эти органы, с присущими им полномочиями и структурой, осуществляют организацию реального воплощения целей здравоохранения по уменьшению потерь потенциальной и активной жизни населения, и в своей совокупности представляют системы управления. Следовательно, системе здравоохранения в России присуще наличие соответствующей системы государственного управления.

Система управления здравоохранением в России - одна из подсистем управления обществом, имеющая определённую внутреннюю организацию и функции, связь с другими системами и перспективы дальнейшего развития.[6] Она характеризуется следующими признаками:

- представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов;

- является подсистемой более сложной системы управления единой социальной сферой;

- находясь в единстве с иными системами управления, является относительно самостоятельной по отношению к ним, оказывая взаимное влияние друг на друга;

- имеет внутренние (между частями системы) и внешние (с другими системами) связи; иерархическую структуру, определяемую составом элементов, подсистем и их связей и состоящую из ряда уровней управления – относительно обособленных структурных образований, различающихся полномочиями (правами и обязанностями);

- обладает определёнными устойчивыми свойствами;

- динамична, т. е. способна к развитию и самосовершенствованию.

Содержание управления здравоохранением составляет совокупность общих и  специальных исполнительно-распорядительных функций. К общим функциям относятся разработка государственных программ, их финансирование, контроль, решение кадровых вопросов; к специальным - организация лечебно-профилактической помощи, размещение сети лечебно-профилактических и других организаций здравоохранения, обеспечение медицинских организаций и населения лекарственными средствами и другими медицинскими изделиями и оборудованием, организация санитарно-эпидемиологического надзора, производство медицинских экспертиз, развитие медицинской науки, работа по профилактике заболеваний среди населения.

Управление здравоохранением имеет своим предметом распределение  публичных финансовых ресурсов на цели реализации государственных гарантий в области охраны здоровья. Местом освоения этих ресурсов является сфера  хозяйствования, товарообмена, экономического оборота в области охраны здоровья. Система управления здравоохранением в сфере товарообмена осуществляет размещение финансовых средств. Размещая их в одном из секторов, система  управления влияет на его экономическое  развитие. Размещая их у избранных  субъектов хозяйствования, система  управления способствует росту их благосостояния. Тем самым управление здравоохранением происходит посредством организации  перераспределения финансовых ресурсов в сфере хозяйствования и спроса по финансовым вложениям. Такое управление осуществляется средствами координации  и не находится в противоречии с характером отношений в оборотном  пространстве.[7]

Государственное управление здравоохранением строится на основе принципов управления, среди которых  можно выделить следующие:

1) Публичная власть управляющего. Для государственного управления здравоохранением необходима власть, право распоряжаться (полномочия) и сила, обеспечивающая исполнение распоряжений.

2) Единство руководства и разделение управленческого труда. Без единого руководства возникает хаос, а разделение труда обеспечивает специализацию, то есть качество управления.

3) Единство распорядительства по определенному кругу вопросов и конкретность исполнителей. При множестве распорядителей, дающих указания по одному и тому же вопросу, возникает беспорядок, а без конкретного обозначения исполнителя распоряжения не выполняются.

4) Приоритет интересов государственного управления во время исполнения служебных обязанностей.

5) Централизация и иерархия в управлении. Они создают стабильность и обеспечивают деятельность управленческого механизма как единого целого.

6) Постоянство управленческого персонала. Текучка руководителей и исполнителей вредна для дела.

7) Недопущение дискриминации в отношении начальников, подчиненных, сотрудников управляющего органа. Поощрения и наказания должны быть соразмерны поступку и расцениваться коллективом как обоснованные, справедливые.

8) Обратная связь в управлении. Управляющий должен учитывать результаты своих действий и корректировать их, если обратная связь указывает на необходимость этого.

9) Иные принципы государственного управления (законность, научность, демократичность, действенный учет и контроль).

Структура системы управления здравоохранением включает следующие  элементы: субъект, объект и их связи, собственно процесс государственного управления (функции, формы и методы, цели и задачи). Рассмотрим их подробнее.

Итак, исследуемой системе  здравоохранения присуще, в первую очередь, наличие двух взаимосвязанных  элементов: управляющего (субъекта) и  управляемого (объекта). В качестве субъектов выступают органы государственного и муниципального управления здравоохранением, руководство общественных объединений (Президент РФ, Правительство РФ, Министерство здравоохранения и  социального развития РФ и субъектов  Федерации; органы местного самоуправления в области здравоохранения; Федеральные  фонды социального страхования  и обязательного медицинского страхования; органы, имеющие в своем ведении  учреждения здравоохранения, например, Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство транспорта и связи и др.).

Объектами государственного управления здравоохранением являются учреждения здравоохранения, испытывающие на себе государственное воздействие  названных выше субъектов. К ним относятся: поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, центры санитарно-эпидемиологического надзора, специализированные санатории, станции скорой медицинской помощи, судебно-медицинские и другие учреждения здравоохранения. Они подразделяются на государственные (федеральные или субъектов Федерации), муниципальные и частные.

Информация о работе Управление сферой здравоохранения